ПЕРМЬ, 1988
ПЕЧАТАЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ УЧЕНОГО СОВЕТА ПЕРМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ
Составитель каталога и автор вступительной статьи «...Живописи искусен по своей части» — Нина Васильевна Казаринова. Автор статьи «Живописному художеству обучены» — Евгения Ивановна Егорова. Рецензент — О. М. Власова Художник — Л. И. Лемехов
В экспозиции представлены произведения прикамских мастеров конца XVIII — I половины XIX века из собраний: Березниковского историко-краеведческого музея. Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея Ильинского районного краеведческого музея Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка Пермской государственной художественной галереи Пермского областного краеведческого музея Свердловского государственного объединенного историко-революционного музея Соликамского краеведческого музея Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина.
В последние годы умножился интерес нашей искусствоведческой науки к «низовым» слоям отечественной культуры. Народное искусство получило в России разнообразное выражение. Крестьянская художественная культура всегда была своеобразным эталоном национального изобразительного фольклора. Но сегодня к этим традиционным формам мы прибавляем многое другое— прежде всего так называемый примитив. Речь идет о творчестве художников, которые, не будучи оснащены всеми достижениями профессионально¬ го «ученого» искусства, тем не менее держат его перед своим умственным взором в качестве образца. Как правило, искусство примитива поражает зрителя простодушным взглядом художника на окружающий мир, его умением находить в людях, природе — острохарактерные черты, выражающие существо жизненного явления. Живопись Прикамья XVIII — первой поло¬ вины XIX века дает прекрасный образец наивно-реалистического творчества. Мы можем говорить не только об отдельных мастерах. Вырисовываются контуры целой школы со своими установками, традициями,. местными живописными особенностями. К замечательным памятникам пермской деревянной скульптуры, которые прославле ны на весь мир, прибавляется портретная, жанровая, пейзажная живопись и иконопись Прикамья — новая интереснейшая страница культурной истории России.
Д. Сарабьянов
Н. Казаринова «ЖИВОПИСИ ИСКУСЕН ПО СВОЕЙ ЧАСТИ...»
В культурной истории России значительное место занимает живописное наследие провинциальных художественных центров. Это так называемый «низовой» слой отечественного искусства, который представлял эстетику, мировоззрение «третьего сословия» — купцов, крестьян, мешан, мастеровых и работных людей — иными словами — по¬вседневной, мужицкой, провинциальной России, России производя¬ щей, дающей условия жизни другим сословиям и классам, и потому содержавший в основе своей ярко выраженные черты народной демократической культуры. Испытывая влияние профессионального искусства, провинциальная живопись в свою очередь повлияла на общий процесс демократизации русской художественной культуры второй половины XIX века. 1970—1980-е годы обогатили искусствоведческую науку открытиями малоизвестных, забытых провинциальных художников. Выставки-публикации, .проводимые совместно искусствоведами и реставраторами ', стали популярными, так как открыли перед широким кругом зрителей, перед исследователя¬ ми малоизученную страницу культурной истории России, обогатили наше представление о границах художественности. История отечественной живописи без огромного пласта искусства русских провинций представляется на сегодня не¬ достаточно полной и объективной. Художественное наследие крупнейшего российского региона — Западного Урала (Прикамья) богато и разнообразно. Здесь и прославленные на весь мир памятники пермской деревянной скульптуры, прикамская народная роспись по дереву, уникальная заводская, гражданская и культовая архитектура, художественное литье прикамских заводов. 'Самая малоизученная страница художественной культуры Прикамья — народная икона, портретная, пейзажная живопись конца XVIII-первой половины XIX века крепостных мастеров «живописного художества» и безвестных или забытых художников из древних городов и заводских по¬ селений. Прикамские живописцы конца XVIII — первой половины XIX века оставили своеобразную энциклопедию жизни и духовной культуры ушедших веков. Они запечатлевали своих современников — крестьян, купцов, мещан, мастеровых, сценки из быта, виды заводов, расписывали церкви. В губернском городе Перми и древних прикамских городах работали цеховые потомственные живописцы и иконописцы.
Нет комментариев