Другая характерная особенность— связь с традиционными видами прикамского искусства. В едином историческом контексте, в единой «культурной среде», на одной социальной основе вырастало и широко известное искусство пермской пластики, наиболее яркие образцы которой относятся к XVII—XVIII векам, и искусство иконописания. Искусство «живописания» — портрета, заводского вида широко бытует позднее — в конце XVIII — первой половине XIX веков. Резчики для иконостасов создавали скульптуру, поражающую иногда своей портретностью. Иконописцы для этих же иконостасов писали иконы. Сохраняя иконописные традиции, мастера создавали портреты, поражающие своей жизненной выразительностью. На тесные связи скульптуры с другими видами традиционного творчества указывает искусствовед А. С. Канцедикас. Несомненную близость скульптуры и миниатюр прикамских книжных рукописей замечает И. В. Поздеева, знаток и исследователь рукописной и старопечатной книги . По стилистике, достоверности изображения, «наивному реализму» — прикамские портреты имеют много общего с портретами, созданными в других провинциальных художественных центрах. В Прикамье получил распространение жанр живописи, непосредственно связанный с жизнью региона — видовой заводской пейзаж. Достоверность изображения, стихийный реализм творчества связывает виды заводов с портретами. По обилию бытовых сцен напрашивается сравнение с жанровыми картинами. Существенно дополняет видовой пейзажный жанр совершенно уникальная роспись на стене крестьянского дома в с. Ключи Суксунского района Пермской области. Она не имеет аналогий на Урале.По преданию роспись была сделана иконописцами, которые расписывали местную Воскресенскую церковь (построена в 1775 г.) и остановились на постой в этом доме. Самый сильный эффект воздействия памятника состоит в идентичности изображенного на стене вида и открывающегося за окном: дом самих владельцев, белокаменная церковь, улица села, дорога, гора Ключевская. В настенной картине авторы соединили все виды осенних крестьянских работ в одно общее коллективное действо — жатва, обмолот, вспашка зяби, сев озимых, второй укос сена и метание стогов. Здесь же осенние работы в усадьбах и другие картинки из жизни села — пастух гонит стадо, охотник с ружьем и собакой отправляется в лес. В этом свободном соединении разновременных событий и жанровых сцен видна рука и мышление иконописца. В то же время настенная картина напоминает распространенные в прикамском искусстве «виды», а так же жанровые картины. Один из самых распространенных видов народного изобразительного искусства—-икона. По своей основ ной занятости все мастера «живописного художества» — прежде всего — иконописцы. Иконописание строгановских и лазаревских крепостных целиком регламентировалось образованными владельцами. Строгановы, например, заставляли мастеров копировать старинные образцы. С этой целью иконописцу и живописцу И. С. Дощенникову было дано указание — осмотреть иконы старинного письма, скопировать, показать С. Г. Строганову и после его одобрения писать для нового иконостаса Добрянской церкви. С. Г. Строганов лично осматривал иконы, писанные для церквей в его владениях, и разрешал помещать или заставлял переписывать. В качестве образцов, с которых мастера должны были копировать, Строганов переправлял гравюры и старинные иконы. Вместе с иконами уже названными, в Прикамье, как и в других регионах России, в большом количестве бытовали иконы, написанные крестьянами, мещанами, купцами, «геодезии сержантами», «оному иконопиству отчасти изученными». Это так называемые народные иконописные примитивы, которые практически были принадлежностью каждого крестьянского дома. Памятники этого ряда, вобравшие эстетические вкусы, представления, верования, миропонимание широких народных масс, свидетельствуют о наличии особого вида художественного ремесла, отличавшегося не только от профессионального иконописания, но и от работ крепостных и городских иконописцев и живописцев. Народные иконы необходимо рассматривать в сложном и живом переплетении языческих и христианских верований, в контексте «фольклорно-магического со знания», «сказочно-баснословного» представления, народного понимания красоты. «В народных воззрениях на святых заметна слишком практическая и утилитарная точка зрения, — отмечали Пермские Епархиальные ведомости. — В сознании народа святые являются только помощниками и покровителями материального и житейского благосостояния,— и народ обращается к ним с мольбою о хорошем урожае, обилии скота, просит защиты от бедствий, болезней и проч. Наконец, в самом чествовании святых мы замечаем у народа много такого, что не может мириться с христианским благочестием и даже вредит ему» . Такое же утилитарное и практическое отношение было в народной среде и к деревянным скульптурам. Коми-пермяки, например, считали, что если болят зубы, стоит прогрызть резные деревянные изображения, находящиеся в часовне в устье реки Косьвы, боль пройдет -. Крестьянские иконы далеко не однозначны по своей эстетической ценности. Возможно, фольклорные представления народа выразились в декоративной красоте икон, праздничности, яркости локальных красочных сочетаний. По цвету они часто напоминают росписи местных прялок, интерьеров крестьянских жилищ. Орнаменты на одеждах святых нередко схожи с растительными орнаментами предметов на родного быта. Исследователь уральской народной росписи по дереву В. А. Барадулин замечает, что на Урале иконописцы часто занимались и декоративной росписью . В «краснушках», иконах лубочного характера воплотилась врожденная в народе любовь к творчеству, самовыражению. В них сказалось народное фольклорно-поэтическое мировосприятие, отразились вкусы, нравы, обычаи прикамских крестьян. И крепостные живописцы, и свободные городские мастера были близки заказчикам и потребителям своего искусства. С 1860—1870 годов, в связи с отменой крепостного права, распространением дагерротипа, художественные центры в старинных городах Прикамья и заводских поселениях начинают замирать. Губернский город -Пермь «стягивает» мастеров-иконописцев и живописцев из уездных городов. Во второй половине XIX века в Перми появляются профессиональные художники. В уездах продолжали работать иконописные мастерские, наводняя своей продукцией рынок. Получает распространение кустарный иконописный промысел. Памятники искусства Прикамья неоднородны по своей эстетической ценности, по степени приверженности авторов к различным уровням культуры — от «фольклорной», «низовой — до соприкоснувшихся с «ученым» профессиональным искусством Все эти «слои» живописного наследия являлись составной частью прикамской художественной культуры.
Нет комментариев