КРЕПОСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ЖИВОПИСЦЫ ПРИКАМЬЯ КОНЦА XVIII — I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ (окончание)
Способных к рисованию мальчиков, закончивших обучение в училище, по рекомендации приказчика и приказу владельца направляли в живописные мастерские. Живописная мастерская в селе Ильинское, переведенная в 1760 году из села Новое Усолье, просуществовала сто тридцать лет (до 1890). Одним из .первых ее живописцев и учителей был Гаврила Юшков, приехавший также из Нового Усолья. Сведения о нем, как и о многих других мастерах, работавших там, отрывочны. Работы его не сохранились. Известно, что в 70-х годах XVIII века его учениками были Андрей Воронихин и Павел Карташев.Несмотря на документальное подтверждение о переводе живописной мастерской из села Новое Усолье в село Ильинское, в первую поло вину XIX века мастерская там продолжала работать (или была вновь открыта). Крепостные Лазаревых Петр Лобов и Николай Мохнаткин на допросе по делу «Об обществе вольности» показали, что учились живописному мастерству в селе Новое Усолье — первый семь лет, второй — шесть . Их учителем мог быть только Иван Мельников, которого современники считали одним из лучших живописцев . После возобновления в 1817 году указа, запрещающего принимать в число воспитанников Академии художеств «крепостных людей, не имеющих от господ своих увольнения» , прикамские вотчинники либо должны были освобождать от крепостной зависимости, либо после обучения у собственных живописцев в местных мастерских, находить подающим надежды крепостным учителей из академических профессоров, либо художников, окончивших Академию, имеющих школу или мастерскую, либо отдавать на последующую «выучку» к цеховым. На обучение крепостного у цехового мастера или художника, получившего академическое образование, составлялось соглашение на несколько лет, чаще на пять лет, при необходимости срок обучения увеличивался на один год. Ученик как бы входил в состав семьи учителя, получал от него стол, одежду, обеспечивался всеми материалами, необходимыми для работы и должен был быть ему «во всем послушен и покорен». Нами обнаружено несколько таких соглашений на обучение крепо стных Лазаревых с цеховыми мастерами Москвы, выдержки из которых приводятся ниже. Например, в соглашении, заключенном 22 сентября 1825 года между Христофором Екимовичем Лазаревым и московским цеховым живописных дел мастером Всеволодом Афанасьевичем Лебедевым, на обучение «стенному живописному художеству» «крепостного мальчика Никифора Михайловича Поносова» говорится, что будущий живописец Н. М. Поносов должен был научиться «...рисовать и расписывать клеевыми красками в церквях и комнатах всякое стенное письмо, виды в перспективе, цветы, разные барельефы, сюпорты и арабески, так же отделывать транспоранты, словом всему тому, что относится к сему роду живописи, и чтобы все вышеописанное он, мальчик Поносов, производил в хорошем вкусе, и так как мастер Лебедев, сам делает» . О том, чем должен заниматься живописец после обучения, имеется предписание московской конторы от 21 марта 1833 года в Чермоз... «Окончивший обучение здесь и уже довольно опытный живописец клеевой живописи Поносов отправлен в Чёрмоз, где он должен сначала заняться приготовлением рисунков... для расписывания Чёрмозской церкви, потом... приступить к расписыванию; определить к нему за тем двух, трех или четырех мальчиков, которые бы учились у него живописному искусству», необходимому, по выражению Христофора Екимовича Лазарева, в большой жизни м. В 1834 году в ученики к Никифору Поносову были определены мальчики Николай Козаков и Петр Лодейщиков. Вместе с учителем они часто были в отъездах;- расписывали церкви и интерьеры в господских домах. Их росписи в Пермском кафедральном соборе понравились приехавшему в Пермь в 1845 году президенту Академии художеств герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому. По просьбе последнего, владельцы освободили Казакова и Лодейщикова от крепостной зависимости и поместили в 1846 году в Академию художеств, которую они закончили в 1850 го ду со званием неклассных художников исторической и портретной живописи. Дальнейшая судьба Н. Козакова неизвестна, а П. Лодейщиков — в 1853 году умер от холеры в Петербурге. В Пермской галерее хранятся их работы, написанные для церквей . В истории наших архивных поисков это редкий случай, когда удалось в разных хранилищах обнаружить документы, рассказывающие о жизни одних и тех же художников. Стало известно, что чермозский живописец Никифор Поносов обучался у московского цехового живописных дел мастера Всеволода Лебедева, а Михаил Козаков и Петр Лодейщиков — у Н. Поносова. Чаще документы сообщают какой-нибудь факт из жизни крепостного живописца, который в дальнейших поисках не находит продолжения. Например, из «Списка людей господ Лазаревых, находящихся в учении мастерствам и живу щих по паспортам, на 1841 год «мы узнаем, что «Михайло Ерыкалов обучается комнатной живописи в Москве, а «Борис Мамаев... пишет картинные образа... и находится по паспорту в Москве». Вот единственное упоминание об этих художниках. Также ничего не известно и о судьбе Михаила Поносова, на обучение которого имеется соглашение от 22 июля 1827 года «с московским цеховым лепных дел мастром» Василием Ларионовичем Севрюгиным. Оно содержит подробную программу обучения, по которой Севрюгин обязуется «крепостного господ Лазаревых мальчика Михаила Ивановича Поносова... 1) обучить... рисовать арматуры, ордера, капители, базы..., медальоны, карнизы и портики», потом «лепить с рисунков», затем «формовать и отливать», «очищать, становить и укреплять их на месте в церквах или домах — внутри или снаружи»... освоить приготовление гипсов и других составов «для лепной работы употребляемых», а так же обжиг «разных фигур... и украшений»...Такая программа обучения с постепенным освоением профессиональных секретов предусматривала серьезную ремесленную под готовку. Крепостного, усвоившего ее, владельцы могли отпустить на оброк, чтобы в дальнейшем возместить все затраты на его образование. Совсем другого рода соглашение было заключено 24 августа .1833 года «с Павлом Петровичем Веденецким, Императорской Академией художеств исторической живописи аттестованным» с поверенным господ Лазаревых — Рычиным об обучении «живописному художеству» в школе (Веденецкого) крепостного Лазаревых Ивана Полякова. В этом соглашении отсутствует и «программа» обучения, и обязательство «научить ученика всему тому, что делает мастер». Веденецкий лишь «обязуется по мере возможности и его Полякова спсобностей» за два или три года «усовершить оные и содействовать его успеху, за что он получает двести рублей ассигнациями в год» . Надо предполагать, что ученик уже был подготовлен, «знал основные правила рисования» и учитель занимался с ним по той же про грамме и методике, которая была принята в школе А. В. Ступина в Арзамасе, которую до обучения в Академии художеств прошел П. П. Веденецкий. Ученик П. П. Веденецкого Иван Николаевич Поляков, автор панорамы «Вид Чёрмозского завода», был в обучении живописи в общей сложности четырнадцать лет. Первыми его учителями, по всей вероятности, были местные мастера. В школе Веденецких Поляков обучался только год и три месяца, то есть меньше срока, указанного в соглашении. По приезде в Чёрмоз ему был определен самый высокий годовой оклад (из живописцев) 160 рублей. Однако занимался живописью Поляков недолго. В октябре 1838 года он был переведен «вторым материальным запащиком по содержанию лесных припасов» на соляных промыслах и «сверх того занимался писанием для церквей икон». Записи в послужном списке свидетельствуют, что «поведение имел хорошее, должность исправлял с усердием, но награждаем не был» . Перевод живописцев на другие работы в имении Лазаревых был обычным явлением. Так Петр Лобов и Николай Мохнаткин неоднократно отзывались от живописных работ и назначались частными приказчиками соляных караванов. Следующим и последним этапом обучения крепостных художников было обучение у профессоров Академии художеств в Петербурге. Так в 1841 году для обучения к профессору А. Г. Варнеку были направле ны Александр Кривощеков, и Афанасий Шайдуров. Профессор Александр Григорьевич Варнек был выбран Строгановыми не случайно. Он учился в Академии художеств, в годы когда ее президентом был А. С. Строганов, Варнек был из числа тех учеников, которым Строганов покровительствовал. О системе обучения у А. Г. Варнека и о жизни в Петербурге рас сказывают письма Александра Кривощекова к брату Якову Кирилловичу в Кудымкар 1840-х годов. Хотя письма сохранились частично и нам не удалось восстановить учебную программу профессора полностью, тем не менее, можно предполагать, что от рисования с гипсов и эстампов ученики переходили к перерисовыванию «с картинок голов», рисованию бюстов. Правила эти и сообщает художник брату. Обучение рисунку с натуры педагоги проводили в классах Академии художеств. Особенно запомнилось ученику Кривощекову наставление профессора: «Ищите формы, ищите кости под кожей и под мясом». Впервые увидев одну из Мадонн Рафаэля в коллекции Строгановых, он вспоминает этот завет учителя и пишет брату: «...вот Рафаэль тот секрет раскрыл. В телах этих ты не найдешь ни одного позабытого мускула, все телеса играют и мальчик только что не вздохнет». С каким тонким пониманием и восторгом рассказывает он брату о произведениях, собранных в картинной галерее Строгановых, замечает, что смотрел больше на «итальянских мастеров, потому что портретами теперь занимается», — восхищается Рафаэлем, «Богоматерью» Перуджино. «...Рембрандт понравился... И выпало мне счастье ни одним, а целыми двумя глазами поглядеть на то, что другие век свой не глянут. А поглядишь и смотришь научился, чувствуешь прилив сил к работе. Благодарение Создателю, что привел меня к живописному делу». Кончилась учеба в Петербурге. На родине художников ждало распоряжение С. В. Строгановой — запрещение писать портреты и скучная работа по росписи церквей, написание икон. Выполнение однообразной работы для церкви надоедало, изматывало. Живописец должен был насильственно подавлять свою творческую индивидуальность. В его душе росло недовольство жизнью, судьбой, которое у одних проявлялось в усиленном употреблении крепких напитков, у других рождало безволие, апатию. Владельцы распоряжались судьбою крепостных живописцев по своему усмотрению. Так, повеление гр. С. Г. Строганова от 22 июля 1849 года предписывает: «...двух живописцев Шайдурова и Кривощекова уволить от занятий живописью и определить в другие должности или отпустить на оброк». Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба живописцев, дожили ли Кривощеков и Шайдуров до отмены крепостного права. Работы А. Шайдурова не найдены. Кто знает, может быть, они находятся среди тех «безымянных» произведений, авторы которых пока не установлены. В данной статье мы не затронули вопроса об обучении в живописных мастерских Перми. «Мастера живописных дел», живущие в губернском городе, в большинстве своем были выходцами из Чердыни, Чермоза, Ильинского и получили образование в местных мастерских. Вопрос об обучении крепостных художников в наших исследованиях существенно дополнен архивными документами, неизвестными ранее, выявлена определенная закономерность в процессах обучения, введены в научный оборот неизвестные ранее фамилии «учителей» и их учеников, дополнены биографии Ивана Полякова, Петра Лобова, Александра Кривощекова... Новое направление в изучении этой темы может дать выставка. Мы надеемся, что она явится следующим этапом в изучении художественной культуры Прикамья.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев