Согласитесь, что про оборону Брестской крепости у нас можно очень много узнать. И книг немало, и отдельных статей, фильмов снято тоже изрядно. Давеча один мой читатель в качестве наиболее достоверных примеров штыковых атак во Второй Мировой войне привёл именно бои в Брестской крепости. Причём на мой вопрос о том, откуда он узнал про атаки в Брестской крепости он сослался на повесть «В списках не значился», уточняя, что раз писали её фронтовики, то они уж лучше других знают, как было. Я уже не стал уточнить в ответ, что автор повести — Борис Васильев, хоть и действительно воевал, но точно не в Бресте.
В заголовке у меня стоит вопрос, а по правилам русского языка это означает, что автор хочет получить ответ. Но поскольку этот вопрос всё-таки риторический, то мы порассуждаем тут вместе.
Собственно говоря, в чём же суть вопроса? А она в том, что художественную литературу и кинематограф как-то нелепо считать источником достоверной информации о каких-либо исторических событиях. Даже если автор и был участником этих событий, никто не запрещал ему художественного домысла. Ибо он же не учебник пишет, а литературное произведение. Мало того, давайте не забывать, что в советское время писать надо было не так, как было, а так как можно. Потому, как бы вам не хотелось о чём-то рассказать, сделать этого у вас шансов не было, никто бы не стал печатать или показывать то, что цензура не пропустит. А цензура при советской власти была стражайшая, думаю, об этом напоминать не стоит. Причём часто на уровне маразма.
Но в данном случае дело даже не в том, насколько достоверны художественные произведения. А речь о том, на основании чего они написаны. И вот вопрос, на основании чего написано всё, что мы знаем ныне про Брестскую крепость в 1941 году?
Я сильно удивляю отдельных читателей, если сообщу, что о том, как сражался гарнизон Брестской крепости, мы не знаем практически ничего. Ибо документов не сохранилось, живых участников боёв тоже не особо много. Тем более, что среди тех, кто выжил в плену, сплошь рядовые бойцы, которые и знали то немного, да ещё и многое позабыли или не хотели рассказывать. Тем более, что выжившие в плену бойцы гарнизона крепости попали потом ещё и в советские лагеря.
Был ещё, конечно, майор Гаврилов, человек не рядовой, но... в его книге воспоминаний, полезной для историка информации ноль, упоминает он и много того, о чём знать не мог, и в целом всё напоминает передовицу газеты «Правда».
Потому практически всё, что мы знаем — это из немецких документов. А они, довольно скупые, хотя много интересного можно найти при желании. Однако в любом случае немецкие документы нам говорят о действиях немецких войск, о действиях же наших частей, как легко понять, сведения весьма приблизительные и не всегда достоверные.
Советские же документы дают нам лишь информацию о том, что 22 июня наши войска отдали Брест. О том, что в Брестской крепости ещё кто сражался, никто и не подозревал. Об этом узнали много позже из трофейных немецких документов.
Неизвестен даже состав войск в крепости, тем более что какие-то туда входили, какие-то выходили. Да и подчинённость у них была разные. Про численность и говорить нечего, цифры гуляют, как угодно.
На такой шаткой фактологической основе, утверждать что-то о действиях советских войск крайне сложно.
Можно говорить о числе сдавшихся в плен — свыше 7 тысяч, только в период боёв с 45-й дивизией, то есть до 30 июня, поскольку пленных немцы считали точно. С другой стороны, в плен могли попасть самые разные люди, включая семьи военнослужащих, которые в крепости жили.
Судя по упоминаниям танковых атак со стороны гарнизона крепости и других данных, можно исходить, что танков и артиллерии к началу боёв с советской стороны тоже хватало.
Вот что можно смело утверждать, так это огромные потери (по немецким меркам) 45-й пехотной дивизии. С 22 по 30 июня выбыло из строя 62 офицера (29 убито, 31 ранен и 2 пропало без вести) и 1037 солдат (379 убито, 613 ранено и 45 пропало без вести), то есть всего 1099 человек. Пожалуй, это единственные данные, которые объективно говорят о том, как крепость воевала.
Я хочу вам предложить три статьи, написанные уже давно, в которых я собрал информацию о боевых действиях в Брестской крепости. Надеюсь это будет интересно:
Что мы знаем про оборону Брестской крепости? «Танковое сражение» в Брестской крепости Пушки Вермахта против стен Брестской крепости
Комментарии 43
Впрочем, эта тема -- пустая трата времени.
Вы лучше ответьте на заданный ранее вопрос, какую документальную информацию о боевых действиях в Брестской крепости вы нашли.
А вот про действия советских войск информации ноль.
Как я понимаю, вы вообще разницу не понимаете, так что задавать вопросы вам вообще не было смысла. Вы даже не понимаете, о чём идёт разговор.