И у людей, у которых детей нет, а может быть, и вообще нет семьи, появляются сомнения, доходящие до уныния: а им-то как тогда спасаться? Может быть, они, если к подвигу монашескому не имеют тяги, а семейной жизни не сложилось, вообще к христианской жизни малопригодны?
Как-то один веселый литературный герой, вырывая украденный с грядки огурец из рук невеселого героя, назидательно сказал: «Не делайте из еды культа!» После чего огурец съел сам. Вот и здесь можно было бы сказать: «Не делайте культа из семьи». Ничто на земле не является безусловной ценностью, кроме сотворенного Богом человека и тех отношений, которые между человеком и Богом возможны.
Есть различные образы существования и бытия, которые по Промыслу Божию устраиваются для конкретных людей. Мы видим в истории Церкви примеры, когда человек не становился монахом, но и не вел семейную жизнь, и это бывало не по стечению обстоятельств, а вследствие осознанного выбора. И люди эти — разные: то святой праведный Василий Блаженный или святой Прокопий Устюжский, а то философ Григорий Сковорода или адмирал Федор Ушаков. Кто может сказать, что их жизнь была не угодна Богу?
А сколько случаев бывает, когда полюбил один человек другого, а этот человек умер, вступить в брак они не успели. И не хочет тот из них, кто продолжает свою земную жизнь, никого другого себе в супруги. Разве его жизнь может быть этим противна Богу, неполноценна? Разве нужно убеждать его создавать семью и рожать наследников, потому что «так спасительнее»? Я уверен, что конечно же нет.
Даже если человек любил и был предан любимым, а теперь, пережив это предательство, ни с кем не хочет связывать свою жизнь, я считаю, что это вполне может быть оправданно. Может быть, у него еще возникнет желание с кем-то создать семью, но вполне возможно, что и нет.
Конечно, почти каждый человек, не имеющий детей в зрелом возрасте, испытывает явный или неявный социальный прессинг — в виде взглядов, в виде не очень тактичных, а порою и вовсе безтактных вопросов, в виде разговоров за спиной. Но здесь мы можем вспомнить, что и праведных Захария и Елисавету, и праведных Иоакима и Анну тоже наверняка преследовали вопросами: «А где у вас дети? Почему у вас детей нет?» И не только вопросы были, но наверняка и осуждающие слова, и усмешки, потому что как же — раз люди безчадны, значит, отвержены Богом. Но и эти праведные супруги оставались людьми не только чистыми в ветхозаветном понимании, они оставались и хорошими, светлыми людьми, добрыми, любящими. То есть ни тяжесть бездетности, ни вопросы, ни осуждения и насмешки — ничто их не разрушило, ничто их не изменило к худшему. Наверное, эти примеры очень важно почаще вспоминать.
Игумен Нектарий (Морозов).


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев