В книге «Воспоминания и размышления» операции под Ельней посвящена целая глава, которая так и называется «Ликвидация Ельнинского выступа противника». Цитировать её нет смысла, в общих чертах всё можно пересказать очень коротко. Немцы захватили Ельню и получили плацдарм для наступления на Москву. Жуков понял опасность этого плацдарма и предложил его срочно ликвидировать. По его планам и под личным руководством, собрали силы, конечно, очень небольшие, и в результате нанесли немцам тяжкое поражение. Ельню освободили, немцев побили немерено, а кабы ещё танков было побольше, так и вообще бы чуть ли не Берлин взяли. Каких-то серьезных данных не приводится, есть лишь цифры из сводки Совинформбюро, где говорится, что были разгромлены: «Дивизия СС, 15-я пехотная дивизия, 17-я мотодивизия, 10-я танковая дивизия, 137-я, 178-я, 292-я, 268-я пехотные дивизии». Немецкие же потери указываются в 45-47 тысяч человек.
Как это характерно для данной книги, в главе про Ельню самой операции посвящено менее половины текста. Большая же часть написанного рассказывает о событиях под Киевом и на других участках фронта, к которым Жуков отношения не имел. Я не изучал специально документы, но почему-то сомневаюсь, чтобы Сталин тратил время, чтобы спрашивать советов о ситуации под Киевом, с бывшим начальником Генштаба, которого отправили командовать самым маленьким фронтом Красной Армии.
Пафосность всего описания сражения под Ельней, сразу вызывает ряд сомнений. Понятно, что операция была намного успешнее всех других. Поскольку советские войска город заняли и плацдарм освободили. В 1941 году операции как-то чаще заканчивались отступлением, или окружением. Так что успех налицо, но хочется же более объективно посмотреть на ситуацию.
Особенно интересно посмотреть на ситуацию с другой стороны фронта.
19-го июля немецкие передовые части захватили Ельню. Начиная с 20-го июля части Красной Армии пытались Ельню отбить, но безуспешно. Судя по всем имеющимся данным, атаки продолжались постоянно. Сначала на выступе оборонялись немецкие подвижные части, но когда подоспела пехота, то оборону занял 20-й армейский корпус в составе четырёх пехотных дивизий. Танковые и моторизованные части от Ельни убрали, использовать этот плацдарм для наступления на Москву командование Вермахта не планировало.
Весь июль немцы отбивали атаки советских войск, когда наступление в августе усилилось и возникла угроза окружения, то войска с плацдарма вывели. Так это выглядит в немецком изложении.
Если честно, то каких-либо фактов, которые бы могли уличить немцев в некорректном изложении событий, я найти не могу.
Что интересно, официально советские потери в сражении под Ельней указаны в 31853 человека. Из которых 10701 — безвозвратные потери и 21152 — ранения и санитарные потери. Видимо, это потери непосредственно с 30-го августа по 6-е сентября, хотя бои продолжались и позже, до 15-го сентября.
А вот если посмотреть справочник «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил», Г.Ф. Кривошеева, то там есть интересные цифры. Общие потери Резервного фронта с 30-го июля по 9-е сентября составили 103147 человека (из них безвозвратные 45774). А в этот период фронт вел бои только в районе Ельни. И ещё не учтены потери 21-й армии, которая вошла в состав Резервного фронта, а до этого пыталась отбить Ельню. Так что получается, что в ходе боев под Ельней было положено очень много народу. Только убитыми потеряли целую армию. В тот период армия из четырех дивизий да плюс отдельные части, как раз и составляла примерно пятьдесят тысяч. А поскольку речь шла про наступление, то такие потери — это уже целых две армии и даже больше. Если кто не понимает почему так, то объясню отдельно потом.
Странно, но Жуков, почему-то не пытался окружить немцев на ельнинском плацдарме. Судя по карте, немцев не окружали, а вытесняли.
Нет комментариев