Это удар с тыла по 6-й дивизии народного ополчения (надпись рядом «169 сд» — это номер той же 6-й дивизии после перевода в РККА, он не должен смущать), которая и так малобоеспособна — её формировали из того, что осталось, людей не хватало, вооружения тоже. Едва ли она способна была держать оборону, а уж при атаке с тыла немецких танков, возможности устоять весьма сомнительны. Во второй линии обороны за ней стояла 6-я бригада морской пехоты, про которую всё аналогично — формировалась она из того, что ещё осталось, были почищены все береговые и учебные части. Так что боевые возможности тоже едва ли велики. А потому шансы достичь успеха у немцев весьма вероятны.
И что мы получаем? А получаем, что 55-я армия отрезана от остальных. Конечно, есть путь в город по правому берегу Невы. Но мостов нет и это сильно усложнит задачу.
При этом надо учесть, что в тот момент на участке 55-й армии очень много разных частей и соединений, которые отступали от Красногвардейска, а некоторые даже вырывались из-под Луги. После того, как им дадут отдохнуть и пополнят, они снова будут готовы идти в бой. Но на тот момент их боеспособность практически нулевая. Так что 55-я армия попадает в крайне неприятное положение. Она с трудом удерживает наступление немцев на Слуцк и Пушкин, и создавать фронт для отражения удара с тылом просто нечем. Народу, как сказано выше, вроде и много в тылу, но бросать туда бывших окруженцев и прочие малобоеспособные части — проблему не решит, они просто полягут.
И если немцы соберут все силы — в резерве ведь ещё 8-я танковая дивизия есть, то может начаться разгром 55-й армии.
Что может предпринять Жуков? Понятно, что 55-я армию надо деблокировать. В распоряжении командования Ленфронта ещё вроде есть немало соединений — 9-я, 10-я и 11-я стрелковые бригады, 7-я бригада морской пехоты, 7-я дивизия народного ополчения и 20-я дивизия НКВД, но все они находятся в той или иной стадии формирования. Из них можно пытаться создать линии обороны на окраинах, но для такой сложной операции, как наступление ждать от них успеха — сомнительно.
В результате я бы предположил, как наиболее вероятным, такой результат. Остатки частей 55-й армии уходят на правый берег Невы, наши войска строят линию обороны уже на окраинах города. За немцами остаются не только Колпино, Слуцк, Пушкин и Пулково, они выходят на линию Дачное, Средняя Рогатка, Купчино, Рыбацкое. Город уже можно обстреливать из миномётов.
Вот тут можно отпускать 41-й моторизованный корпус наступать на Москву. Ленинград остаётся в критическом положении. Хотя бы уже потому, что обстрел с Пулковских высот и из Пушкина, нанесёт значительно больший урон.
Собственно, цель данных умственных упражнений была лишь в том, чтобы понять, чего могли опасаться в штабе Ленинградского фронта. Я, правда, сомневаюсь, что наши военачальники предусматривали такой неожиданный ход со стороны противника. А вот если изучать ход мыслей немецкого командования, то подобные (своей нестандартностью) решения в 1941 году найти, пожалуй, можно.
Для полноты картины хочу вам предложить свои статьи, где по этой теме есть разная полезная информация:
Если бы Вермахт стал штурмовать Ленинград в 41-м Какие войска могли бы вести уличные бои в Ленинграде в сентябре 1941 года Какие же дивизии и бригады сформировал Жуков в Ленинграде Как формировалось Ленинградское ополчение Войска НКВД в битве за Ленинград Почему же разведка докладывала про несуществующие немецкие танки под Ленинградом
Комментарии 1