Написать про подвиг Николая Сиротинина меня просили несколько раз, а когда ко мне обратился мой читатель Денис Умеренков, который давно пытается сам разобраться в этом вопросе, то я взялся за эту тему.
Собственно, уже даже первое знакомство с этой историей заинтересовало меня тем, что, судя по всему, речь шла о реальном подвиге бойца Красной Армии. А писать про реальные подвиги всегда намного приятнее, чем разбирать истории с подвигами выдуманными. Увы, второе приходится делать намного чаще.
К сожалению, эта история, как и все прочие, обросла огромным количеством литературных версий, которые весьма увлекательны для читателей, хотя чаще всего абсолютно безграмотны с точки зрения истории войны и военного дела. А иногда и просто с точки зрения обычной человеческой логики.
Примеров приводить можно много, я лишь вот это процитирую:
Юноша был призван в Красную Армию в 1940 году, служил в Полоцке в 55-м стрелковом полку. Под Полоцком начал войну, был ранен, попал в окружение, в плен, бежал, лежал в госпитале и оттуда — уже обстрелянным и закалённым бойцом — снова вернулся на передний край, на 476-й километр Московско-Варшавского шоссе, где и произошёл его легендарный поединок с танками Гудериана.
Напомню, что все перечисленные события произошли лишь за три недели войны, с 22 июня по 16 июля. А если вспомнить, что в бой он вступил под Полоцком, то это получается в начале июля и, стало быть, всё должно уложиться в две недели.
Суть излагаемых историй про Николая Сиротинина я пересказывать не буду. Во-первых, потому что их легко найти и прочитать. А во-вторых, большая часть написанного никакой ценности для изучения этого события не представляет. Хотя бы потому, что они различаются и сначала надо понять, какую из них считать правильным.
Могу для желающих предложить публикацию из журнала «Огонёк» за 1968 год:
Комментарии 16