1-я воздушная армия действовала в интересах 3-го Белорусского фронта.
В составе армии 1-й гв. бомбардировочный (4-я и 5-я гв. бад), 3-й штурмовой (307-я и 308-я шад), 1 гв. истребительный (3-я и 4-я гв. иад), 2-й истребительный (7-я гв. и 322-я иад), 3-й истребительный (265-я и 278-я иад) авиационные корпуса, 3-я и 6-я гв., 334-я бомбардировочные, 1-я гв. и 311-я штурмовые, 240-я и 303-я истребительные, 213-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 47-й гв. и 10-й разведывательные, 117-й корректировочно-разведывательный, 142-й транспортный и 1-й санитарный авиационные полки.
К началу наступления в армии 1837 исправных боевых самолётов — 872 истребителя (Як-7, Як-9 и Ла-5), 450 штурмовиков Ил-2, 392 бомбардировщика (374 Пе-2 и 18 А-20), 65 лёгких ночных бомбардировщиков У-2, 27 дневных (16 Пе-2 и 11 Ил-2) и 7 ночных (6 У-2 и 1 Р-5) разведчиков и 32 корректировщика (17 Ил-2 и 15 Як-9).
4-я воздушная армия действовала в интересах 2-го Белорусского фронта.
В составе армии 229-я и 309-я истребительные, 230-я и 233-я штурмовые и 325-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 164-й гв. разведывательный и 209-й корректировочно-разведывательный авиационные полки.
К началу наступления в армии 528 исправных боевых самолётов — 193 истребителя (122 Ла-5, 1 Як-1, 19 Як-7 и 51 Як-9), 196 штурмовиков Ил-2, 121 ночной бомбардировщик (116 У-2 и 5 И-153), 18 разведчиков Пе-2.
1-й Белорусский фронт имел в своём составе целых две воздушных армии. Поскольку по сути действовал на двух самостоятельных направлениях.
На Бобруйском направлении войска фронта поддерживала 16-я воздушная армия.
В её составе 3-й бомбардировочный (241-я и 301-я бад), 6-й смешанный (132-я и 221-я бад, 282-я иад), 4-й штурмовой (196-я и 199-я шад), 6-й истребительный (234-я и 273-я иад), 8-й истребительный (215-я и 323-я иад) авиационные корпуса, 1-я гв., 279-я, 283-я и 286-я истребительные, 2-я гв., 299-я и 300-я штурмовые, 271-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 19-й истребительный, 16-й разведывательный, 98-й корректировочно-разведывательный, 6-й санитарный авиационные полки.
К началу наступления в армии 2044 исправных боевых самолётов — 932 истребителя, 632 штурмовика, 297 бомбардировщика Пе-2 и А-20, 122 лёгких ночных бомбардировщика У-2, 13 разведчиков и 11 корректировщиков.
На Брестском направлении войска фронта поддерживала 6-я воздушная армия.
В составе армии 336-я истребительная, 3-я гв. штурмовая и 242-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 72-й разведывательный, 93-й корректировочно-разведывательный, 141-й санитарный и 713-й транспортный авиационные полки.
К началу наступления в армии 471 исправный боевой самолёт — 157 истребителей (36 Як-1 и остальные Як-9), 132 штурмовика Ил-2, 140 лёгких ночных бомбардировщиков У-2, 15 разведчиков Пе-2 и 27 корректировщиков (17 Ил-2 и 10 Як-1).
К началу операции «Багратион» в районы, из которых можно было наносить удары по территории Белоруссии, были передислоцированы все восемь корпусов Авиации Дальнего Действия. Все они приняли участия в бомбардировках в первые дни операции.
Это 1-й (1-я и 6-я гв. ад ДД), 2-й (2-я и 8-я гв. ад ДД), 3-й (3-я и 7-я гв. ад ДД) и 4-й (4-я и 5-я гв. ад ДД) гвардейские, 5-й (53-я и 54-я ад ДД), 6-й (9 гв. и 50 ад ДД), 7-й (1-я и 12-я ад ДД) и 8-й (36-я и 48-я ад ДД) авиационные корпуса Дальнего Действия.
В их составе к началу нашего наступления было 932 самолёта, из них я насчитал 274 бомбардировочных вариантов Ли-2, 89 Пе-2, не менее 267 Ил-4, остальные Б-25 и до сотни А-20.
Таким образом, в начале Белорусской наступательной операции наши войска могли поддержать 6676 боевых самолётов — 2504 истребителя, 1829 штурмовиков, 1621 бомбардировщик, 510 лёгких ночных бомбардировщиков, 212 разведчиков и корректировщиков.
Все эти цифры, каждую из которых пришлось поискать, как мне кажется, настолько сами красноречивы, что комментировать нечего. Такого количество самолётов вся Люфтваффе за свою историю на фронте не имела. Единственное, что бросается в глаза, непропорциональное соотношение по разведывательной авиации. На наши две сотни разведчиков и корректировщиков, у немцев почти полторы сотни своих.
В целом же, все источники говорят об огромнейшей роли нашей авиации в проламывании немецкой обороны на белорусской земле. И неудивительно, с такой мощью.
Возможно, у кого-то найдутся уточнение по приведённой мною информации (основанные на документах) и я буду рад внести уточнения. Если кому-то нужна более подробная и детальная информация, обращайтесь. В любом случае только на почту
nwt@nweb.suРекомендую также мою статью:
Загадки битвы за Ленинград: авиация в сентябре 1941
Комментарии 58