Заголовок, конечно, обязывает, но, надеюсь, его оправдать. Насколько это получится — судить уже вам, уважаемые читатели, но надеюсь, будет интересно.
Бой за остров Сухо
Как мне кажется, операцию эту явно стоит включить в число необычных. Во-первых, где вы ещё найдёте пример совместных действий итальянских и финских воск, плюс немецкие. Во-вторых, боевые действия проходили не на (и не над) суше, не на море и даже не на реке. Конечно, были бои и на озёрах, но. согласитесь, не так много можно подобных вспомнить. Причём морской, точнее озёрный десант высаживали корабли, подчинённые авиации, а не флоту. В-третьих, весьма незначительные силы и вроде бы незначительная цель, тем не менее, имели стратегическое значение.
Речь идёт про операцию «Бразиль», целью которой было разрушить маяк на маленьком (90 на 60 м) искусственном острове Сухо в 20 км от южного берега Ладожского озера. В 1942 году на острове установили батарею и к описываемому моменту там находилось около 90 человек (из которых 40 девушек-строителей без оружия), три 100-мм пушки и три зенитно-пулемётных установки.
Для захвата острова у немцев было восемь катеров (четыре итальянских), одиннадцать паромов-катамаранов «Зибель» (они относились к Люфтваффе) и семь десантно-штурмовых катеров для перевозки десанта. Плюс немецкая и финская авиация.
Всю операцию испортили два оказавшихся возле острова советских корабля — тральщик ТЩ-100 и малый охотник МО-171. Они вступили в бой и сообщили в штаб Ладожской флотилии.
Вскоре подошла большая часть наших кораблей, имевшихся на Ладоге, да ещё и авиация подтянулась. В результате разыгралось настоящее морское сражение, надо котором шло сражение воздушное.
Немцам потеряли четыре парома и один катер, из состава десанта выбыло 25 убитых и 55 раненых. Потеряно 11 немецких и пять финских самолётов. Немцы сбили четыре наших самолёта, гарнизон острова потерял 7 человек убитыми, 6 попало в плен, 23 было ранено, позже двое раненых умерли. О других потерях данных нет.
Остров отстояли.
Первый десант Василия Маргелова
Про Василия Маргелова в нашей стране слышали многие, но в его послевоенном качестве — создателе воздушно-десантных войск. Однако первый его десант был не воздушный, и даже не морской. Какой, спросите вы? А даже и непонятно, как ответить. Собственно, изначально планировал высадить в тылу у немцев десант, который составил 1-й Отдельный особый лыжный полк моряков Краснознамённого Балтийского флота имени Ленсовета, которым Маргелов командовал. Десант высаживался на побережье Ладожского озера и можно его назвать озёрным. И полк вроде морской (хотя сформирован из личного состава береговых частей). Задачей же операции было с тыла ударить по немцам и овладеть Шлиссельбургом.
Но пока готовили операцию, озеро замёрзло, правда, не всё. От десанта не отказались, всё даже стало проще — не надо было искать корабли для десантирования. Полк просто пошёл через озеро на лыжах. Вторым эшелоном за ним пошла (уже без лыж) пехота 80-й стрелковой дивизии, в которой, кстати, до этого Маргелов командовал полком.
С первого раза «высадить десант» не получилось. У берега обнаружили большую полынью, которую не смогли обойти и пришлось вернуться.
Когда же полк Маргелова вышел на берег, то пришлось ещё форсировать Старо-Ладожский и Ново-Ладожские каналы, что сильно усложнило всё дело. Словом, потеряв восемьсот человек из тысячи двухсот, полк был вынужден уходить обратно по льду. Пехота 80-й дивизии помочь не смогла и вышла на берег позади немецких позиций, но уже на нашей стороне. Куда потом подтянули артиллерию и тылы, и затем дивизия воевала уже с другой стороны Блокадного кольца.
«Парад» немецких вундерваффе
Операция это было точно не совсем обычной.
В марте 1945 года американские войска форсировали Рейн. Ремангенский мост американцы захватывать не планировали, потому что были уверены — мост взорван. Но когда передовые части подошли к Рейну, то оказалось, что мост цел. Ну и сходу мост захватили.
Немцы же попытались его уничтожить другими способами и для этого использовали очень много разных образцов вооружения. Первыми пытались разбомбить мост реактивные бомбардировщики Arado Ar.234, затем ударили штурмовики Focke-Wulf FW.190F-8. Затем решили разрушить мост тараном и даже нашли для этого добровольцев-смертников, но потом от затеи отказались и снова стали бомбить 1000-кг бомбами.
Затем в ход пошли специализированные ночные бомбардировщики Ju.87D-7 и Ju.87D-8 (были и такие), но не получилось. Затем снова пошла в ход реактивная авиация — два десятка реактивных Messerschmitt Me.262A-2 Sturmvogel. За ними в ход пошли ракеты «Фау-2», при этом одна из ракет промахнулась на 40 км и упала в Кёльне. Насколько сильно промахнулись остальные — история умалчивает, но мост уцелел.
Для уничтожения моста привлекли боевых пловцов из спецкоманды известного Отто Скорцени. Но их выловили сетями.
Били по мосту и из различных артиллерийских орудий, вплоть до калибра 210 мм. Хотели подвести ещё и батарею 540-мм мортир «Карл», но не успели.
На мосту, кстати, использовались с американской стороны крайне редкие на тот момент машины — танки М26 «Першинг». А боевых пловцов высветили специальные прожекторные танки М3А1 CDL.
Финал истории, кстати, оказался неожиданным. После того как немцы безрезультатно испробовали все упомянутые средства, мост ещё немножко постоял и рухнул сам. Количество повреждений, видимо, переросло критический уровень.
Согласитесь, что историю эту трудно отнести к обыденным.
Ну и рекомендую вам прочитать статью про битву обычную:
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2