”
Такой призыв прозвучал от блогера с аудиторией в несколько миллионов, 28-летней Александры Митрошиной https://vk.com/alexandramitroshina_vk , скромно называющей себя “Матерь Бложья”. В недавнем посте в сети Instagram*, запрещенной в РФ, рекламируя свое приложение и делясь впечатлениями от прочитанной книги, Александра решила использовать подобный заход, чтобы мотивировать своих подписчиков ставить “лайки”. И что же сделала аудитория в 4 с лишним миллиона? Удивилась, возмутилась, поправила автора, указав на неэтичность и недопустимость подобных выражений?
Нет, в комментариях посыпались: “Ура, я не приемный!”, “Не-не, мы родные дети)”, “Ахахах, приемный!:))” Лайк, конечно!”, “Приемный))) это топ! Лайк!” - от многодетной матери, “Как психолог-психотерапевт с опытом работы 10 лет подписываюсь под каждым словом” - и так далее.
Казалось бы, как это возможно? Как в 21 веке подобные “шутки” могут казаться кому-то не только уместными, а еще и очень смешными и меткими? Как кто угодно, а уж тем более человек, считающий себя в каком-то смысле мастером слова и имеющий смелость учить других общаться публично, не чувствует грань между юмором и пошлостью, трендом и бездумной жестокостью и глупостью?
Ведь такими вброшенными фразочками создается образ приемных - и детей, и родителей - как людей второго сорта, неудачников. Тех, кем ни в коем случае не нужно быть, поэтому стоит поспешить поставить “лайк”, чтобы доказать, что ты - не они. И, судя по реакции подписчиков, эта цель достигнута.
Она просто не подумала, сама не поняла, что сказала? Как и вся весело хохочущая аудитория? Но ведь это не дети, а взрослые люди, средний возраст - 30 лет. Однако мы как фонд все же постарались поговорить и с самой Александрой, и с ее подписчиками, чтобы донести, что именно не так в подобных шутках, как они, на самом деле, звучат и какой эффект имеют.
“Сосредоточиться на самом важном? Давайте попробуем. Для нас как организации, уже более десяти лет работающей для того, чтобы девочки и мальчики из детдомов могли находить семью и больше ее не терять, очень важно, чтобы ни приемные дети, ни приемные родители не сталкивались с жестоким обращением. С такими словами, как те, что написаны выше. Написаны, мы уверены, бездумно, без осознанного желания причинить боль и унизить. Однако они оскорбительны по отношению ко многим десяткам тысяч людей. Детей, прошедших через столько горя и испытаний. И взрослых, принимающих их в семью вместе со всеми травмами и болью. Тех, кто своими руками меняет жизни. Потому что ваши слова подразумевают, что приемные дети и приемные родители - люди второго сорта. И нам очень жаль, что вы позволяете себе написать подобное, а ваши комментаторы - воспринять это как должное и весело посмеяться…”
И мы, и сами приемные родители писали в комментариях о том, что чувствуем, видя фразы, типа “Ура, я не приемный!” О том, каково сейчас приемным детям, которые тоже это читают. О тех, кто только мечтает однажды сказать “Ура, я приемный!”, но понимает, что за ним скорее всего так и не придут… О мамах, папах, бабушках, дедушках, которые с гордостью могут сказать о себе: “Да, я - приемный!” Потому что смогли изменить еще одну - а может, и не одну - детскую жизнь. И подарили кому-то любовь, заботу, семью, дом, совсем другое будущее.
Как же отреагировала Александра Митрошина на эти комментарии, среди которых не было ни одного грубого или агрессивного, а лишь объясняющие, просвещающие, пытающиеся достучаться? Очень просто - удалила их все, заблокировав и наш фонд, и каждого комментатора, поднявшего тему приемных семей. Пост при этом остался без изменений, призыв “Кто не лайкнет, тот приемный!!!” не потерял ни одного из своих восклицательных знаков. Вот такая реакция человека, считающего себя профессионалом в создании и ведении блога и продающего свои умения. Вот такое взаимодействие с аудиторией, работа с комментариями, желание учиться и расти. То самое чувство “испанского стыда”, когда постыдное поведение демонстрирует другой, а краснеть за него приходится нам.
Но ведь дело не только в позорном посте. И даже не в уровне образованности и адекватности подписчиков, оставлявших подобные комментарии. Эта история заставляет вообще задуматься о языковой этике в теме сиротства и приемного устройства.
Когда, с одной стороны, и организации, подобные нашей, и сами грамотные усыновители, опекуны, специалисты, и просто неравнодушные к этой теме люди стараются, например, не употреблять слов, типа “родной-неродной” по отношению как к детям, так и к родителям, заменяя их более нейтральными “кровный-некровный” и ежедневно занимаются просвещением общества. А с другой - как часто еще можно услышать недопустимые уничижительные выражения, все эти: “что за сиротское платье на тебе”, “опять этот сиротский взгляд”, “не топчись там, как сиротинка, заходи”, “ну что ты прям как неродной”, “видно не мой ты сын, а приемный, наверное, тебя мне в роддоме подменили”, “будешь так себя вести - сдадим в детдом” - и тому подобные.
Одна из главных целей фонда “Измени одну жизнь” - менять отношение общества к теме сиротства и приемного устройства в РФ. За десятилетие нашей работы мы проделали огромный путь и видим его результаты. Однако, как в очередной раз показал тот пост, еще очень многое нужно сделать, прежде чем подобные фразы будут считаться недопустимыми и недостойными абсолютно для каждого. Прежде чем дети-сироты, приемные сыновья и дочери и приемные родители не будут сталкиваться ни с какими проявлениями дискриминации - ни в учреждениях, ни в личном общении, ни на улицах, ни в интернет-пространстве.
Приемный - от слова “принимать”. Давайте же научимся, действительно, принимать. Принимать во внимание свои ошибки и исправлять их. И принимать меры, если видите, что слова - чужие или собственные - могут унизить или оскорбить кого-то по состоянию здоровья, национальности, вероисповеданию, внешности, личной или семейной истории и так далее.
Ведь, по сути, мы все - приемные. Потому что принимаем друг друга.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2