А создал их ВЛАДИМИР АГАТОВ, который вообще-то ВЭЛВЛ ИСИДОРОВИЧ ГУРЕВИЧ.
***
Его песни пела без преувеличения практически вся страна под названием СССР. Та её часть которая говорила по русски конечно. Более того почти сразу после выхода фильма в котором они впервые появились , одну
из них стлали переводить и исполнять и в других странах, например
в будущем Израиле.
А автора стихов почти сразу после выхода фильма и феноменального успеха песен отправили "на зону" то ли как еврея, то ли как врага советской власти. Это было в 1949 г.. так что не поймёшь. А сведений почему-то нет.
А поэта написавшего песни -давно забыли, да и знали его под псевдонимом почти все, хотя он написал ещё несколько известных песен.
А легендарных две, которые все знают-"Тёмная ночь" и "Шаланды полные кефали". Мало кто задумывался о том кто их написал.
А создал их ВЛАДИМИР АГАТОВ, который вообще-то ВЭЛВЛ ИСИДОРОВИЧ ГУРЕВИЧ.
Родился в 1901 г., в еврейской семье, отец был адвокатом.
В молодости поменял много профессий, среди прочего работал журналистом-фельетонистом. В 1918 году написал стихотворение «Шахматы», которое некоторое время приписывали Апухтину, Беранже.
В 18 лет его литературные заметки были опубликованы в сборнике «Стихи и проза о русской революции» (авторами которого были А. Блок, Андрей Белый, З. Гиппиус, Максим Горький, С. Есенин, Н. Клюев,
В. Маяковский).
С 1919 года работал в в разных киевских газетах впоследствии переехал в Москву, где работал в газете «Гудок» (в одно время
с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, и другими известными писателями .. Позднее сотрудничал с разными центральными газетами - даже с «Правдой», и журналом «Огонёк».
Первый изданный сборник стихов «Зеркала» (1923) стихи из которого
я найти не смог.
В 1940 году вышел небольшой сборник его стихотворений «Гога», .
В 1940-е годы выступал как автор произведений для эстрады, а также как поэт-песенник (известны его «Чайный домик», мелодекламации
«Три менуэта» и «Шахматы» — обе на музыку Ю. Хайта (1923),
и другие.
То есть к началу войны он был уже известный поэт-песенник.
А вот знаменитые песни к фильму " Два бойца" были написаны как бы случайно.
Фильм снимали в Ташкенте в 1942 году. Он приехал навестить жену и сына, которые находились там в эвакуации, но режиссёр Луков снял поэта "прямо с поезда". и объяснил, что он хочет., Агатов написал стихи сразу же почти без помарок., а Н. Богословский написал музыку, М. Бернес исполнил и пришла слава. Пели повсюду и наверное все знаменитые исполнители.
А в основу "Шаланд полных кефали" легло стихотворение В. Агатова, посвящённое социалистическому соревнованию рыболовецких бригад. Известно, что «Шаланды» не предполагались первоначальным вариантом сценария кинофильма «Два бойца». Луков «настаивал» только на «Темной ночи». Но так получилось, что её Утесов, нарушив все правила приличия, запел еще ... до выхода на экраны «Двух бойцов» . Был утрачен сам момент внезапности. «Шаланды» писались по требованию Лукова уже «вслед уходящему поезду», чтобы как-то дополнительно охарактеризовать главного героя – одессита Дзюбина.
И всё получилось просто великолепно.
Из других песен на стихи Агатова известны «Воспоминание»
и «Друзья» (М. Блантер), «Домой» (А.Лепин), «Наша любовь»
(Н. Богословский), «Чайный домик» , которая стала жутко популярной
в моё время юности дворовой песней и стилизация под блатную! "Алёха жарил на гитаре ", которая стала известной благодаря исполнению Владимиром Высоцким, который пел на баяне .
"Тёмная ночь" была переведена на иврит и была очень популярной. Правда под названием "Светлая ночь".
Но несмотря на потрясающую популярность в 1949 г. получил срок
и до 1956 г. (вроде бы, когда был реабилитирован) был в лагере.
Там был директором лагерного театра, одновременно администратором и завлитом. Состоял в дружеских отношениях с начальником политотдела лагеря. Агатов организовал при культбригаде женский хор, для чего отыскивал в соседних лагерях и переводил к себе в лагпункт талантливых исполнительниц[, например Татьяну Окуневскую, находившуюся
в заключении.
По свидетельству современников, он вернулся из лагеря в Москву сломленным и больным человеком.
Умер в 1966 г.
Чайный домик
Чайный домик, словно бонбоньерка,
В палисаднике цветущих роз,
С палубы английской канонерки
Как-то раз зашел сюда матрос.
Перед ним красавица японка
Напевала песни о любви.
И когда закатывалось солнце,
Долго целовалися они.
А наутро рано у причала
Канонерка выбросила флаг.
Отчего-то плакала японка,
Отчего-то весел был моряк.
Десять лет, как в сказке, пролетели.
Мальчик Билли быстро подрастал.
И глазенки серые блестели,
Он японку мамой называл.
- Где наш папа? - спрашивал малютка,
Теребя в руках английский флаг,
И в слезах ответила японка:
- Твой отец английский был моряк.
Наливай в бокал вина покрепче!
Много роз цветет в моем саду.
От вина становится мне легче,
Я в вине забвение найду.
1922
Ох, уж повезло косому Ваньке...
Ох, уж повезло косому Ваньке
Удачный, падла, сделал он рывок
Открыл закусочную в центре Молдаванки
Туда стекался весь блатной народ
Припев:
Алёха жарил на гитаре
Шумел, гремел посудою шалман
В дыму табачном, в сумрачном угаре
Там пел один одесский уркаган:
А пам-па-райрам, пам-па-райрам
А пам-па-райгам, пам-па-ри-руа
Ох, уж повезло косому Ваньке
И подавал он блюдами обед
В углу сидела шалава его Клавка
Официантом был Иосиф Швед
В углу стояла огромная фигура
То вышибала Костя Геморрой
И кто себе позволил «коци-моци»
Тот вылетал, душа с него долой
Шаланды, полные кефали
Шаланды, полные кефали,
В Одессу Костя привозил,
И все биндюжники вставали,
Когда в пивную он входил.
Синеет море за бульваром,
Каштан над городом цветет.
Наш Константин берет гитару
И тихим голосом поет:
"Я вам не скажу за всю Одессу
Вся Одесса очень велика...
Но и Молдаванка и Пересыпь
Обожают Костю моряка".
Рыбачка Соня как-то в мае,
Причалив к берегу баркас,
Сказала Косте: "Все вас знают,
А я так вижу в первый раз!.."
В ответ, достав "Казбека" пачку,
Ей молвил Костя с холодком:
"Вы интересная чудачка,
Но дело, видите ли, в том:
Фонтан черемухой покрылся,
Бульвар Французский весь в цвету.
"Наш Костя, кажется, влюбился", -
Кричали грузчики в порту.
Об этой новости неделю
Шумели в море рыбаки,
На свадьбу грузчики надели
Со страшным скрипом башмаки.
Тёмная ночь
Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться теперь губами!
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней встречались не раз мы в степи.
Вот и теперь надо мною она кружится.
Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
Воспоминания
Помню уплывающий вечер,
Наши первые встречи
И лучи синих глаз.
Звезды жемчугами сияли,
Мы с тобою расставались
И танцевали в последний раз.
Когда на юг высокой стаей
Над степью птицы пролетают,
Их провожая, я эту песню
Напеваю и вспоминаю
Танго, уплывающий вечер,
Наши первые встречи
И лучи синих глаз.