ЗАДАЙТЕ НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ ТЕМ, КТО СОБИРАЕТ ДЕНЬГИ
В большинстве случаев мошенники рассчитывают на доверчивых и сердобольных людей и не утруждают себя созданием подробной легенды.
АЛЕКСАНДРА ЩЁТКИНА: Если тема вас тронула, не стоит сразу переводить деньги. Если кто-то просит помочь выброшенным на улицу щенкам, которым требуется лекарство, узнайте, в какую клинику обращаются авторы, сколько стоит лекарство, как зовут ветеринарного врача. Попросите выслать фотографии чеков. Мошенников такие вопросы обычно сразу ставят в тупик, и они сливаются.
ЛЮБОВЬ ЕРМОЛАЕВА: Если речь идёт о сборе средств на лечение человека, то в описании его истории у заслуживающего доверия фонда обычно указано, в какой больнице лечится подопечный. Если эта информация есть, вы можете найти телефон данного отделения больницы и узнать, лежит ли в нём такой пациент.
ПРОВЕРЬТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА, ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ СБОР
Жизнь настоящего благотворительного фонда никогда не сводится только к объявлениям с просьбами о помощи (он как минимум регулярно отчитывается о своей работе), а их сотрудники не скрывают своих имён и контактных данных.
ЛЮБОВЬ ЕРМОЛАЕВА: Зайдите на сайт фонда и в соцсети. Подозрения должны вызвать, помимо личных счетов:фотографии с фотостоков вместо реальных фотографий людей, отсутствие контактов сотрудников фонда, отсутствие отчётов о собранных пожертвованиях на сайте фонда, отсутствие информации об истории фонда, его основателях, предыдущей деятельности и т. д.
АЛЕКСАНДРА ЩЁТКИНА: Фонды по мере возможности всегда выкладывают отчёты — обычно на своих сайтах и в соцсетях: сколько и по каким каналам (СМС, банковские переводы, сборы по боксам) собрано, сколько куда перечислено. Большие фонды обычно вывешивают годовые отчёты, но если вы их не нашли, их всегда можно запросить. Надо понимать, что есть маленькие организации, которые только начали работу и у которых не на всё хватает времени. Но даже им можно звонить и писать: честные фонды всегда пойдут вам навстречу и нужную информацию предоставят.
УТОЧНИТЕ, ДЛЯ КОГО ИЛИ ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ПЕРЕЧИСЛИТЬ ДЕНЬГИ
Часть пожертвований фонды тратят на поддержание своей деятельности — и это абсолютно нормально. Но если вы хотите, чтобы каждая пожертвованная вами копейка дошла до адресата, оговорите это заранее.
АЛЕКСАНДРА ЩЁТКИНА: Благотворительный фонд — это организация, куда люди приходят работать. Часть пожертвований идёт на поддержание деятельности фонда — аренду помещения, зарплаты, канцелярские товары, — но она обычно не превышает двадцати процентов от сборов. Это оговорено в законе о благотворительности.
Есть те, кто целенаправленно жертвует деньги именно на поддержание фонда. Но если вам важно, чтобы ваши пожертвования пошли только на оплату подопечного, вы можете специально оговорить это. Не нужно стесняться делать это — с фондами можно и нужно общаться.
ВЛАДА ГАСНИКОВА: Несознательное отношение к благотворительности —пожертвовать тому, кто первый под руку попался, не вникая в то, кто это и насколько им можно доверять. Вы же доверяете свои деньги организации, от которой вы не получаете ни товар, ни услугу: вы вкладываете в своё ощущение, что вы помогли сделать мир чуть лучше, чуть справедливее. Выбирать благотворительную организацию, которой вы хотите помогать, это как выбирать управляющую компанию для ваших пожертвований: вкладывать надо в тех, кто честно и порядочно помогает людям. Иначе смысла в пожертвованиях нет никакого.
ЕСЛИ ВАС УЖЕ ОБМАНУЛИ, ЭТО НЕ ПОВОД НАВСЕГДА ОТВЕРНУТЬСЯ ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Первая реакция человека, которого обманули лжеволонтёры, — на пушечный выстрел не подходить к тем, кто называет себя благотворительными организациями. Разочарование может быть сильным, но даже если вы по незнанию или неосторожности попали в такую ситуацию, это не делает вас менее добрым и отзывчивым человеком. Просто помните, что благотворительность требует ответственного подхода.
АЛЕКСАНДРА ЩЁТКИНА: Денежные потери трудно подсчитать, но ясно, что они огромные. Имиджевый урон даже больше. Если какой-нибудь фонд собрал деньги на несуществующего ребёнка и скрылся, то пятно остаётся на всей благотворительности. Завоёвывать доверие людей тяжело. И когда звёзды, считавшие, что помогают больному ребёнку, обобщают и пишут: «Не доверяйте благотворительным фондам», — это сильно бьёт по репутации.
ЛЮБОВЬ ЕРМОЛАЕВА: В целом, если есть желание помогать, я рекомендую обращаться на сайты, где все организации проверены и точно не мошеннические. Такие, как сайт благотворительного собрания «Все вместе», сайт «Добро.Mail.ru»,
blago.ru фонда CAF. На них есть удобная система поиска, так что вы легко сможете найти организацию, чья деятельность у вас вызовет отклик и которую захочется поддержать. Об очень многих организациях очень увлекательно и подробно рассказывает портал «Такие Дела», корреспонденты также проверяют всю информацию.
ВЛАДА ГАСНИКОВА: Я советую жертвовать деньги только проверенным организациям, которые очевидно вкладываются в свою репутацию, в свой сайт, социальные сети, в общение с журналистами, с блогерами. Организации, которая отвечает людям в интернете и по телефону, в которую можно приехать и посмотреть, как она работает, познакомиться с сотрудниками, стать волонтёром.
В России в принципе не очень высокий уровень доверия к благотворительности, нам ещё предстоит пройти большой путь, чтобы эта сфера стала естественной частью жизни общества. А истории с мошенническими сборами подрывают и без того неустойчивое доверие к благотворительности.
Лжеволонтёры и мошенники собирают много денег — потому что я часто встречаю сомнительные перепосты. Несмотря на их дикое оформление, отсутствие любой проверочной информации, контактов, на то, что деньги собирают на личную карту или даже на уже вылеченного ребёнка — люди верят им, раз репостят.
Но человек, который жертвует деньги, тоже должен ощущать свою ответственность за выбор того, кому помогать. Как и в любой другой сфере жизни, без здорового скепсиса и без того, чтобы потратить время, невозможно выбрать качественную услугу или вещь. Поддерживать благотворительность лучше с холодной головой и горячим сердцем.
Нет комментариев