Про Героя Советского Союза Илью Каплунова написано очень много, но реально известно очень мало.
Как это часто, увы, бывает, к той скудной информации, которая чаще всего осталась от рядовых бойцов этой страшной войны, любители фантазировать добавили много от себя.
Наверное, не стоит возражать, что в войне пропаганда — тоже оружие, и рассказы о героических подвигах должны вдохновлять бойцов на новые свершения. То, что написаны они, мягко говоря, максимум «на троечку», ну… перефразируя известное высказывание «других агитаторов у нас не было».
Однако, родным ведь, наверняка хочется знать, где именно и когда погиб их дед или прадед. Я вот про своего деда такого до сих пор не знаю, а очень бы хотелось.
Мне захотелось выяснить все подробности гибели Ильи Каплунова, да и, по сути, всю его очень короткую боевую биографию.
Многочисленные статьи называют его отважным моряком (бывшим), снайпером, гвардейцем, коммунистом, что он был первым красноармейцем, лично подбившим гранатой немецкий танк «Тигр»,
Датой его гибели называют сразу четыре разных дня: с 18-го по 21-е декабря 1942 года. Причиной такой путаницы в датах является и путаница в наградных документах — это практически единственная информация, которая о Каплунове есть. В представлении к награждению указана дата гибели 20-е декабря, а в описании подвига написано, что совершён он 21-го декабря. Третья дата возникла из-за того, что по рассказу племянницы, одна из жительниц хутора рассказывала в 1959 году, как ухаживала за тяжело раненым бойцом и он умер на следующий день.
Собственно, наградной документ действительно содержит нестыковки. Там Каплунова именуют коммунистом, хотя в графе соответствующей написано: ВЛКСМ.
Даже по поводу его места службы неточности, так как указан 260-й гвардейский стрелковый полк 86-й гвардейской стрелковой дивизии. Хотя служил Каплунов в 4-м стрелковом полку 98-й стрелковой дивизии. Собственно, полк-то один и тот же, просто 4-й потом стал 260-м гвардейским. Но сам Каплунов гвардейцем никогда не был, погиб раньше, и это создаёт лишнюю путаницу.
Единственное, что однозначно указано в наградном документе и в большинстве статей — это место боя и гибели — хутор Нижне-Кумский. Хотя есть авторы, которые уверяют, что в документе слишком много ошибок и его стоит вообще игнорировать, а погиб Каплунов в бою за хутор Верхне-Кумский или за село Громославка. Правда, на чём основано такое мнение никто из них не сообщает.
В том, что касается наградного документа, то он и правда заставляет относиться к нему крайне осторожно. Что и понятно — представление на присвоение Каплунову звания Героя написано 31-го мая 1943 года. А на войне за такой срок происходит очень много событий.
В начале войны Илья Макарович Каплунов служил... ну почти на флоте. На 19-й авиационной базе ВВС Тихоокеанского флота. Датой поступления на службу указан сентябрь 1938 года. Но потом попал в сформированную 24-го октября в Уссурийской области Спасскую стрелковую дивизию, которая в том числе формировалась и за счёт кадров флота. Хотя это даёт повод многим авторам именовать такие соединения чуть ли морской пехотой, но на деле туда брали служащих тыловых подразделений флота, которые по состоянию здоровья подходили для действующей армии. В январе Спасская дивизия стала 98-й стрелковой, а в июле убыла на фронт в район Сталинграда. 7-го августа дивизия вступила в бой в районе станицы Клетской.
В августе дивизия участвовала в наступлении 62-й армии против плацдарма немцев в районе Вертячий. В ходе боевых действий дивизия была фактически разгромлена и остатки выведены в Тамбовскую область, где соединение восстанавливалось фактически заново. Каплунов был, видимо, в числе тех немногих служащих первого состава дивизии, что уцелел в тяжелых боях. Служил он в роте противотанковых ружей 4-го стрелкового полка.
Восстановленная дивизия возвращается в район Сталинграда уже к началу декабря 1942 года и передаётся в состав 2-й гвардейской армии.
Тут мне повезло, так как этот период истории дивизии был уже мною тщательно изучен — в тот период в 308-м полку служил командиром миномётного расчёта Юрий Бондарев.
98-я стрелковая дивизия заняла позиции на реке Мышкова: 4-й стрелковый полк между селом Громославка и хутором Нижне-Кумский, а 308-й полк между Громославкой и Ивановкой, в Громославке был 166-й полк.
Комментарии 11