Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), Великий Подвижник и Защитник земли Русской, Духовный Воспитатель русского народа и основатель народной Святыни – Троице-Сергиевой Лавры родился 3 мая 1314 года, 16 мая по новому стилю, в местечке Варницы под Ростовом Великим. Встреча в библиотеке была посвящена 710-летию со дня рождения Святого Сергия, 150-летию всемирно известного русского художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха и 145–летию со дня рождения его супруги, выдающегося философа Елены Ивановны Рерих.
Великий облик Преподобного Сергия всегда был особенно близок русским людям. Именно к нему обращались они в наиболее тяжелые времена, в нем искали и находили истоки духовности и национального характера, черпали надежду, силы и вдохновение.
Святой Сергий, создавая духовную основу русского государства, воедино собирал раздробленные русские земли. Не случайно в русской православной традиции его называют «умиротворителем князей». Он ввел на Руси общинность, помог народу преодолеть смятение перед завоевателями, вдохнул надежду в сердца русских людей. По словам академика Л. В. Шапошниковой, Святой Сергий «вложил нравственную силу в исторический процесс». Его миссия заключалась в созидании духовной части этого процесса. Он заложил фундамент «космической эволюции целой огромной страны».
Не случайно Павел Флоренский называл Преподобного Сергия «Ангелом Хранителем России» и считал, что русский дух и русская идея непосредственно связаны с ним и с Троице-Сергиевой Лаврой, куда ведут все нити русской культуры.
Николай Константинович Рерих неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре. В очерке «Чутким сердцам» он вспоминает об одном из своих путешествий, которое началось именно с Сергиева Посада: «В 1894-м Троице-Сергиева Лавра, Волга, Нижний Новгород, Крым». Рерих побывал в Сергиевом Посаде и в 1909 году и запечатлел Лавру на этюде «У стен монастыря. Сергиев Посад». Николай Константинович называл Лавру «Памятником Русской Славы» и изобразил ее на нескольких своих живописных работах, посвященных Преподобному Сергию Радонежскому.
Сотрудничество с Учителями Востока, работа над философской системой Живой Этики позволили Рерихам глубоко раскрыть образ Святого Сергия. Идеи Преподобного широко отражены в философском, эпистолярном и живописном творчестве художника. Многие картины Николая Константиновича Рериха связаны с его именем и образом. «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий-строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сам вышел» – вот названия только некоторых из них. Именно Николай Рерих впервые показал на своих полотнах Сергия не только как канонического святого, но и как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры. Нравственные искания Рерихов также связаны с Преподобным Сергием и Троице-Сергиевой Лаврой.
Важное значение обретает образ Преподобного Сергия и в последующие века после его ухода из жизни. Он был и остается чистым и светлым источником вдохновения для российского народа.
Помимо картин и очерков, посвященных Преподобному Сергию, Николай Константинович Рерих вел и другую большую работу по утверждению его имени. В настоящее время почитание нашего великого святого распространено по всему миру, в его честь освящено множество храмов в разных городах ближнего и дальнего зарубежья.
В самые трудные времена люди обращались к Сергию, которого в русской традиции называют Воеводой Земли русской. По-прежнему благословенным напутствием звучат для нас слова Елены Ивановны Рерих, сказанные в 1934 году: «Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев