Очень часто, и вполне ожидаемо, под моими статьями про выдуманные подвиги некоторых танкистов в Великую Отечественную войну, читатели задают ехидный (как им кажется) вопрос о том, почему я не пишу аналогичных статей про танкистов других армий.
Тут они в корне не правы, ибо я как раз пишу про танкистов любых, если есть о чём. По поводу немецких танкистов, очень много сложностей в том, что в их выдумках крайне редко имеются конкретные привязки по месту и времени, и поэтому что-то сказать просто невозможно. Кроме этого, мне как-то больше интересна именно наша армия, а с фантазиями немцев пусть немцы и разбираются. Равно как французы, поляки, американцы и англичане.
Тем более, что специально я не охочусь за мифами, они лишь попадаются при изучении отдельных операций, со всеми вытекающими последствиями. Ну и другим поводом служат просьбы читателей о чём-то рассказать, что я и делаю.
Однако, и истории про немцев тоже попадаются, поэтому для тех, кто особо хочет узнать, как врали немецкие пропагандисты — есть несколько статей.
Наверное, самое интересное про наиболее известного, а это Михаэль Виттман, конечно. Случаев каких-то невероятных побед у него много, и про некоторые уже писали, в частности про бой у Виллер-Бокаж, который давно разобрали и во всём, что можно, Виттмана уличили.
Однако, про Виттмана историй много, и они довольно разные.
Например, 13 января 1944 года он уничтожил 19 танков и 3 САУ СУ-76. В тот день «Лейбштандарт» вела бой с 3-й танковой армией и наши потери были весьма велики — 49 танков. Однако нет никаких причин полагать, что в тот день половина потерянных (на разных участках фронта) советских танков приходится на один «Тигр».
А вот другой упоминается случай, как Виттман 6 февраля 1944 года в бою с танками 5-й гвардейской танковой армии уничтожает 9 танков KB и Т-34.
Однако 5-я армия за два дня (5 и 6 февраля) имела 1 подбитый и 4 сгоревших танка Т-34.
Правда, как легко выяснить, на самом же деле 6 февраля дивизия «Лейбштандарт» вела бои с 51-й и 103-й танковыми бригадами 2-й танковой армии 1-го Украинского фронта. В тот день 51-я бригада армии потеряла 7 танков, 103-я — 2 танка.
Но самый, на мой взгляд интересный бой — это 13 ноября 1943 года, когда на его счету «около двух десятков» уничтоженных танков. Однако в тот день наших потерь не хватило бы на одного Виттмана, и мало того, ни одна из двух боевых групп дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» не сталкивалась с нашими частями, имевшими столько танков.
Мало того, согласно воспоминаниям, сам Виттман в тот день вообще находился в пути к фронту.
В конце я дам ссылку на статью про Виттмана, а пока напомню ещё про некоторых.
Один из очень известных, во всяком случае на западе — это вахмистр Фрейер, который в бою на улицах Воронежа уничтожил сразу 11 советских танков. В этом случае интересно то, что есть фото с разных ракурсов подбитых советских машин.
Но есть нюансы. Во-первых, самого Фрейрера наградили за 9 танков, а не 11. Во-вторых, он и сам не утверждал, что все танки на фото подбиты им. А в-третьих легко увидеть по схемам улиц, что он просто не мог подбить все приписанные ему танки.
Есть ещё один интересный персонаж, получивший прозвище «Витебский тигр» — это Альберт Эрнст. Он правда не танкист, а воевал на противотанковой установке "Hornisse" (позже "Nashorn"), но не суть. Утверждается, что он за пять дней уничтожил тридцать два или тридцать три советских танка. Есть также данные по уничтожению советских танков и другими немецкими подразделениями.
Но опять же есть одно «но». Если собрать все советские потери танков, которые, хоть и были велики, то получается, что они никак не соответствуют немецким данным о потерях хотя бы одного Эрнста. Который, там был, конечно, не в одиночку. Зато вот сам 519-й дивизион, в котором Эрнст служил, из 44 установок за эти дни потерял 16.
Есть ещё история про обер-лейтенанта Клауса Вагнера, который командовал батареей штурмовых орудий и за два дня подбил 18 советских танков. Но про него я даже кратко рассказывать не буду, а дам в конце ссылку.
Что хочется отметить в конце. Во всех армиях всех стран всегда вели пропаганду, с целью поднятия боевого духа личного состава. Если брать Вторую Мировую войну, когда эта работа по поднятию боевого духа стала уж очень массовой, то надо отметить, что занимались ей по большей части люди весьма ограниченные и не особо сообразительные. Ибо сочиняли они чаще всего такую чушь, что, на мой взгляд, поверять в неё было просто невозможно. Но, видимо, даже и верили.
И искать, где было больше глупостей по части придумывания агиток, в Вермахте, РККА или какой другой армии, просто глупо. Скорее всего везде господствовал отрицательный отбор, и на тёплые места в тылу, ставили совсем не тех, у кого был талант, а совсем других.
Ну вот. А я собственно этой статьёй хотел вам напомнить то, что уже писал про немецких танкистов давно:
Сколько же танков на самом деле подбил Михаэль Виттман Мог ли вахмистр Фрейер уничтожить сразу одиннадцать советских танков Сколько же танков мог уничтожить «Витебский тигр» Сколько танков мог подбить обер-лейтенант Клаус Вагнер и весь его дивизион
Комментарии 32