УДК 726.5
ББК Щ103(2Р-4ЧЕ) + ТЗ(2Р36)
РОТОНДАЛЬНОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО НА УРАЛЕ
О.Б. Терешина
ROTUNDA CULTURAL ARCHITECTURE IN URAL
O.B. Tereshina
В статье прослеживается развитие ротондальных форм в мировой практике и
на территории России до середины XIX в., рассматриваются объемно-
планировочные и композиционные особенности уральских храмов-ротонд, их происхождение, столичные аналоги, атрибуция.
Среди уральских памятников культового зодчества особое внимание обращают на себя ряд ротондальных церквей, построенных в короткий пе
риод конца XVIII - первой трети XIX вв. Профессиональный почерк, уникальная объемно-планировочная композиция ярко выделяют их на фоне
других уральских церквей. В связи с этим представляется интересным проследить развитие ротондальных форм в мировой и российской культо
вой архитектуре вплоть до середины XIX в., определить типологические характеристики и аналоги уральских ротонд, сделать попытку их атрибуции.
Следует отметить исключительность ротондальной формы в архитектурном творчестве. Как о сложившемся типе ротондального сооружения
можно говорить о древнегреческом толосе и древнеримской фронтально-осевой ротонде, получившей дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и
барокко. Своеобразная типологическая группа храмов-ротонд сложилась в средние века в Закавказье - это центрические многолепестковые церк
ви. Большой научно-теоретический вклад в разработку решений центрических купольных зданий внесло итальянское Возрождение.
Строительство храмов-ротонд в России велось с конца XVII до середины XIX вв. Основная их масса расположена в Москве и Подмосковье, не
более пяти - в Санкт-Петербурге и его окрестностях, семь - на Урале, одна из известных - в Сибири. На основе анализа особенностей их объемно-
планировочного решения можно выявить основные типы российских ротонд: многолепестковая,крестообразная, «чистая», симметрично-осевая,
трехчаетно-осевая «кораблем», вписанная в треугольник, многоцентровая, «скрытая», фронтально-осевая. Нередко в одной ротондальной церкви
сочетались различные типологические признаки, а позднейшие достройки изменяли их типологическую принадлежность. В российских храмах-
ротондах центрическая композиция использовалась редко, преобладала трехчаетно-осевая композиция «кораблем», включающая «нанизанные» на
одну ось колокольню, трапезную и основной объем - ротонду. В России наиболее последовательную разработку ротонды получают в творчестве
таких архитекторов, как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Н.А. Львов и О.И. Бове.
Первые уральские храмы-ротонды строятся уже после Отечественной войны 1812 г. и по своей композиции относятся к трехчастно-осевым ро
тондам «кораблем». Это заводские церкви: Преображенская Верхне-Уфалейского завода М.П. Губина (1816-1819), Введенская Миньярского (1819)
и повторяющая ее основные черты Сретенская Илекского (1830-е гг.) заводов И.И. Бекетовой. По объемно-планировочному и композиционному
решениям эти три храма сходны между собой и относятся к так называемой «казаковской» группе церквей (рис. 1). Их купольные ротонды не имеют
алтарной апсиды. Пониженные широкие двухпридельные трапезные соединяют ротонду храма с колокольней, создавая богатую многообъемную
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев