Конечно, машина была еще достаточно "сырая", не столь технически совершенная и законченная, как "Виллис". Да и трудно было иного ожидать при столь рекордных темпах проектирования и освоения в производстве принципиально нового, ранее нам неизвестного типа автомобиля, который был вынужден базироваться, большей частью на устаревших агрегатах. При положительном в целом отзыве в отчете отмечались и недостатки ГАЗ-64, в основном вызванные применением некачественных материалов и низкой культурой изготовления, неизбежные следствия военного производства не самого приоритетного объекта ГАЗа. Отсюда и малая износостойкость ряда деталей (хотя и в пределах гарантийного ресурса). Поломки элементов рамы, сошки руля и передних рессор (у "Виллиса" тоже). Неудобная посадка пассажиров (однако заднее сидение лучше, чем у "Виллиса"). Затруднительное управление, большой расход топлива и особенно масла в двигателе (подтекали уплотнения). Быстрый износ и неэффективная работа тормозов из-за низкого качества фрикционных накладок. Безусловно, сильно устарела КПП ГАЗ-64 (в основе своей фирмы "Уорнер" образца 1929 года) с надвижными шестернями без синхронизаторов, что осложняло переключение передач неопытными фронтовыми водителями (у опытных, достаточно поездивших на ГАЗ-АА и ЗиС-5, это не создавало никаких трудностей). Но оказалось, что быстро управлять 3-х ступенчатой КПП "Виллиса" с синхронизаторами и одновременно демультипликатором (без синхронизаторов), то есть двумя рычагами одновременно, тоже нелегко, причем затруднение вызывал и выбор лучшего сочетания передач в коробках. В результате "Виллис" имел полноценных не 6 передач (3Х2), а только 5 (две получались сближенными), причем общий силовой диапазон их был много меньше, чем на ГАЗ-64 (всего 5,25), да и гармоническим этот ряд не назовешь. А на ГАЗ-64 ряд передач был вполне стройным, управлялся одним рычагом, и вся система работала надежно. По своей схеме (4-ступенчатая КПП и одноступенчатая РК) она оказалась не такой уж плохой, поломок никогда не наблюдалось (на "Виллисе" нередко). Недаром эта КПП, хорошо продуманная и по-своему даже изящная, выпускалась на ГАЗе более 60 лет, — своеобразный рекорд.
Как и следовало ожидать, не оправдала себя заимствованная у американцев идея использования слишком узкой для данного класса машин, скорее "малолитражной" колеи, — автомобиль не вписывался в проложенные грузовиками следы, имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах. Были даже случаи его бокового опрокидывания (впрочем, как и на "Виллисе", только из-за неумелой езды), хотя в конце 1942 года колея передних колес была расширена до 1293 мм. Но это еще в большей степени увеличило несовпадение следов от передних и задних колес, что неблагоприятно сказывалось на проходимости по деформируемым грунтам образование новых колей, повышение потерь на самопередвижение.
Серьезные недостатки стали очевидны после начала массовых поставок по ленд-лизу более совершенных американских джипов. Отчасти и поэтому, а также ввиду своего незначительного производства широкого распространения в армии ГАЗ-64 так и не получил. В 1942 году было выпущено всего 67 единиц, хотя в июне завод получил дополнительное задание. В начале 1943 года возобновилось производство доработанного ГАЗ-64-В, тогда получившего неустановившуюся марку ГАЗ-67, но вскоре снова прекратилось (выпустили 3 машины). Впоследствии индекс ГАЗ-67 (сначала назывался как ГАЗ-67Б) получил коренным образом модернизированный ширококолейный автомобиль, ибо уровень и объем его радикальных переделок методически требовал присвоения нового модельного номера. Отсюда и некоторая путаница с периодами и этапами совершенствования ГАЗ-64 и освоения новых моделей. С апреля 1943 года производства его не было совсем все шасси "64" шли под монтаж бронеавтомобилей БА-64, которых было выпущено около 4000 экземпляров
Нет комментариев