Хворостовский и Аркадьев отвечали на многочисленные вопросы, превратив творческий вечер в своего рода пресс-конференцию. «Каковы отношения с прессой?» - «Отношения с прессой - это часть моей профессиональной работы», - отвечал Хворостовский. «Не хотите ли вести мастер-класс?» - «Не хочу. Два предложения в США отклонены. Считаю, что недостаточно готов к этому. Это своего рода шоу: за 10-15 минут объяснить интерпретацию. Научить петь нельзя, можно только помочь».
Была показана финальная сцена из канадского кинофильма «Дон Жуан», где Дмитрий Хворостовский исполнял партии Дон Жуана и Лепорелло. «Всю свою сознательную жизнь я занимался классической музыкой, - говорит певец, - мой отец в музыке - это Павел Герасимович Лисициан, моя учительница # 1 - это Зара Долуханова. Я безумно счастлив видеть вас здесь, - обратился Хворостовский к сидевшим в зале «первым номерам», - Павел Герасимович почти никогда не хвалил меня. Как-то он меня поцеловал - я неделю не мылся». «Ваши кумиры?» - «Каллас, Титто Гобби».
Дмитрий Хворостовский рассказал, как он подготовил и уже исполнил в концертах цикл песен на стихи Александра Блока «Петербург и другие»: западная публика, привыкшая в основном к итальянской музыке, не сразу приняла его. В 1995 году на концерт приезжал Георгий Свиридов. В лондонской «Таймс» прошла язвительная статья, цикл был назван «кабацкой музыкой» - «это была отвратительная статья, полная ненависти». Публика же постепенно признала цикл, в Нью-Йорке, в Карнеги-Холл был огромный успех. («Очень люблю петь в Карнеги-Холл, в Большом зале консерватории, в зале Филармонии в Петербурге»)
Михаил Аркадьев исполнил фрагмент из «Метели» Георгия Свиридова (вечер проходил накануне 85-летия композитора): «Одно из самых трагических произведений русской музыки, простая мелодия доходит до апокалиптического звучания». Михаил Аркадьев, не только пианист, но и музыковед, в последнее время стал заниматься дирижированием. Хворостовский считает, что скоро тот станет большим дирижером. Хворостовский сегодня много выступает в спектаклях крупнейших оперных театров, больше - западноевропейский репертуар, но вот однажды спел Грязного в «Царской невесте». В планах - партия Андрея Болконского в «Войне и мире» Прокофьева, в Торонто будет петь Демона. Сейчас певец входит в вердиевский репертуар: «Я ждал этого 15-20 лет. Хочу насытиться красотой музыки Верди, которого очень люблю». Жермон, Родриго, Яго, «Дон Карлос», «Бал-маскарад» - его будущие партии и спектакли: «Через 10-15 лет, может быть, начну петь Шенберга». Пока же готовит Шостаковича, полагает, что композитор еще не понят.
Хворостовский признался, что ему сложнее петь перед соотечественниками, чем за границей: «В русских залах публика особая, которая привыкла не потреблять искусство, а переживать». В воскресенье певец спел у Колобова в «Риголетто» заглавную партию. На прощанье Дмитрий Хворостовский исполнил русскую народную песню «Ах, ты, ноченька».
Комментарии 3
По этой ссылке можно послушать единственную запись «Сюиты на стихи Микеланджело» Шостаковича в исполнении Хворостовского и Аркадьева, с концерта на «Шубертиаде» в Австрии, г. Шварценберг. 2001 https://www.youtube.com/watch?v=JJAIeKBRtB