В ходе Второй Мировой войны, а также и после неё, советская пропаганда придумала много разных героических историй о самых невероятных подвигах наших бойцов. Надо сказать, что в подавляющем большинстве все эти истории были основаны на каких-то реальных событиях, которые потом додумывались в «нужном ключе». В силу того, что занимались этим люди отнюдь не уровня Шекли или братьев Стругацких, то получалось у них крайне неправдоподобно. Что интересно, героями таких историй чаще всего становились танкисты, пехотинцы, лётчики, моряки, и крайне редко — артиллеристы.
Я подумал об этом, когда наткнулся на свою старую статью про Николая Сиротинина, и стал вспоминать, а какие ещё были истории про артиллеристов. Вспомнил лишь три, и все они весьма познавательны, на мой взгляд, с точки зрения изучения советской мифологии. Про все эти случаи у меня есть отдельные статьи и ссылки дам в конце, сейчас же давайте кратко напомню, о чём речь.
Загадочный Николай Сиротинин
Эта история основана на том, что 16 июля 1941 года у села Сокольничи в Белоруссии немцы похоронили с почестями некого советского солдата, который поразил их своей храбростью. Об этом факте рассказано в дневнике обер-лейтенанта Фридриха Хёнфельда, служившего в 4-й танковой дивизии. Офицер этот был убит летом 1942 года и дневник его попал в руки военного журналиста Ф. Селиванова, который выписал для себя некоторые цитаты. Самого дневника или часть его никто никогда не публиковал. Кроме того, офицера с такой фамилией в 4-й танковой дивизии, среди погибших летом 1942 года найти не удалось. Да и в списках живых тоже.
Рассказы про похороны с почестями также зафиксированы от нескольких мирных жителей. А вот свидетелей самого боя среди жителей не нашлось, каждый рассказывает лишь с чужих слов.
То есть, можно говорить, что был некий солдат, который немцев удивил своей храбростью.
Но дальше в этой истории больше вопросов, чем ответов. Во-первых, людей с таким именем и фамилией, родом из одного города, было двое. Теоретически оба могли оказаться у того села, хотя доступные документы о них говорят как раз обратное. Беда в том, что где служили и первый, и второй Николай Сиротинин на тот момент точно установить не удаётся. В любом случае все части, в которых мог служить любой из Сиротининых формально находится на месте боя не могли. Хотя на войне бывает что угодно, особенно в полной неразберихе отступления.
Словом, суть этой истории в том, что никто ничего об этом подвиге не знает, хотя скорее всего героический поступок нашего бойца точно имел место.
Загадки Артиллерийского кургана
Речь про курган Бербер-Оба недалеко от Ростова-на-Дону. Согласно распространённой версии батарея полковых пушек 606-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии целых два дня (17 и 18 ноября 1941 года) сдерживала наступление сразу четырёх немецких дивизий. На курган шла целая армада танков, из которых уничтожили два или три десятка. Артиллеристы все погибли, но немцев не пропустили. Курган тот переименовали в Артиллерийский, на нём соорудили памятник героям.
В истории много непонятного. Ну, например, то, что курган этот вообще находился не в зоне действий упомянутой 317-й дивизии и как там оказалась упомянутая батарея, объяснить никто не может.
В целом же события развивались так.
Согласно советским документам, 17 ноября усиленный танковым батальоном полк «Лейб-штандарт СС Адольфа Гитлера» начал наступление на Ростов. Части 317-й дивизии, не выдержав удара и понеся значительные потери беспорядочно отступали. К вечеру этого дня немцы разгромили и тот самый 606-й полк у деревни Большие Салы.
На следующий день «Лейб-штандарт» начал наступление на село Красный Крым и к 16.00 его занял. Именно в ходе этого наступление немцы могли занять высоту 120.5, которая именуется ныне Артиллерийским курганом. Во всяком случае она была в зоне их наступления, но о каких-то боях в районе кургана в немецких документах упоминаний найти не удалось.
В любом случае немцы взяли Ростов практически сходу, 20 сентября, остановить их не смогли.
Так получается, что все, до сих пор излагаемые версии боя 317-й дивизии на подступах к Ростову, и в частности той батареи полковых пушек, никак не вписываются в общую картину боевых действий, которую мы видим в советских документах. И эта история, как минимум, нуждается в дополнительном исследовании.
… и про братьев Луканиных
Братья-близнецы Дмитрий и Яков Луканины, служившие в одном артиллерийском расчёте упоминаются в числе наиболее успешных истребителей танков — на их счету 37 танков и бронемашин.
Ещё известны братья всем посетителям Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, где выставлено орудие, с которым (как написано) они прошли всю войну.
Эти два момента крайне плохо укладываются в мозгу у любого грамотного человека, поскольку выставленное в музее орудие — 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года. Конечно, орудие это мощное и способно разворотить любой танк того времени на кучу обломков, но как-то о его использовании для борьбы с танками упоминаний найти трудно. На войне бывает всякое, случаи, когда немецкие танки прорывались в наши тылы и попадали на позиции тяжёлой артиллерии, известны. И обычно они кончались плохо для артиллеристов. Но в данном случае речь идёт аж про осень 1943 года — период, когда ставить на прямую наводку тяжёлую артиллерию как-то уже острой необходимости не было.
Однако, реальная история выясняется довольно легко. Изначально братья Луканины служили в 8-й батарее 197-го гвардейского артиллерийского полка 92-й гвардейской стрелковой дивизии. На вооружении батареи были 122-мм гаубицы, орудие совсем другого класса, чем 152-мм гаубица-пушка. Согласно наградным документам 15 октября 1943 года их орудие подбило 6 немецких танков.
Странно правда, что весь их дивизион за три недели подбил всего 8 танков. Странно также, что в день, когда Луканины подбили 6 немецких танков, их батареей не израсходовано бронебойных снарядов, только осколочно-фугасные.
Вскоре, 24 ноября оба брата были ранены, а после излечения продолжили службу в 1305-м пушечном артиллерийском полку 61-й пушечной бригады 16-й артиллерийской дивизии прорыва. На вооружении полка как раз и состояли 152-мм гаубицы-пушки. Конечно, пушечная бригада с танками не боролась.
Словом, если кто-то хочет написать более подробный рассказ про братьев Луканиных, ему придётся изрядно потрудиться, чтобы отыскать те бои, в которых они подбили свои три десятка танков. Особенно если ещё и искать подтверждение в немецких документах.
Комментарии 105
Весь рассказ про него -- это выдумка, причём совершенно нелепая и полная противоречий.
Иван Середа -- реальный человек, действительно награждён за боевые действия в составе разведгруппы. Но не про какой уничтоженный танк и речи нигде не идёт.
Не получишь ли ты сапогом по задницы за такие шутки..?
Из тех историй, что придумали в политотделах в ходе ВОВ можно многотомник издать. Были глупости и покруче повода Середы