И. ЕГОРОВА
Обучение крепостных живописцев в прикамских
имениях Строгановых и Лазаревых
На основе разрозненных материалов, хранящихся в Ильинском районном краеведческом музее, в отделе письменных источников ГИМа, в Горьковском и Пермском областных архивах, удалось составить представление о системе
обучения крепостных живописцев в имениях крупнейших
магнатов Прикамья Строгановых и Лазаревых. Эти землевладельцы большую часть времени жили в столице или
за границей, поручая управление имениями управителям
и приказчикам.
Издавна в пермских владениях Строгановых существовали иконописные мастерские, переписывались и иллюстрировались старинные книги. В селе Ильинском существовала ткацкая фабрика, где ткали узорчатое полотно, которое отправляли в Петербург. Способных девушек обучали золотошвейному искусству. Рсхдоначалъни!ки Дома
Строгановых были коллекционерами. В их собраниях хранились старинные рукописные книги и иконы. Последующие поколения коллекционировали памятники археологии,
найденные в их владениях картины русских и зарубежных
художников. Картинная галерея Строгановых в Петербурге
считалась в конце XVIII — первой половине XIX века одной из лучших. Строгановы были известными меценатами.
В их дворце в столице собирались художники, поэты, музыканты.
Деловые люди Лазаревы в XVIII веке купили у Строгановых несколько заводов и соляных промыслов и за короткое время восстановили пришедшее в упадок производство.
И Строгановы, и Лазаревы понимали, что для поддержания и повышения доходности предприятий необходимо
иметь в штате правления образованных людей. Самой дешевой рабочей силой были крепостные, поэтому из числа
наиболее способных мальчиков, окончивших школу в имениях, отбирались кандидаты, которые направлялись для
дальнейшего обучения. Для каждой специальности существовала своя система обучения.
Для живописцев она состояла из нескольких ступеней:
школа, обучение в местной мастерокой или у цеховых мастеров, в редких случаях — у выпускников Академии худо
77
жеств или профессоров Академии, в случаях исключительных— освобождение от крепостной зависимости и направление для учебы в Академию художеств.
В 1794 году было открыто приходское училище в селе
Ильинском, где, кроме обязательных предметов — закона
Божьего, родного языка и ариф-мети/ки,— учили пению и
рисованию. В 1817— 1818 годах «учителем рисовального
класса и певческой ка,п£ллы был Александр Белобородов», а учителем живописи — «Алексей Ермаков с двумя
учениками» 1.
В имении Лазаревых, Чермозе, училище было открыто в начале XIX века. В положении об училище 1815 года
говорилось, что в него принимаются «всегда здоровые с
понятием мальчики служительского класса». Курс обучения был девятилетний. В программу, наряду с общеобразовательными дисциплинами, входили предметы, необходимые в заводской практике. В главе 12 устава училища,,
посвященной рисовальному классу, было записано: «Из
числа учеников, находящихся в самом училище, дозволяется сверх преподаваемых наук обучаться рисовальному
искусству, для чего и назначен особый учитель. Часы рисования назначаются два раза в неделю... Рисованию нынче обучает живописец Михаил1 Ромашов. Он в обязанности прилагать старание в успехах учеников в сем искусстве... Кто из числа учеников достигнет большого знания в
рисовальном искусстве, тот вправе надеяться получить значущее место по заводской части».
В 1836 году после расследования дела общества «Вольность» училище было превращено в обычное «приходское».
Официальный вывод гласил, что «ранние незрелые ложнообразованные приказчики и учителя зловредны»2.
Способных к рисованию мальчиков, закончивших обучение в училище, по рекомендации приказчика и приказу
владельца направляли в живописные мастерские.
У Лазаревых основная мастерская была, видимо, в Полазне. Иногда они посылали своих крепостных в мастерские Строгановых.
Живописная мастерская в селе Ильинском, переведенная в 1760 году из села Новое Усолье, просуществовала
сто тридцать лет (до 1890 года). Одним из первых ее
живописцев и учителей был Гаврила Юшков. Сведения
о нем, как и о многих других мастерах, работавших там,
отрывочны. Работы его не сохранились. Известно, что в
70-х годах XVIII века его учениками были Андрей Воро
78
нихин и Павел Карташов, а в начале XIX века Семен Юшков, Алексей Ермаков и Иван Власов3.
Помимо живописных мастерских в Новом Усолье и Ильинском, у Строгановых действовала при Пыскорском монастыре мастерская «более высокого класса». Здесь продолжали свое профессиональное образование Андрей Воронихин и Павел Карташов.
Несмотря на документальное подтверждение о переводе живописной мастерской в Ильинское, в первой половине XIX века мастерская в Новом Усолье продолжала
работать (или была вновь открыта). Крепостные Лазаревых Петр Лобов и Николай Мохнаткин на допросе по делу
общества «Вольность» показали, что учились живописному мастерству в селе Новое Усолье: первый — семь лет,
второй — шесть4. Их учителем, вероятно, мог быть Иван
Мельников, которого современники считали одним из лучших живописцев.
На последующее обучение крепостного у цехового мастера или художника, получившего академическое образование, составлялось соглашение чаще всего на пять лет,
при необходимости срок обучения увеличивался еще на
год. Ученик как бы -входил в семью учителя, столовался
у него, получал одежду, обеспечивался всеми материалами, необходимыми для работы, и должен был быть мастеру «во всем послушен и покорен».
Нами обнаружено несколько таких соглашений на обучение крепостных Лазаревых с цеховыми мастерами Москвы. Например, в соглашении, заключенном 22 сентября
1825 года между Христофором Екимовичем Лазаревым и
московским цеховым живописных дел мастером Всеволодом Афанасьевичем Лебедевым на обучение «стенному
живописному художеству» «крепостного мальчика Никифора Михайлова Поносова», говорится, что будущий живописец Н. М. Поносов должен был научиться «...рисовать и расписывать клеевыми красками в церквах и комнатах всякое стенное письмо, виды в перспективе, цветы,
разные барельефы, словом, всему тому, что относится 'к
сему роду живописи, и чтобы все вышеописанное он, мальчик Поносов, производил в хорошем вкусе и так, как мастер Лебедев сам делает»5.
О том, чем должен заниматься живописец после обучения, имеется предписание Московской конторы от 21 марта 1833 года: «Окончивший обучение здесь и уже довольно опытный живописец клеевой живописи Поносов отправлен в Чермоз, где он должен сначала заняться приготов
79
лением рисунков... для расписывания Чермозской церкви,
потом... определить к нему двух, трех или четырех мальчиков, которые бы учились у него живописному искусству,
необходимому, по выражению Христофора Екимовича Лазарева, в большой жизни»6. Учениками Поносова стали
Петр Лодейщиков и Николай Козаков. Вместе с учителем они часто были в отъездах, расписывали церкви и интерьеры в господских домах. Их росписи в Пермском кафедральном соборе понравились приехавшему в Пермь в
1845 году президенту Академии художеств герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому. По его просьбе владельцы освободили Козакова и Лодейщикова от крепостной зависимости и в 1846 году поместили в Академию художеств, которую они закончили в 1850 году со званием неклассных
художников исторической и портретной живописи. Дальнейшая судьба Н. Козакова неизвестна. П. Лодейщиков
умер в 1853 году от холеры в Петербурге. В Пермской галерее хранятся работы обоих художников, написанные для
церквей7.
В наших архивных поисках это редкий случай, когда
удалось документально установить, что чермозский живописец Никифор Поносов обучался у московского цехового
живописных дел мастера Всеволода Лебедева, а Козаков
и Лодейщиков были учениками Поносова. Чаще документы открывают только какой-нибудь факт из жизни художника, и дальнейшую судьбу его проследить не удается.
Так, ничего не известно нам о жизни Михаила Поносова,
на обучение которого было заключено соглашение 22 июня
1827 года с мастером Василием Севрюгиным. Это соглашение интересно тем, что оно содержит подробную программу обучения с постепенным освоением профессиональных секретов.
В 1820— 1830 годы нижегородские живописцы отец и
сьгн Веденецкие исполнили несколько заказов уральских
владельцев: для Демидовых написали ряд панорамных
картин с принадлежащих им заводов, для Строгановых —
иконы для Усольской Николаевской церкви, а также договаривались с Арзамасским монастырем о вышивке хоругвей для той же церкви. В одном из писем член Новоусольской конторы Петр Кирпищиков просит Петра Афанасьевича Веденецкого взять «на обучение двух мальчиков,
знающих правила рисования и имеющих способности».
В ответ П. А. Веденецкий пишет, что «хотя мальчики рисованию обучены», но нужно их приучить к свободному
черчению, рисованию голов «с рисунков П. П. Ведепец
80
кого (сына П. А. Веденецкого) и с натуры». На это уйдет
«полгода или год, смотря по успехам и способностям каждого, которых принять могу я на пять лет учения исторической и портретной живописи и водяными красками пейзажей...»8. Неизвестно, посылали ли Строгановы своих
крепостных на обучение к Веденецким.
24 августа 1833 года было составлено соглашение
«с Павлом Петровичем Веденецким, Императорской Академией художеств исторической живописи аттестованным»,
с поверенным господ Лазаревых — Рычиным об обучении
«живописному художеству» в школе Веденецкого крепостного Лазаревых Ивана Полякова. В этом соглашении отсутствует и «программа» обучения, и обязательство «научить ученика всему тому, что делает мастер». Веденецкий
лишь «обязуется по мере возможности и его Полякова способностей» за два или три года «усовершить оные и содействовать его успеху, за что он получает двести рублей
ассигнациями в год».
Ученик П. П. Веденецкого Иван Николаевич Поляков,
автор панорамы «Вид Чермозского завода», обучался живописи в общей сложности четырнадцать лет. Первыми его
учителями, по всей вероятности, были местные мастера.
В школе Веденецких Поляков находился только год и три
месяца, то есть меньше срока, указанного в соглашении.
По приезде в Чермоз ему был определен самый высокий
годовой оклад— 160 рублей9. Однако занимался живописью Поляков недолго. В октябре 1838 года ом был
переведен «вторым материальным запащиком по содержанию лесных припасов» на соляных промыслах и «сверх
того занимался -писанием для церквей икон». Записи в послужном списке свидетельствуют, что «поведение имел хорошее, должность исправлял с усердием, но награждаем не
был» 10.
Перевод живописцев на другие работы в имениях Л азаревых и Строгановых был обычным явлениехМ. Известно,
что Петр Лобов и Николай Мохнаткин неоднократно отзывались от живописных работ и назначались частными
приказчиками соляных караванов и.
Последним этапом обучения крепостных художников
была учеба у профессоров Академии художеств в Петербурге. Так, в 1841 году для занятий живописью к профессору А. Г. Варнеку были направлены Александр Кривощеков и Афанасий Шайдуров. Профессор Александр Григорьевич Варнек был выбран Строгановыми не случайно.
Он учился в Академии художеств в годы, когда ее презиб Зак. 360
81
дентом был А. С. Строганов. Варнек был в числе учеников, которым Строганов покровительствовал.
Кривощеков и Шайдуров жили в Петербурге в помещении школы земледелия и горнозаводских наук, открытой
Софьей Владимировной Строгановой в 1824 году. О системе обучения у А. Г. Варнека и о жизни воспитанников,
их быте, распорядке дня рассказывают письма А. К. Кривощекова к его брату Якову Кирилловичу в Кудымкар 12.
Письма сохранились частично, и нам не удалось восстановить учебную программу профессора. Тем не менее можно
предполагать, что от рисования с гипсов и эстампов ученики переходили к перерисовыванию «с картинок голов»,
рисованию бюстов. Правила эти и сообщает художник
брату. Обучение рисунку с натуры педагоги проводили в
классах Академии художеств. Особенно запомнилось ученику Кривощекову наставление профессора: «Ищите формы, ищите кости под кожей и под мясом».
Впервые увидев одну из Мадонн Рафаэля в коллекции
Строгановых, Кривощеков вспоминает этот завет учителя
и пишет брату: «...вот Рафаэль тот секрет раскрыл. В телах этих ты не найдешь ни одного позабытого мускула,
все телеса играют, и мальчик только что не вздохнет».
С тонким пониманием и восторгом рассказывает художник
брату о произведениях, собранных в картинной галерее
Строгановых. Он замечает, что смотрел больше на «итальянских мастеров, потому что портретами теперь занимается». Восхищается Рафаэлем, «Богоматерью» Перулжино. «...Рембрандт понравился. И выпало мне счастье поглядеть на то, что другие век свой не глянут. А поглядишь
и смотришь научился, чувствуешь прилив сил к работе.
Благодарение Создателю, что привел меня к живописному делу».
Затратив большие средства на обучение и воспитание
«личного» художника, владелец использовал его по своему
усмотрению.
Сохранилось несколько приказов Строгановых по поводу крепостных живописцев. Не успели еще художники,
обучавшиеся у А. Г. Варнека, приехать в Ильинское, а их
уже ждало распоряжение Софьи Владимировны, чтобы живописцы Шайдуров и Кривощеков «...ни под каким видом не осмеливались писать портретов с кого бы то ни
было, то есть начиная с господ управляющих до низших
служащих, а должны вполне заниматься своим искусством— живописью по тем правилам, какие были им преподаны здесь, ибо мне хорошо известно, что, если они будут
82
малевать портреты, уклонятся от настоящего искусства
и 1не достигнут цели, для коей я их образовала с значительными пожертвованиями, о чем объявить повеление сие
Кривощекову и Шайдурову в общем присутствии с подпиской с тем, что если я узнаю, что они осмелились написать хоть один портрет с кого бы то ни было, то строжайшим образом взыщу с них и господ членов общего присутствия» ,3.
Не менее строги и категоричны были и предписания
Лазаревых. Поэтому многие крепостные, получившие профессиональное образование, так и не смогли раскрыть свои
способности.
Сведения об образовании живописцев скудны и разрознены. Однако можно утверждать, что в прикамских имениях Строгановых и Лазаревых наибольшее количество
учеников живописцев наблюдается в первую половину
XIX века, особенно в 30—40-е годы, когда шло интенсивное строительство новых церквей и перестройка старых.
Именно в эти годы в основном сформировалась система
обучения крепостных художников.
Примечания
1 Ильинский районный краеведческий музей, ф. 1978.
2 Савич А. Тайное общество вольности на Чермозском вотчинном (лазаревском) заводе // Пермский краеведческий сборник. — Пермь,
1926. — Вып. 2 .— С. 34—35.
3 Ильинский районный краеведческий музей, ф. 163, л. 177.
4 ГАПО, ф. 65, on. 1, д. 343, л. 30.
5 ГИМ ОПИ, ф. 333, on. 1, д. 12, л. 66.
6 ГАПО, ф. 280, on. 1, д. 290, л. 143 об.
7 Кондаков С. А. Юбилейный справочник Академии художеств.
1764—1914. — Спб., 1914.- Ч . 2. — С. 94, 115.
Новокрещенных Н. Н. Чермозский завод, его прошлое, настоящее и летопись событий. — Спб., 1889. — С. 151.
Серебренников II. Н. Урал в изобразительном искусстве.—
Пермь, 1959.— С. 122—123, 128.
ГАПО, ф. 280, on. 1, д. 318, л. 9, 608; д. 535, л. 81, 81 об. 370;
д. 658, л. 49, 93—94.
ГИМ ОПИ, ф. 333, on. 1, д. 33, л. 86.
ЦГИАЛ, ф. 780, оп. 14, д. 47, л. Г—13.
8 ГАПО, ф. 762, on. 1, д. 960, л. 114— 117, 122, 130, 143—147.
9 Там же, ф. 280, on. 1;, д. 280, л. 60, 'Э73.
10 Там же, д. 535, л. 198.
11 Там же, л. 68; д. 908, л. 202, 21|5, 292, 442, 450, 460, 641, 692,
799; д. 569, л. 74.
12 Письма опубликованы в сб.: Панорама искусств-9. — М., 1986.—
С. 58—72.
13 Ильинский районный краеведческий музей, д. 2016.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев