Танки о которых пойдёт речь ниже, собственного названия не получили, но неофициально их назвали «Маленькими Тиграми». Потому я себе и позволил вынести столь фамильярное прозвище в заголовок.
Речь не про две мелкосерийных машины, а про целые класс танков, самый массовый в 30-е годы, которого в Вермахте так и не было. Речь про танки непосредственного сопровождения пехоты.
Перед Второй Мировой войной танки этого типа считалось необходимым иметь во всех странах (в Германии тоже). Но при этом единодушии, имелось два разных, можно сказать и совершенно противоположных взгляда, на то, каким этот танк должен быть.
С одной стороны, предлагался легкий, очень простой в производстве и дешевый танк, которым можно было сравнительно легко насытить армию, и обеспечить пехоту броней. Однако с другой стороны, вполне справедливо было мнение о том, что танки, следующие в порядках пехоты, которые призваны прикрывать бойцов своей броней от вражеских стрелков и пулемётчиков, должны иметь достаточно толстую броню. Такого взгляда придерживались во Франции, Великобритании, и, как мы увидим, в Германии. Ставку на лёгкие пехотные танки сделали в СССР, где произвели перед войной более одиннадцати тысяч Т-26.
Что касается Вермахта, то там вообще сделали ставку на танки кавалерийские. Что совсем не значит, будто немецкое командование не понимало необходимости создания и других типов боевых машин.
Заказ на разработку танков непосредственного сопровождения пехоты для немецкой армии был дан после Польской компании. В декабре 1939 года две фирмы начали работу над проектами сразу двух танков этого типа.
Один из них получил обозначение VK 18.01, которое позже превратилось в Panzerkampfwagen I Ausf.F. С состоявшими уже на вооружении легкими танками Pz.Kpfw.I, новая машина не имела ничего общего. Индекс «единички» был для неё выбран из того, что вооружался новый танк также двумя пулемётами винтовочного калибра. Исходя из той же логики, машина VK 16.01, получила название Panzerkampfwagen II Ausf.J, единственное, что связывало её с «двойкой» — это 20-мм пушка.
У обеих машин была нелегкая судьба, работу то прекращали, то снова возобновляли. Часто пишут, что против этих танков выступали военные, которым нужны были кавалерийские танки. Это не совсем так: военным были нужны танки всякие. Но промышленность, даже после того, как на Гитлера «стала работать вся Европа», не способна была удовлетворить даже самые скромные запросы немецких военных в танках. И не только в танках. Так что приходилось выбирать что-то одно.
Захват нескольких сотен французских пехотных танков вроде бы должен был решить вопрос с машинами сопровождения пехоты. Поскольку большинство трофейных французских машин таковыми и являлись. Но из нескольких тысяч трофейных танков французской армии, Вермахт использовал лишь десятки, да и то на самых второстепенных направлениях, и потому, что больше уж совсем ничего не было.
Летом пехотные танки Вермахта уже пошли на испытания. Потребность в подобных машинах показывает уже то, что ещё в ходе испытаний, был дан заказ на их серийное производство.
Нет комментариев