Сегодня хочу поделиться книгами, которые мы читали
с внучкой и которые остались с нами навсегда(продолжение будет)
***
1.
Дрейпер Шэрон "Привет, давай поговорим!"
Шэрон Дрейпер -- американская писательница, многократный лауреат премии Коретты Скотт Кинг, школьная учительница и мама "особого" ребенка.
Мелоди не похожа на большинство людей. Она не говорит и не ходит, и многие считают ее “отсталой”. Но у нее необыкновенная память: она помнит все, что когда-либо с ней случилось. Мелоди умнее взрослых, которые пытаются поставить ей диагноз, и умнее своих однокашников из интеграционного класса, она видит, чувствует и слышит то, что другие не замечают. Она радуется жизни, но только представьте, как тяжело ей приходится, и как бывает грустно и невыносимо. Мелоди хочет, чтобы к ней относились как к человеку, а не диагнозу -- ребенку с ДЦП. И она
намерена доказать всем, что тоже чего-то стоит...
Книжка про Мелоди удивительным образом вызывает не жалость к главной героине, а уважение. Написанная от первого лица она вызывает не обычное смущение, которое мы привыкли испытывать при встрече с инвалидами (смущение и неловкость от того, что с нами-то все в порядке, а им мы, дескать, ничем помочь не можем), а восхищение ее внутренней силой, глубиной ее ума и неловкость от того, решением каких мелких в сущности проблем мы заняты большую часть времени, как мало замечаем и плохо понимаем других людей.
-------------
2.
Булат Окуджава " Будь здоров, школяр !"(Автобиографическая повесть)
Автобиографическая повесть Булата Шалвовича Окуджавы «Будь здоров, школяр», на мой взгляд, - одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне. В советское время повесть долго не издавали из-за её откровенного антивоенного пафоса. В ней нет речей о любви к Родине и ненависти к фашистам, нет подвигов и особой героизации, она о другом – о тяжком фронтовом быте, который угнетал не меньше, чем страх быть раненым или убитым. О вчерашних школярах, которые, несмотря ни на что, и на войне ими оставались – любили, дружили, шутили и подтрунивали друг над другом.
Повесть написана от первого лица – лица самого семнадцатилетнего Булата, совсем ещё мальчишки, повзрослевшего за считанные месяцы войны. Написана просто, трогательно, искренне, живо, местами лирично и иронично по отношению к её героям. В ней автор честно рассказывает о том, как по неопытности и глупости принял свист немецких пуль за пение птиц, высунулся из укрытия, чтобы послушать, и чуть не погиб, как однажды погасил самокрутку о подмётку и дико испугался, подумав, что искрами, которые от неё разлетелись, вызвал на себя огонь немецких миномётов. О том, как долгое время ел щепкой вечную похлёбку из горохового концентрата, потому что ложку потерял, но трофейной впоследствии пользоваться отказался – она вызывала отвращение, как мёрз зимой в ботинках на картонной подошве, потому что сапог всё никак не выдавали, как быстро научился не замечать холода, голода и усталости, забыл, что такое жалость, как больше всего на свете хотелось спать. А ещё про то, как очень хотелось нравиться единственной на батарее девушке, про первую близко увиденную смерть, про боль и слёзы, которых не надо стыдиться…
Отдельные мотивы этой повести использованы в замечательном кинофильме Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "катюша"", главную роль в нём блистательно сыграл Олег Даль, а многие остроумные комедийные диалоги героев фильма сочинил Булат Шалвович (в повести их нет).
ОТРЫВОК:
- "Моздокская степь. Идёт война с фашистской Германией. Я — боец, миномётчик. Я москвич, мне восемнадцать лет, второй день на передовой, месяц в армии, и я несу командиру полка «очень ответственный пакет». Где этот командир — неизвестно. А за невыполнение задания — расстрел. Кто-то силой втягивает меня в окоп. Объясняют, что ещё сто метров, и я нарвался бы на немцев. Меня ведут к командиру полка. Тот читает донесение и просит передать моему командиру, чтобы таких донесений больше не посылал. Я мечтаю о том, как приду обратно, доложу, напьюсь горячего чая, посплю — теперь я имею право. В нашей батарее Сашка Золотарев, Коля Гринченко, Шонгин, Гургенидзе, командир взвода — младший лейтенант Карпов. Коля Гринченко, что бы он ни говорил, всегда «очаровательно улыбается». Шонгин — «старый солдат». Он служил во всех армиях во время всех войн, но ни разу не выстрелил, ни разу не был ранен. Гургенидзе — маленький грузин, на носу у него всегда висит капелька.
Вчера приходила Нина, «красивая связистка», она замужем. «А ты совсем ещё малявка, да?» — спросила она. Придёт Нина сегодня или нет?
Вот она идёт, рядом с ней незнакомая связистка. Вдруг вдалеке разрыв. Кто-то кричит: «Ложись!» Я вижу, как Нина медленно поднимается с грязного снега, а та, другая, лежит неподвижно. Это первая наша мина.
Я потерял ложку. Есть нечем. Ем кашу щепочкой. Мы идём в наступление. «Что у тебя с ладонями?» — спрашивает старшина. Ладони мои в крови. «Это от минных ящиков», — говорит Шонгин.
Сашка Золотарев делает на палочке зарубки в память о погибших. На палочке уже не осталось места.
Я прихожу в штаб полка. «А у тебя глаза хорошие», — говорит Нина. От этих слов у меня за спиной вырастают крылья. «Я завтра приду к тебе, ты мне нравишься», — говорю я. «Я многим нравлюсь, здесь ведь кроме меня никого и нет», — отвечает она. Мы меняем позиции. Едем на машине. Идёт снег пополам с дождём. Ночь. Мы останавливаемся и стучимся в какую-то хату. Хозяйка впускает нас. Все укладываются спать. «Лезь ко мне», — говорит с печки тихий голос. «А ты кто?» — спрашиваю я. «Мария Андреевна». Ей шестнадцать лет. «Иди поближе», — говорит она. «Пусти», — говорю я. «Ну и вались на свою лавку, раз тебе с людьми тесно». На следующий день ранит Гургенидзе. «Попадалься», — грустно улыбается он. Его отправляют в госпиталь.
Сашка Золотарев узнает, что неподалёку стоят машины с крупой, а водители спят. «Неплохо бы нам по котелку отсыпать», — говорит Сашка и уходит к машинам. На другой день комбат ругает Сашку за воровство. Я говорю, что Сашка всем раздал, а сам думаю, где он был, этот комбат, когда мы под совхозом № 3 первый бой принимали. В училище по режиму питался. Я вспоминаю, как на последнем комсомольском собрании, когда мальчики один за другим клялись погибнуть за Родину, Женя, которую я любил тогда, сказала: «Мне жаль вас, мальчики. Войне нужны молчаливые, хмурые солдаты. Не надо шуметь». — «А ты?» — крикнул кто-то. «Я тоже пойду. Только не буду кричать и распинаться».
Мы — Карпов, старшина, Сашка Золотарев и я — отправляемся на базу армии за миномётами. Мы едем в полуторке. По дороге нам встречается девушка в погонах старшины. Её зовут Маша. Она просит подвезти её в тыл. Мы останавливаемся на ночлег в деревне. Хозяйка нашего дома очень похожа на мою маму. Она кормит нас пирогом из наших сухарей, наливает спирту, чтоб мы согрелись. Мы ложимся спать. С утра садимся в машину.
Мы возвращаемся в штаб дивизии. Я встречаю Нину. «В гости приехал?» — спрашивает она. «Тебя искал», — отвечаю я. «Ах ты мой дорогой... Вот дружок настоящий. Не забыл, значит?» — говорит она. Мы обедаем с Ниной в штабной столовой. Говорим о том, что было до войны, что вот посреди войны у нас свидание, что я буду ждать её писем. Мы выходим из столовой. Я касаюсь её плеча. Она ласково отводит мою руку. «Не надо, — говорит она, — так лучше». Она целует меня в лоб и бежит в начавшуюся метель.
Мы получаем американский бронетранспортёр. Мы едем на нем и везём бочку вина — на всю батарею. Мы решаем попробовать вина. Оно льётся в котелки по шлангу для бензина и пахнет бензином. Выпив, Сашка Золотарев начинает плакать и вспоминать свою Клаву. Машина идёт вперёд. Навстречу нам бежит фигура. Это солдат. Он говорит, что «ребят пулями побило», семерых. В живых осталось двое. Мы помогаем им хоронить убитых.
Идёт бой. Внезапно меня ударяет в бок, но я жив, только во рту земля. Это не меня убили, убили Шонгина. Сашка приносит связку немецких алюминиевых ложек, но я почему-то не могу ими есть.
«„Рама“ балуется», — говорит Коля. Я чувствую боль в ноге, левое бедро в крови. Меня ранило! Как же так — не боя, ничего. Меня увозят в медсанбат. Сестра просит у меня документы. Я достаю их из кармана. Вслед за ними выпадает ложка. На ней выцарапано «Шонгин». И когда я успел её подобрать? Вот и память о Шонгине. В барак вносят новых раненых. Один из них злой, из миномётной. Он говорит, что все наши убиты: и Коля, и Сашка, и комбат. Он остался один. «Врёшь ты все», — кричу я. «Врёт он», — говорит кто-то. «Ты не слушай, — говорит сестра. — Он ведь не в себе». — «Наши вперёд идут», — говорю я. Мне хочется плакать и не от горя. Плачь. У тебя неопасная рана, школяр. Ты ещё поживёшь....
---------------
3.
Гэри Шмидт" Битвы по средам"
Отличная книга, написанная профессионально, с интересными героями, хорошей проработкой образов, интересными ситуациями и отличным юмором. Холлинг Вудвуд — 12-летний американский школьник, живущий в Лонг-Айленде. По средам его одноклассники преобщаются к религиозному воспитанию — часть едет в синагогу, часть — в католический собор. А семья Холлинга — пресвитерианцы. Мальчик вынужден оставаться в это время в школе наедине с классным руководителем. И вот Холлинг твердо уверен, что миссис Бейкер его ненавидит и вынашивает на его счет самые коварные планы!
Роман написан в 2007 году, но события в нем происходят в 1967-м. От этого атмосфера книги какая-то ностальчгически-старомодная, очень располагающая. Понравились герои Шмидта, они — обычные люди, которые могут быть как добрыми, так и поступать глупо, где-то жестоко, где-то недальновидно, руководствуясь странными на взгляд 12-летнего паренька идеями. Меня, например, поразила ситуация с возвращением домой «блудной» сестры Холлинга, когда родители фактически отказали ей в помощи, а 12-летний Холлинг поступил как самый настоящий взрослый, более того — как мужчина. Вот взял — и решил сложную ситуацию, поступая наперекор самодуру-отцу. Понравились мягкий юмор, остроумные ситуации. Отлично описан процесс взросления героя, который, читая пьесы Шекспира, примеряет сюжет на события из своей жизни и меняет свое представление о книге и о жизни в целом.
------------
4.
Андреас Штайнхёфель"Рико, Оскар и тени темнеетёмного"
У этой повести чрезвычайно интригующее начало. "Макаронина лежала на пешеходной дорожке. Она была волнистая и толстая, с дыркой внутри от начала и до конца. К ней прилипло немножко засохшего сырного соуса и грязи. Я поднял ее, вытер грязь и глянул на старый фасад дома номер 93 по Диффенбахштрассе, а потом в летнее небо. Никаких облаков и, что самое важное, - никаких белых полос от самолетов. Кроме того, размышлял я, окно в самолете нельзя открыть, чтобы выбросить еду наружу". Именно так начинается невероятная история дружбы и в то же время без преувеличения расследование века!
Главный герой повести Андреаса Штайнхёфеля «Рико, Оскар и тени темнее темного», мальчик по имени Рико, - особенный ребенок. Он путает стороны света, не запоминает цифры и имена, но это вовсе не значит, что он «ненормальный», просто он — не такой, как все, и его мозг работает немного иначе. Рико — добрейшей души человек, и его рассуждения о жизни — это нечто! И пусть он немного смешон окружающим, на самом деле еще неизвестно, кто на самом деле смешнее!
Рико был очень одинок, пока не встретил Оскара — тоже, скажу я вам, достаточно странноватого парня! Оскар ходит в мотоциклетном шлеме, который, по его мнению, защитит от неожиданностей и неприятностей. И вот абсолютно не похожие друг на друга Рико и Оскар становятся будто двумя половинками одного целого. К слову, если бы они не встретились, то господин 2000, похищающий детей, так и не был бы пойман! Ведь вычислил его именно Рико! А как еще он мог поступить, если похититель покусился на его единственного настоящего друга — Оскара???? Ждать помощи неоткуда, и вот уже Рико, который может заблудиться во дворе собственного дома, отправляется в опасное путешествие по следам похитителя детей. И раскрыть похищение друзьям помогает та самая странность, из-за которой они всегда страдали! Да и вообще после чтения задумываешься: а есть ли на свете НЕ СТРАННЫЕ люди? Может, просто каждый не замечает собственной странности?
Шесть лет назад «Самокат» уже издавал эту книгу (на моих фото именно это издание!) , а в этом году она вышла в новом оформлении — с иллюстрациями Стива Уэллса. И очень скоро издательство обещает порадовать нас еще двумя историями о приключениях двух друзей.
За серию книг о Рико и Оскаре Андреас Штайнхёфель получил престижную Немецкую литературную премию, эти истории неоднократно экранизированы и вошли в золотой фонд немецкой детской литературы.
Детский детектив, затрагивающий серьезные и важные проблемы, но в тоже время невероятно веселый и смешной! А еще эта история поможет многим подросткам превратить свои странности в достоинства.
-------------
5. "Голубятня на жёлтой поляне"
Отзыв:
" - Роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне» Владислава Крапивина для меня совершенно особая книга. Может быть потому, что именно
с этого произведения началось мое знакомство с Крапивиным и его совершенно необыкновенным и удивительным творчеством.
Но, хоть я очень люблю эту книгу и ее читал уже множество раз, все же никак не решался браться за аннотацию к этой трилогии («Голубятня
на желтой поляне» состоит из трех отдельных романов, но каждый из них,
в отрыве от остальных, на мой взгляд, будет неполным). Очень сложно рассказать, что представляют собой как данное произведение, так
и вообще книги Крапивина.
Ну, во-первых, главными героями всех известных мне произведений Крапивина являются дети. И мир они видят совершенно иначе. И потому оценивают происходящее каким-то особенным взглядом. Но их «детскость» вовсе такая, как о ней обычно думают взрослые. Она так же серьезна, важна, а порой и страшна, как мировосприятие «взрослого» человека. Тем более, что на детский мир всегда наложен мир взрослых.
И потому смерть, война, предательство, страх и все остальные явления жизни человека одинаковы для обоих миров.
Но дети противостоят всем ужасам взрослого мира не так как «взрослые». И поэтому их оружием становятся обычные резиновые мячи и барабанные палочки. И там, где бессильны карабины и пушки, марш барабанщиков сметает врагов подобно артиллерийскому залпу.
Однако, как мне кажется, дело вовсе не в барабанах и мячах.
Тут основным оружием является детская вера. Вера в то, что добро обязательно должно побеждать зло, что храбрый и благородный одолеет трусливого и подлого, что дружба сильнее тысяч врагов, что даже смерть способна отступить перед тем, кто ради товарища жертвует своей собственной жизнью."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев