Абсурдность заголовка наверняка заставит моих постоянных читателей предположить, что тему для статьи подсказал комментарий какого-то читателя, не отличающегося глубокими познаниями в истории. И будут правы.
Действительно, некий читатель написал, что Красная Армия разгромила на Восточном фронте дивизии из десятков стран. Понятно, что он просто сильно неграмотно высказал свою мысль, но это уже другое дело. На мою естественную просьбу перечислить эти несколько десятков стран, я получил перечень весьма странный. В перечне были как Румыния с Венгрией, так и Австрия с Чехией. Польши правда не было. На мой вопрос, как быть, если в период Великой Отечественной войны многих из перечисленных государств не существовало, в ответ началась какая-то помесь митинговщины с дворовой философией, которая интереса уже не представляет.
Однако, я подумал, что в этом вопросе будет полезно разобраться, кто же воевал против Советского Союза, и в каких случаях мы можем говорить о вине государств, а в каких такие обвинения просто абсурдны. Вопрос этот не только исторический. Сама идея как можно больше стран обвинить в чём угодно, имеет корни из весьма странного понятия о воспитании патриотизма. Как я уже много раз писали и говорил, на мой взгляд, патриотизм — это любить свою Родину. А не ненавидеть Америку или теперь уже весь Запад. И по некоторым вопросам, если мы не хотим иметь двойные стандарты, участие граждан разных стран в войне против СССР аналогично некоторым современным событиям. О которых писать не буду (не наша тема), но вы все люди умные — догадались.
Так вот, давайте попробуем разобраться. На интересующий нас период Великой Отечественной войны в Европе имела место следующая картина:
1. Были государства независимые, воюющие или нейтральные;
2. Были государства аннексированные;
3. Были государства оккупированные.
Теперь определим, какие варианты участия в войне могут быть для государств и их граждан:
1. Участие вооружённых сил государства, с флагом и в форме, с объявлением войны (хотя можно и без формального объявления).
2. Участие граждан в войне в составе вооружённых сил другого государства.
По пункту №1 мы имеем, что кроме Германии, с нами воевали её союзники: Румыния, Венгрия, Словакия, Финляндия. Два союзника особых. Во-первых, Болгария, которая с СССР не воевала, а мелкие стычки на море не в счёт. Во-вторых, это Хорватия, которая на Восточный фронт своих войск не посылала (по сути их просто не было, а то что имелось, годилось лишь для борьбы с партизанами). Но при этом из хорватов в составе Вермахта и войск СС формировались полки и целые дивизии.
Теперь страны нейтральные. Это Швеция, Швейцария, Испания и Португалия. Ни одна из этих стран свои войска на Восточный фронт не посылала. Кто-то сразу вспомнит про испанскую «Голубую дивизию», но вообще-то она правильно именовалась как 250-я пехотная дивизия Вермахта. То есть официально на Восточном фронте солдат испанской армии никогда не было, но были испанские добровольцы в составе Вермахта. Что касается остальных стран, то их граждане были на Восточном фронте в качестве добровольцев в Вермахте и, особенно, в войсках СС. Отмечу ещё, что этими странами список не ограничивается, в войсках СС были граждане Аргентины, Мексики, США и пр., хоть их можно всех вместе пересчитать по пальцам.
Теперь страны аннексированные, с которыми картина самая сложная. Таковых стран вроде бы две — Австрия и часть Чехословакии. Называть последнюю Чехией, неправильно, поскольку туда и Моравия входила, да и названия Чехия в тот исторический период не было. Но я бы туда отнёс ещё Эльзас и Лотарингию, которые Германия аннексировала, и жители этих регионов считались гражданами Третьего Рейха. Подлежа, что важно, воинской повинности. Причём, в результате сложился казус, по которому в СССР эльзасцев и лотарингцев считали французами — именно они составили те несколько десятков тысяч пленных «французов», которых захватили на Восточном фронте.
С австрийцами ситуация интересная. С одной стороны, они стали полноправными гражданами Третьего Рейха, во всяком случае те, кто были этническими немцами. И на базе австрийской армии было сформировано несколько частей и соединений Вермахта. С другой стороны, в статистике Вермахта австрийцы упоминались отдельно, от жителей самой Германии. Так же, как эльзасцы и лотарингцы.
Что касается жителей Чехии и Моравии, то, мало кому известно, что у Проектора Чехия и Моравия имелись свои вооружённые силы. Но предназначались они для поддержания порядка и имели численность менее 7 тысяч человек (зато было 40 генералов). Сформировать подразделение на базе этих войск для отправки на Восточный фронт предлагалось в 1943 году, но эта идея не понравилась немецкому командованию. В 1945 году пытались формировать Чешскую добровольческую роту СС, но ничего не получилось, зато все эти войска приняли потом активное участие в Пражском восстании. А вот самая неизвестная страница чешской истории — это участие граждан Протектората в войне в качестве «хиви». Точных данных по «хиви» пока вообще нет, но навскидку, чехи были на третьем месте после советских граждан и поляков.
Можно ли на этом основании обвинять власти Австрии, Чехословакии, и уж тем более Франции, в участии их граждан в войне? Мне кажется, что в этом уж точно нельзя. В чём-то другом — да, но не в этом.
Ну и теперь про страны, которые Германия и её союзники оккупировали. Тут, я думаю, надо сразу начать с того, что правительства государств, чью территорию или её часть, оккупировал враг, никак не могут отвечать за всю происходящее на оккупированной территории, ибо не могут её контролировать. И в том, что какая-то часть населения на этой самой неподконтрольной территории делает, уж точно власть не виновата.
Кто считает этот подход неверным, начнём тогда обвинять сразу товарища Сталина и советскую власть в целом. Ибо если брать иностранцев, которые воевали Восточном фронте против Красной Армии, то на первом месте будут советские граждане. А если ещё посчитать тех, кто просто работал на немцев, то цифры зашкалят. Причём, если по поводу первых ещё можно спорить, то по вторым я бы судьёй выступить не решился. Поскольку в оккупации сам я не жил, и под немцами не голодал, то …
А голодали не только на Смоленщине и Тамбовщине, но во вполне вроде благополучных Франции и Бельгии. Даже в Чехии население загонялось в такую ситуацию, что единственным способом прокормить семью стало служить в Вермахте в качестве «хиви».
Плюс к этому ещё и играла свою роль немалую ненависть к большевикам и всему советскому. Достаточно вспомнить, что во Французском легионе, который в 1941 году формировали, более половины были те ещё французы — в основном потомки русских эмигрантов или эмигрировавшие после гражданской войны в Испании республиканцы.
А под знамя борьбы с большевизмом желающих встать было немало, и не только в Европе, но и в самом СССР. Тем более, что ведь надо понимать — про ужасы фашизма, газовые печи, концлагеря и Холокост знали очень немногие, кого это коснулось напрямую. Так что в моральном плане для большинства не было совсем никаких проблем.
Ещё одним важным и сложным вопросом являются масштабы участия жителей оккупированных стран. Поскольку тут они разделяются на две категории, границу между которым не так просто порой провести.
В первой группе те, кто пошёл именно воевать, вступил в части Вермахта или СС. Таких было немного, во Франции так и не смогли набрать даже на полноценную бригаду, хотя и переименовали её в дивизию и дополнили немцами. Зато в различных полувоенных, военизированных и гражданских (но работающих тоже на Вермахт) транспортных, строительных и др. структурах, французов были тысячи, десятки тысяч.
Если взять голландцев, то их в войска СС ушло около 20 тысяч, тогда как упомянутых военизированных структурах набирается не менее 100 тысяч. И хотя большая часть из последних на фронт не попадала, но было немало таких, которые на Восточном фронте не просто оказались, но воевали и погибли там. Например, в Сталинграде оказались в «котле» и погибли около 300 голландцев, служивших в Национал-социалистическом мотомеханизированном корпусе, который занимался вполне мирной работой по снабжению Люфтваффе.
Самые неизвестные цифры касаются количества чехов и поляков в Вермахте и войсках СС. Даже приблизительных цифр нет. Но их точно было много, и, видимо больше, чем голландцев или датчан. В 1943 году многие немецкие дивизии имели до трети личного состава из чехов, поляков и разных советских граждан.
Какой собственно из всего следует вывод. Ну, во-первых, что на Восточном фронте, кроме союзников Германии, если и воевали представители каких-то национальностей, то все они числились в составе Вермахта или войск СС. Поэтому даже про дивизии, бригады или какие-то части подразделения, которые в названии имели какое-то упоминание национальностей — голландские, эстонские, шведские, нельзя сказать, что они были мононациональными. В них было немало представителей других стран и народов, и уж всяко хватало немцев, тем более на всех руководящих должностях.
Вывод второй — тема нуждается в серьёзном и беспристрастном изучении, поскольку белых пятен по многим вопроса чересчур много.
Ну а про чешские и даже голландские дивизии — это, конечно, глупость.
Хочу вам ещё предложить интересную статью на тему коллаборационистов:
Как много наших бывших граждан воевало на стороне Вермахта в Сталинградской битвеУважаемые друзья.Хочу сообщить, что я решился завести свой канал в «Телеграмм».Понятно, что там другая специфика и другие форматы. И я пока только «ищу себя», пытаясь сделать что-то именно своё. Полноценно, надеюсь, канал будет работать уже с нового года.Пока могу сказать, что принципиальным отличием канала будет обсуждение современных событий, а не только страниц глубокой истории. И, наверное, намного больше свободы, хотя общие правила будут те же.Пока канал лишь тестируется, я осваиваю специфику, но буду рад если кто-то из моих читателей поддержит и подпишется. Даже если будет всего десять человек, мне будет гораздо легче писать для конкретных людей. Да и ответственность перед читателями — дело серьёзное. Канал называется «История и современность с Кириллом Шишкиным», адрес такой:https://t.me/history_CSЖду ваших комментариев, замечаний, предложений, идей.
Комментарии 164
Ответил: ,,Меня мобилизовали не по моей воле. сдаться в плен я не могу- расстреляют всю мою семью. Поэтому когда Красная Армия погонит немцев на Запад я будучи водителем буду бежать впереди их войск, пока домой не прибегу. Даст Бог живым останусь " Как сложилась судьба этого солдата неизвестно, но отец сказал : ,,Интересно как сложилась его судьба, остался ли он живым и жива ли ег семья?"