20-го октября началась 2-я Синявинская операция. Задача, поставленная перед Ленинградским фронтом — силами Невской оперативной группы (вошедшей позже в 8-ю армию), 54-й и 55-й армии разгромить шлиссельбургско-синявинскую группировку немцев, прорвать кольцо Блокады. Основной удар наносился 54-й армией, им навстречу должны были наступать войска Невской оперативной группы с плацдарма у Московской Дубровки и 55-я армия.
На Невский пятачок были дополнительно переброшены 86-я и 265-я стрелковые дивизии, а также 20-я дивизия НКВД. Однако ожесточенные бои существенного результата не дали. Плацдарм несколько расширили, но и потери были огромны. В 86-й дивизии с 20-го по 25-е октября убыль личного состава 1497 человек, из них 651 в 330-м стрелковом полку. К 1-му ноября в дивизии не набиралось и двухсот «штыков».
Но тут надо вспомнить, что немцы ещё 16-го октября начали наступление на Тихвин, и это в результате заставило задействовать большую часть советских войск на этом направлении.
Поэтому уже 31-го октября план изменился, и основной удар наносился с Невского пятачка, тогда как 55-я армия должна была играть вспомогательную роль. Невскую Оперативную группу подчинили управлению 8-й армии, переброшенному с Ораниенбаумского плацдарма.
Всего для наступления сосредоточили на плацдарме шесть дивизий (86-ю, 115-ю, 168-ю, 177-ю, 265-ю стрелковые и 20-ю НКВД), их как смогли пополнили. В резерве на правом берегу ждали стрелковая дивизия, две бригады морской пехоты и 123-я танковая бригада. Тяжелые танки КВ 123-й бригады должны были, после прорыва немецкой обороны, стать главным ударным кулаком наших войск. Казалось бы, немалые силы для небольшого плацдарма, но надо учитывать, что дивизиями они назывались только на бумаге. Так, 86-я стрелковая дивизия на 3-е ноября имела 2715 человек личного состава.
Начавшееся наступление наших войск не сильно отличалось от предыдущего по своим потерям. Продвижение вперёд даже ценой больших потерь измерялось десятками метров, да и то не каждый день.
86-я стрелковая дивизия под командованием полковника Андреева действовала на нашем левом фланге, наступая на 8-ю ГЭС и 1-й городок. Судя по сводкам, первые дни дивизия вела огневой бой, о продвижении и потерях не сообщается. Первые потери упомянуты 8-го ноября — убито и ранено 9 человек. 11-го дивизия смогла продвинуться до линии железной дороги, захвачено двое пленных, 12-го части вышли к высоковольтной трассе, 13-го 330-й полк подошёл к 1-му городку. 14-го сообщают, что части дивизии ворвались в траншеи к немцам, захвачены пленные и трофеи. Но и свои потери в тот день составили 180 человек.
Выглядит не очень масштабно для дивизии, но опять же стоит напомнить, что 9-го ноября в 330-м полку не набиралось и сотни «штыков», остальные тоже были не лучше укомплектованы.
15-го ноября части дивизии вышли на окраины 1-го городка и ворвались на 8-ю ГЭС. Это был большой успех, стоивший 39 человек. Но для удержания самой ГЭС осталось лишь 15 человек. Несмотря на просьбы о помощи, пополнения не было. Поддержать огнём бы, да нечем, дивизионный артполк имел всего 130 снарядов, для поддержки всех частей. Следующий день обошелся дивизии потерей 35 человек. И ГЭС, и 1-й городок удержать не смогли.
17-го ноября продолжали снова наступать на здание ГЭС, и несмотря на сильный огонь немцев, продвинулись почти на 100 метров. Потери дивизии составили 2 убитых и 21 раненый. Фамилию одного раненого мы знаем точно — это боец 330-го полка, красноармеец Владимир Спиридонович Путин.
Комментарии 13