Полки противотанковой артиллерии остались на линии и составили костяк обороны. Также для укрепрайонов были сформирована пулемётно-артиллерийские батальоны и огнемётные роты. Но УРы были рассчитана на заполнение их полевыми войсками, а вот этих как раз и не было. Потому в каждый из УРов добавили по запасному полку и сводные части курсантов. Плюс всякие мелкие части и подразделения, в каждом УРе свои, да ещё формировали сводные части из отступающих. Ну и по одной свежей стрелковой дивизии на каждый из четырёх УРов Можайской линии. Кроме этого было отправлено для усиления Можайской линии 16 танковых бригад, правда, не все сразу приняли участие в боях. Позже поступали новые части и соединения, но в целом на момент, когда немецкие дивизии подошли к укрепрайонам Можайской линии, наших войск было явно недостаточно.
Давайте посмотрим кратко, как сложилась ситуация на всех четырёх участках.
Калугу прикрывал 38-й УР, в котором не было ни пулемётных батальонов, ни огнемётных рот, да и самих укреплений не построили. Обороняться на этом участие должна была 194-я стрелковая дивизия, но не полная, так как в ходе переброске некоторые части оказались совсем в других районах. В Калугу была перенаправлена 5-я гвардейская стрелковая дивизия, первоначально выдвигавшаяся в Орёл. Но эта дивизия в бой вводилась по частям, с колёс, поскольку подоспела поздно. В результате, Калугу взяли немцы практически без боя, поскольку сам город обороняла одна стрелковая рота.
А вот для обороны 37-го Малоярославецкого укрепрайона войск было намного больше, да и сами укрепления, хоть не закончили строить, но всё-таки их было много.
Всего в составе защищавшей 37-й УР 43-й армии были следующие силы: 312-я стрелковая дивизия, 109-й запасной полк, курсанты Подольского пехотного, Подольского артиллерийского и Московского Высшего политического училищ, два артиллерийских и реактивном-артиллерийский полки, четыре артиллерийских полка ПТО, четыре танковых бригады, но две без матчасти.
Гарнизон УРа составляли четыре пулемётных батальона, восемь огнемётных и танковая роты, 75 артиллерийских орудий.
Кроме этого в состав армии были включены 110-я и 113-я дивизии (бывшие дивизии ополчения), вырвавшаяся из окружения и пополненная 53-я стрелковая дивизия.
Как видим, войск вроде и немало, но не все успели прибыть и занять свои позиции.
Когда пишут про действия на этом участке, то обычно красочно описывают, как Подольские курсанты отбивали атаки множества немецких танков на Ильинском рубеже. Но это не совсем верно. Самый сильный участок 37-го УРа — Ильинский, немцы практически не атаковали, ограничиваясь сковывающими действиями небольших сил пехоты.
Передовые части немецкой 3-й моторизованной дивизии вышли на линию 37-го Малоярославецкого УРа раньше, чем его заняли наши части. В результате немцы прорываются к Боровску и захватывают его 13 октября. После взятия Боровска все силы 43-й армии были брошены, чтобы город отбить. 15 октября немцы прорывают оборону на южном фланге Ильинского участка и выходят к нам в тыл, а 18-го берут Малоярославец.
В ходе этих боёв 16 октября произошло широко известное танковое побоище на Варшавском шоссе, когда 15 немецких танков пытались ударить в тыл нашим частям у Ильинского, но попали под огонь зенитных орудий нашего противотанкового резерва. В результате потеряно 14 танков и только один смог уйти. Но этот примечательный эпизод не оказал никакого влияния на ход боевых действий. После захвата немцами Малоярославца наши войска в том районе оказались в очень тяжёлом положении и вынуждены были отступать в сложнейших условиях.
Теперь про 38-й Можайский УР. В этом укрепрайоне оборону держали войска 5-й армии — 32-я стрелковая дивизия, батальон курсантов Военно-политического училища имени В. И. Ленина, 230-й запасной учебный полк и два батальона 33-й запасной бригады, 18-я, 19-я и 20-я танковые бригады, три артиллерийских полка ПТО и два дивизиона реактивной артиллерии. Отдельный пулемётный батальон и три отдельных огнемётных роты составляли гарнизон 38-го УРа.
Когда рассказывают про бои на этом участке, то обычно «вспоминают» лишь, как несколько дней дивизия полковника Полосухина сдерживала танковые атаки на Бородинском поле, прямо среди памятников. Это не совсем так. На самом Бородинском поле располагались две роты и одна батарея, а боевые действия непосредственно на местах боёв 1812 года происходили лишь, когда наши войска через него отступали, а немцы их преследовали.
Бои сначала вели передовые части далеко от основной линии обороны, причём немцам досталось — они 13 октября (несчастливое явно число для немцев) наткнулись на противотанковую засаду в районе Ельни и сразу потеряли шесть танков.
Однако, в ночь на 15 октября немцы прорвали оборону на участке 17-го полка 32-й дивизии. Полк был рассеян, управление войсками потеряно, наши части стали отступать.
А немецкие танки сразу ринулись на Можайск. И хотя город прикрывали целых три наши танковых бригады, из-за путаницы в управлении, немцы 18 октября взяли Можайск почти без боя.
Ну и про 35-й Волоколамский укрепрайон, который оборонять должна была 16-я армия. В гарнизон УРа входил пулемётный батальон и три огнемётные роты. Оборону занимала знаменитая 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова, усиленная 690-м стрелковым полком, тремя полками тяжёлой артиллерии и четырьмя полками ПТО, дивизионом реактивной артиллерии. А также не менее знаменитый сводный полк Московского командного училища имени Верховного Совета РСФСР («Кремлёвские курсанты»), усиленный дивизионом 1-го Московского Краснознамённого артиллерийского училища и сводной ротой курсантов Московского военно-инженерного училища.
Удержать оборону у 316-й дивизии не получилось, немцы уже 18 октября прорвали оборону на одном участке, 25-го на другом, и наши войска начали отступать. Если верить тексту донесения Жукова (самого документа я не видел, его часто цитируют), дивизия отступила в беспорядке. В любом случае потери были огромные, Волоколамск немцы взяли 27 октября. Возможно, 316-я дивизия всё-таки совершила что-то важное, поскольку именно за эти бои получала звание гвардейской. Но в любом случае 35-й УР немцы также преодолели сравнительно быстро.
Такой вот обзор, чтобы напомнить, как развивались события.
Хотя причин поражений наших войск было много, я бы всё-таки на первое место поставил бы именно недостаток сил. Особенно если учесть то, сколько дивизий и бригад было введено в бой в ближайшие недели после прорыва Можайской линии. Напомню, что наши войска в ходе успешного наступления выбили немцев со Скирмановских высот.
С другой стороны, даже если немцы бы вышли к Можайской линии позже на неделю-две, наши войска их бы не смогли остановить. Были бы, конечно, бои более тяжёлыми и кровопролитными, но в результате и немцы больше разгромили наших резервов, которые потом сыграли ключевую роль уже в декабре. Хотя ведь и немцы тоже сильно перенапряглись, пробивая нашу оборону. Ведь в наступление снова они перешли только в середине ноября и уже наступали не по всем направлениям. Словом, чтобы было если бы, гадать можно долго. Пока ограничимся тем, что постараемся понять, как именно всё было.
Ну и несколько статей по упомянутым событиям:
За что панфиловская дивизия получила звание гвардейской? «Кремлёвские курсанты» под Москвой: почему про них не любили вспоминать? Загадки Великой Отечественной: кто же воевал на Бородинском поле? Почему же наши войска оставили Можайск На дальних подступах к Москве: битва за Боровск Почему же наши войска оставили Калугу в 1941 году
Комментарии 4
Такое бывает Т9 выдаёт нужный вариант - но когда жмёшь "вставить" нужное слово - то вставляется другое слово!