Поводом, как часто бывает, послужил комментарий читателя под статьёй про морскую пехоту. Обсуждалась давняя тема о мифе, будто морская пехота — это сошедшие с боевых кораблей моряки.
Читатель же решил опровергнуть сие, но в структуре флота и морской пехоты он не разбирался, военной истории не знал (при этом вроде сам служил на флоте, но это как раз не удивительно), а потому ничего разумного сказать не мог. Однако неожиданно привёл интересный пример. В качестве доказательства того, что моряки с боевых кораблей в морской пехоте воевали, он напомнил известного сталинградского снайпера Василия Зайцева. Что было уже смешно, поскольку Зайцев вообще никогда не служил в морской пехоте, но в данном случае это даже мелочи.
Как раз биография Зайцева очень интересна. Не как снайпера, тут я ничего сказать не могу, ибо не изучал и не собираюсь — не моя тема биографии, а как раз до того, как он пришёл на фронт. И если поискать, что о нём пишут, то можно найти вот такое:
С 1937 года служил на Тихоокеанском флоте, где его зачислили писарем артиллерийского отделения. После учёбы на финансовом отделении Военно-хозяйственных курсов Тихоокеанского флота его назначили начальником финансово-экономической части штаба воинской части флота, дислоцированной на острове Русском. В этой должности его и застала Великая Отечественная война.
То есть, Зайцев был кадровым военнослужащим Тихоокеанского флота, носил морскую форму, имел звание флотское. Правда, в море, видимо, не выходил, как и подавляющее большинство личного состава ТОФа. Я не помню, какова пропорция во флоте плавсостава к тем, кто на берегу, вроде один к десяти.
И вот представьте себе, началась война. После чудовищных потерь в стране практически заново формируют армию. Используя любые резервы. Одним из таких резервов стал флот. В таких флотах, как Балтийский и Черноморский ситуация понятная — там в бои на суше приходится вступать очень скоро, и там основная задача заключалась в том, чтобы формировать части морской пехоты для обороны военно-морских баз — Одесса, Таллин, Севастополь, Кронштадт (последний в широком смысле).
На Тихоокеанском флоте тоже формировали части и соединения морской пехоты, но их создавали для Дальнего Востока — там вооружённые силы ведь тоже существенно увеличивались. Однако от флота потребовали и людей для усиления сухопутной армии на советско-германском фронте. Часть людей флот просто отправлял на формирование сухопутных соединений, какая-то часть пошла на формирование стрелковых бригад, которые получили название морских. Словом, флоту пришлось отдавать людей для сухопутных войск. Я уже писал, что значительная часть личного состава, который передал флот — это обычные мобилизованные из военкоматов, для которых флот просто выполнил роль запасных частей, готовящих пополнение. И эту часть мы трогать не будем.
В данном случае обратим внимание на тех, кого передали в РККА именно из личного состава флота.
Вот поставьте себя на место флотского начальника, которому приказали передать N-е число человек сухопутному начальнику. Как вы поступите? Если верить многочисленным мифам, то вы, как флотский начальник, первым делом станете снимать людей из экипажей боевых кораблей.
Но если включить мозги, то в результате таких действий, сняв с кораблей опытных моряков, вам придётся искать им замену. Ибо на корабле лишних людей нет. По боевому расписанию даже вполне вроде бы мирные должности, типа коков, музыкантов, получают вполне боевые задачи. Музыканты, например, выполняют роль санитаров.
Это полк на суше может воевать, имея некомплект в 70%. А корабль с таким некомплектом, скорее всего из гавани не выйдет, а уж воевать точно не сможет.
Потому флотский начальник в последнюю очередь станет снимать людей с боевых кораблей. Если, конечно, не собирается их затопить. Тем более, что ему есть на кого обратить внимание. Вот ведь, служит в финчасти краснофлотец Зайцев. Конечно, он выполняет важную работу. Но. Здорового, молодого и сильного Зайцева можно заменить на пожилого, ограниченно годного человека, которому в пехоте точно делать нечего. А то и вообще женщину посадить на его место. Ещё и будет кого пристроить на хорошее место из родных и знакомых — военный паёк не помешает. Так что Зайцева можно без проблем передать в сухопутные войска. И таких, как Зайцев в береговых частях можно тысячи набрать.
Хоть и не из ТОФа пример, но вот на Балтфлоте, только склад в Большой Ижоре охранял батальон в полторы тысячи с лишним человек (склады огромный и до сих пор есть). Но все эти полторы тысячи можно отправить воевать (что и сделали), а их заменить ограниченно годными или женщинами. Уверен, что на ТОФе аналогичных частей можно найти множество.
Такой вот интересный расклад на примере Зайцева получается. А если ещё поискать? Таких как он большое множество найти можно. Причём, не попишешь ничего, они ведь все, как и Зайцев, имеют право называться моряками. С той лишь поправкой, что в море никогда не ходили, а потому все многочисленные эпитеты о том, что на кораблях служат и в море ходят люди особые, героические и пр., к таким как Зайцев не применить. Их героизма и всяческих заслуг никто не отрицает, просто не надо примешивать то, что неуместно совсем.
Моряки делают свою работу на кораблях, те, кто на суше, делают свою, не менее важную работу на сухопутном фронте, а всякие фантазии стоит лучше даже в детских книжках не публиковать. Дети, часто, поумнее некоторых известных авторов.
Ну и в тему будет статья:
Чем же морские стрелковые бригады были сильнее остальных
Комментарии 15
Хотя это никак не отменяет сути статьи, но мне кажется мог запросто. Как раз на флоте воинские части бывают очень маленькие... а занятие должности зависит от размеров части -- если по штату вообще один офицер, то... А без финчасти части не бывает.
Кстати, у меня была очень интересная должность в СССР -- начальник комсомольской организации танкового батальона. Хотя полагался командирский танк и должность аж до капитана, в мирное время её заменяли на сержанта. Мне могли вызвать из запаса только в военное время.
То есть я по вашему не знаю, что у меня в военном билете написано? И танк мне приснился? Мало того, такую должность имело очень много моих коллег...