На рисунке здания народных училищ в Добосне
Николай Кондратьевич Чулкевич родился в 1846 году в семье дьячка Чулкевича Кондратия Семеновича (1816 г. р.), сына дьячковского, который по присоединении из унии в православие в 1832 году, обучался чтению, пению и уставу церковному в Шкловском Воскресенском монастыре; в 1834 году был определен пономарем к Луковской Свято-Георгиевской церкви Рогачевского уезда; в 1839 году переведен дьячком к Запольской Свято-Николаевской церкви того же уезда; 1 июля 1846 года по распоряжению начальства переведен к Тихиничской Михайловской церкви Рогачевского уезда, в которой и прослужил более 30 лет. В семье дьячка Кондратия Семеновича и Марии Леонтьевны (1818-1819 г. р.) кроме Николая было еще четверо детей: Филипп (1839), Феодор (1841, мой дважды прадед), Иулиания (1843) и Анастасия (1848). Возможно, были и другие дети, о которых мне неизвестно [3, с. 21-23; 27, с. 24].
Николай Кондратьевич Чулкевич окончил Могилевскую духовную семинарию в 1870 году со званием студента. В 1870-1875 годах он был наставником и законоучителем православного исповедания Добоснянского народного училища, в должности с 1.09.1870, имел жалованье 175 руб. и пользовался квартирой [24, с. 390].
Примерно в это же время вступил в брак с Анной Федоровной. Метрические книги о бракосочетавшихся по Добоснянской церкви, к сожалению, не сохранились. Можно только предположить, что служба Николая Чулкевича и брак взаимосвязаны и могут иметь отношение к Добосне. На данном примере попробую разобраться, или вернее, приблизится к версии, чьей родственницей из священно- и церковнослужителей могла быть Анна Федоровна, слишком распространенное имя и отчество усложняют такую задачу. Священником Добоснянского прихода в данный отрезок времени был Федор Федорович Мигай, его жена – Екатерина Федоровна [25, с. 117; 9, дата 13.03.1872].
Вот и первая версия сразу с тремя неизвестными. Анна Федоровна может оказаться как дочерью священника, так и его сестрой, или сестрой его жены. Если бы не имелись в наличии за отдельные годы метрические книги о родившихся и умерших по Добоснянскому приходу, то на этом бы мое «расследование» и закончилось. Как правило, среди воспреемников при рождении детей фигурируют близкие родственники, если имеются в данной, либо близлежащей местности.
Метрические книги о родившихся по Добоснянской церкви содержат следующие сведения: 23 августа 1872 года у Чулкевичей в Добосне родилась дочь Нина (крестили почти через месяц, 17 сентября) и 15 сентября 1874 года - сын Алксей (крестили также почти через месяц после рождения, 13 октября). Одним из воспреемников у обоих детей являлся священник с. Дворянинович Бобруйского уезда Минской губернии Мануил Иванович Шелепин, другими воспреемниками были: у Нины - местечка Поболова владельца Мартина Ивановича Кутая дочь Пелагея (девица) и у Алексея - Рогачевского уезда, фольварка Катринполя помещика, ротмистра Андрея Василиева Сик… (неразборчиво) жена Анна Флоровна. В крещении Нины принимал участие ее дед - дьячок соседней Тихиничской церкви Кондратий Семенович Чулкевич. Через полгода, весной 1875 года сын Чулкевича Алексей умер от падучей, похоронен на Добоснянском кладбище. Полагаю, что умерла и дочь Нина, ее имя больше не встретилось [9; 10].
Ожидание увидеть среди воспреемников кого-то из семьи священника Мигая или лицо с именем Федор не оправдалось. При рождении у священника Мигая дочери Александры в марте 1872 года среди воспреемников также нет никого из Чулкевичей, таинство крещения совершает священник Павловичской церкви Бобруйского уезда Андрей Якубович. Имя Федор - это не имя Мануил, которое бы позволило изначально расставить все точки… Пришлось искать сведения о священнике Шелепине. В 1880-1890 годах Мануил Шелепин - священник Пацево-Слободской церкви Бобруйского уезда, здесь у него с женой Анастасией Михайловной рождаются дети, у которых воспреемниками являются другие лица. Сам Шелепин вряд ли имеет отношение к Чулкевичу, как, впрочем, и его жена. Остается предположить родство по женской линии Шелепиных [9, дата 13.03.1872; 17, дата 20.01.1883; 18, дата 6.12.1888].
В 1876-1883 годах Николай Кондратьевич Чулкевич является священником Колодницкой Петропавловской церкви Черейской волости Сенненского уезда, в службе священника с 25 марта 1876 года. Часто места ушедших за штат настоятелей или умерших занимаются родственниками, в т. ч. зятьями-священниками. Предыдущим священником Колодницкого прихода был Федор Флорович Августинович. Снова появляется имя Федор и вспоминается отчество одной из воспреемниц детей Чулкевичей – Анна Флоровна. По возрасту Августинович мог быть отцом Анны Федоровны Чулкевич, т. к. в Колодницкой церкви на 1869 год уже служил, имел темно-бронзовый наперсный крест, медали в память войны 1853-1856 гг. и за усмирение польского мятежа 1863-1864 гг. Приходится искать дополнительную информацию и об Августиновиче. Удалось выяснить, что женой Августиновича была Пелагея Киприановна (предположительно Коскевич), у обоих его детей одной и той же воспреемницей является Соломея Киприановна Коскевичева, вероятно, сестра жены. Умершая в 1875 году от тифозной горячки 13-летняя дочь Александра Федоровна Августинович записана в метрической книге Лисичинской церкви Сенненского уезда, где заштатным священником был Киприан Павлович Коскевич (78 лет), что дополняет предположение. Этот пример показывает, что при желании понять девичью фамилию можно. Родилась у Августиновичей и дочь Анна Федоровна, но в 1873 году. Таким образом, моя Анна Федоровна Чулкевич не может быть дочерью священника Августиновича, а воспреемница Анна Флоровна – обычное совпадение [26, с. 165; 16; 25, с. 159; 19, дата 25.12.1869; 15, даты 23.12.1875, 03.02.1875 и 15.05.1875; 14, дата 6.12.1873].
Пытаясь донести до читателя как найти происхождение и девичью фамилию жены священника, сама почти прибыла на конечную остановку. Зачастую случается и конечная остановка, но я все же дала себе еще шанс и продолжила путь вместе с Николаем Чулкевичем дальше.
Священник Добоснянской церкви Феодор Мигай 23 июля 1883 года скончался и по определению Епархиального начальства настоятель Колодницкой церкви Николай Чулкевич 31 августа 1883 года перемещен к Добоснянской Ильинской церкви [5, с. 39, 58].
Я снова возвращаюсь к Добосне. Изучаю все связанные с ней архивные документы, пытаюсь найти сведения обо всех служителях прихода. Убеждаюсь лишний раз, что случайным образом никто не назначается.
Дед Николая Чулкевича – Семен Петрович Чулкевич в 1830 году был определен дьячком к Добоснянской Греко-Униатской церкви Задруцко-Рогачевским деканом Иоанном Гласко (священник Тихиничской церкви). В 1832 году, с переходом к православию, был переведен в Полесскую церковь того же уезда [21; 22].
Священником Добоснянского прихода с 1822 года был также Гласко (Иоанн Сильвестров). Добоснянский священник Гласко в январе 1846 года за уступлением места своего зятю, окончившему в Могилевской духовной семинарии курс учения, студенту Флору Рожинскому, оставлен согласно прошению его, по слабому здоровью, в заштат при оной Добоснянской церкви, от роду ему 57 лет, вдов, в семействе никого нет. В клировой ведомости за 1847 год у Флора Федоровича Рожинского и его жены Марии Ивановны (Гласко), 18 лет, имеется дочь Анна, которой полгода. Вот эта Анна Флоровна Рожинская могла быть женой помещика фольварка Катринполя и воспреемницей при крещении Алексея Чулкевича, в 1874 году ей было 27 лет. Сам Рожинский к этому времени в Добосне уже не служил, перешел к Святской церкви Рогачевского уезда на место своего отца. Во время службы Рожинского в Добосне просфорней была его сестра (девица) Терезия Федоровна Рожинская. Какое отношение к Чулкевичам имеет семейство Мартина Ивановича Кутая покажет изучение метрических книг Поболовской церкви. В 1863 году Кутай упоминается в заявлении священно- и церковнослужителей Добосны о необходимости постройки новой церкви, за церковного старосту Александра Дмитриева, неграмотного, подписался Бобруйский мещанин Мартин Кутай. Вероятно, с кем-то из членов причта его семья в родстве, в это время священником был Рожинский, дьячком Шпаковский и пономарем Волкович [20; 3; 23].
Если следовать принципу родства при перемещении, то сменивший священника Рожинского Федор Федорович Мигай тоже должен быть в числе родственников. Допускаю, что женой Мигая была сестра предыдущего священника Екатерина Федоровна Рожинская. В клировой ведомости Святской церкви в семье священника Федора Семеновича Рожинского значится дочь Екатерина, около 1830 г. р. с сестрами Терезией и Юлией [4, с. 16 об. - 17].
Вторым священником Добоснянского прихода с 1838 по 1843 год был Иосиф Иоаннов Козловский (сын дьячка), его женой была Виктория Косьмина Волкович (дочь священника). Здесь же, в Добосне, при родственниках проживает Иван Косьмин Волкович (брат жены священника Козловского), окончивший Бобруйское дворянское уездное училище, 16 марта 1843 года определен пономарем к сей церкви. Швагер Волковича переходит к другому приходу, а пономарь (в дальнейшем псаломщик) Волкович остается в Добосне, потому как женат на прихожанке Добоснянского прихода по фамилии Тризно, из шляхты околицы Изобелино. В 1857 году должность пономаря (позже - псаломщика) исправляет сын Волковича Пантелеймон. В 1886 году Пантелеймон Волкович служит псаломщиком Павловичской церкви Могилевского уезда, в 1886/1887 учебном году в церковно-приходской школе обучает учеников пению, а закону Божию обучает священник Григорий Спепанович Козловский. Родственные связи продолжают иметь место при перемещениях [3; 4, с. 10 об. – 11; 5, с. 19, 115; 7; 24, с. 263].
В 1850 году в Добоснянской церкви появляется дьячок Федор Иванович Шпаковский, на первый взгляд к находящимся в приходе лицам отношения не имеет. В записи о рождении ребенка указана фамилия жены дьячка - Елизавета Стефановна Тризно (из околицы Изобелино). Вероятно, что жены Волковича и Шпаковского в родстве. У Шпаковских рождается сын Адам 29 апреля 1852 года и всего через 1 год и 3,5 месяца дочь Анна - 10 августа 1853 года. Похоже, что Адам умер младенцем. При родах дочери или чуть позже, но в том же году умерла и жена дьячка Елизавета Стефановна Шпаковская (Тризно), т. к. в 1855 году у Шпаковского родилась дочь Федора уже в другом браке с Екатериной Семеновной (предположительно, Шантарович из Тихинич) [7, даты 29.04.1852, 10.08.1853 и 05.04.1855].
Единственной подходящей кандидатурой в жены Николаю Чулкевичу из семей священно- и церковнослужителей Добоснянского прихода является Анна Федоровна Шпаковская, 1853 г. р., на дату рождения дочери Нины ей было 19 лет. При рождении детей у Чулкевичей в воспреемниках не было Шпаковского, т. к. он на 1872 год в приходе уже не значился. Дьячком является Иван Глыбовский, сын бывшей вдовой дьяческой жены (с 1843 года - просфорни Добосняского прихода) Агафии Андреевны Глыбовской, около 1797 г. р.
Возможно, что кого-то из других Чулкевичей тоже связывают родственные связи с бывшими служителями Добосны. На сегодняшний день документально не установлена фамилия жены не только Николая Кондратьевича Чулкевича, а и его брата Федора Кондратьевича, также отца Кондратия Семеновича и деда Семена Петровича Чулкевичей. Метрические книги и документы приходов, в которых они служили, не сохранились вовсе.
В 1886 году священнику Добоснянской церкви Николаю Чулкевичу разрешено носить набедренник, в 1891 году он награжден скуфьей, в 1897 году - камилавкой, в 1902 году – саном протоиерея. Также он избирался духовным следователем по Рогачевскому 1-му округу благочиния в 1893 году [5, с. 67, 17, 138, 104, 113].
Жена священника Чулкевич Анна Федоровна была воспреемницей у детей псаломщика Добоснянской церкви Михаила Алексеевича Бекаревича и жены его Ольги Ивановны: 23 ноября 1890 года родилась Екатерина (крещена на следующий день) и 17 июля 1893 года родился Павел (крещен через день). В 1893 году Ольге Ивановне Бекаревич было 42 года, умерла 04.11.1911, 60 лет, от водянки. Вторым воспреемником обоих детей был Дворецкой почтовой станции смотритель Федор Васильевич Короваев (Караваев) [11; 12; 13].
Изначально я подумала, что Караваев мот быть отцом Анны Федоровны Чулкевич, впоследствии такое предположение также не подтвердилось. В 1896 году Могилевской почтово-телеграфной конторы чиновник VI разряда, не имеющий чина Федор Васильевич Караваев вступил во второй брак с солдатской дочерью, девицей Христиной Петровной, 23 лет, из дер. Дворец Рогачевского уезда, самому же ему было 43 года (родился около 1853 года), т. е. ровесник Анне Федоровне. Караваев мог иметь какое-то отношение к Бекаревичам, скорее всего, его первая жена. С Бекаревичами мог состоять в родстве и кто-то из Чулкевичей (в т. ч. и по женской линии). С приходом в Добосну священника Чулкевича не произошла смена причетника, как обычно бывает. Прослужив 27 лет в Добосне, Михаил Бекаревич в 1902 году уволен за штат по болезненному состоянию здоровья, а на его место и. д. псаломщика определен сын его Григорий Бекаревич. В 1911 году Григорий Алексеевич Бекаревич, будучи уже псаломщиком Озеранской церкви Тихиничской волости, перемещен к Кошелевской церкви Рогачевского уезда, а через три месяца, согласно прошению, уволен заштат. Настоятелем Кошелевского прихода и благочинным 2-го округа церквей Рогачевского уезда был Чулкевич Владимир Федорович, т. е. родной племянник священника Добоснянской церкви Николая Кондратьевича Чулкевича. Является ли это случайным совпадением? В настоящее время ответа на этот вопрос нет [1; 5, с. 175; 278, 367].
Бекаревичей среди священно- и церковнослужителей очень много и разобраться с ними конечно непросто. Если опять же не выходить за рамки всех вышеперечисленных фамилий и мест их службы, то Михаил Алексеевич Бекаревич нашелся в семье пономаря Святской церкви. При священнике Святской церкви Рожинском Федоре Семеновиче в 1849 году дьячком служил Григорий Стефанов Хруцкий, 43 лет, священнику шурин, а пономарем - Алексей Фомин Бекаревич, дьяческий сын, 32 лет, имел сына Михаила трех лет [4, с. 16 об. - 18].
Не случайным образом я упомянула фамилию Хруцкой - матери священника Добоснянской церкви Флора Федоровича Рожинского. По моим предположениям жена родного дяди священника Николая Чулкевича – дьячка Чигиринской церкви Быховского уезда, Чулкевича Исаака Семеновича, тоже из Хруцких.
Личностные качества Николая Кондратьевича Чулкевича, отношение его к служению и другим жизненным моментам того времени раскрывает статья под названием «Мое пребывание в Кронштадте и чудесное исцеление моей жены по молитвам отца Иоанна Сергиева». Данный текст привожу полностью:
«Не отличаясь здоровьем вообще, жена моя давно страдала еще особой женской болезнью... Живя вдали от врачей, я еще в 1882 году выписал гомеопатическую аптечку с лечебником, чтобы при помощи их поддерживать ее здоровье. Но мои расчеты не оправдались. Жена принялась за свое лечение сама и, при своем мнительном характере, буквально злоупотребляла лекарствами, — особенно в минувшем 1893 году. Ее мнительность довела ее до того, что она уже воображала, что у нее какая-то особенная, ужасная и притом заразительная болезнь. Нервная система ее расстроилась совершенно, сон прекратился, появился постоянный беспричинный страх и стремление укрыться от всех людей. В таком состоянии она находилась с августа прошедшего года до марта настоящего года. Все врачебные средства по совету врачей в Киеве, Бобруйске и Могилеве были испытаны и не только не принесли облегчения, но еще ухудшили состояние больной. Врачи признали у жены умственное расстройство и серьезную женскую болезнь и как ту, так и другую объявили неизлечимыми. Оставалась одна надежда на милосердие Божие. К нему-то мы с женой и прибегли.
Еще вначале своей болезни жена моя неоднократно обращалась письменно и телеграммами с просьбой о молитве к отцу Иоанну Кронштадтскому. В последнее время она стала усиленно просить и даже требовать, чтобы я с нею отправился в Кронштадт. Материальное мое состояние и обязанности священника невольно заставляли откладывать эту поездку. Но вот за три недели до наступления св. Четыредесятницы я видел во сне отца Иоанна в незнакомом для меня храме, призывающего меня и жену мою по имени. Это сновидение окончательно решило мою поездку в Кронштадт, нужно было только разрешение Епархиального Начальства и достать заимообразно денег. Слава Богу, — в том и другом я успел и 3 марта, после напутственного молебствия, вместе с женою, направился в путь. 5-го марта, в 11 часов вечера, мы прибыли в Кронштадт и остановились в одной из квартир-приютов, содержимых с благословения отца Иоанна исключительно для помещения к нему приезжающих. Хотя в этих приютах номера сравнительно и очень дороги, но удобство их состоит в том, что всякий останавливающийся в них, имеет уверенность увидеть отца Иоанна и выразить ему свою просьбу и нужду, так как отец Иоанн, обязательно, почти ежедневно, посещает их, не выжидая просьбы со стороны прибывших сюда. В 5 часов утра, 6 марта, в неделю Православия, мы были приглашены хозяйкой квартиры в Думскую церковь, в которой отец Иоанн имел совершать богослужение. Церковь-зала может вместить 2-3 тысячи народа, и уже была почти полна. Утреня началась и шла обычным порядком. Но вот вдруг водворяется необыкновенная тишина, молящиеся приподнимают головы и устремляют свой напряженный взор к алтарю. И я также весь обратился в зрение и вижу — выходит из алтаря священник среднего роста, худощавый, с проседью, и спешно становится на клиросе. Весь народ, как один человек, обратился в слух. Начинается пение ирмосов канона. По окончании пения песни канона, раздается особенно выделяющееся чтение — громкое, порывистое и торжественно-умилительное: «Слава, Господи, Святому воскресению Твоему; - Пресвятая Богородице, спаси нас!" и т.д. Но, Боже, как это читается, с каким чувством, с каким душевным неподражаемым произношением, с какою неуловимою, а только чувствуемою выразительностью, целостностью мысли и чувства! Сердце приходит в неописуемый восторг и умиление, каждое слово пронизывает сердце, поражает ум, напоминает нашу греховность, беспредельное милосердие Божие и уверенность в прощении грехов кающихся и исполнении наших просьб к Всевышнему. Это читает отец Иоанн. Такое душевное состояние не оставляет молящегося и во все время Богослужения, совершаемого отцом Иоанном.
Комментарии 4