Ранее мы писали о санитарном ГАЗ-А, пикапе ГАЗ-4, но основной моделью был все-таки автомобиль с кузовом фаэтон. В мастерской Retrotruck восстановлено шесть таких автомобилей, один из которых остался в нашей коллекции. Об этом автомобиле и хотелось бы рассказать в этой заметке. ГАЗ-А — легковой автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в 1929 году у Ford Motor Company. Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Первые две машины были собраны 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин. Бензобак находился перед лобовым стеклом, над ногами водителя, топливо поступало в карбюратор самотеком. Таким образом, отпадала необходимость в бензонасосе, в те годы еще очень несовершенном приборе. Однако это сопровождалось и минусами – например большие подъемы ГАЗ-А мог преодолеть не всегда – уровень топлива в баке мог оказаться ниже необходимого. Тогда в гору нужно было заезжать… Задом! Бензобак на ГАЗ-А почти нависал над коленями водителя и пассажира. В нижней части бака находился краник, который водитель, уходя, перекрывал. Краник частенько подтекал, что с точки зрения пожарной безопасности представляло серьезную угрозу. На черном эбонитовом руле рядом с кнопкой сигнала есть два рычажка. Один служит для управления вручную опережением зажигания (сегодня эту работу выполняет автомат), а другой —для установки постоянной подачи «газа».У спидометра нет привычной стрелки — в окошечке прибора передвигаются нанесенные на барабан цифры, указывающие скорость. Цифры на указателе бензина нанесены на шкалу, соединенную прямо с поплавком в бензобаке. Многое в двигателе ГАЗ-А представляется в наши дни удивительным: отсутствие устройства для регулировки клапанов (при необходимости стержень клапана чуть-чуть спиливали), очень малая (4,2) степень сжатия, благодаря чему в жаркую погоду двигатель мог работать даже на керосине, кроме того смазка поршневой группы осуществлялась разбрызгиванием. Двигатель ГАЗ-А не имел вкладышей — подшипники коленчатого вала заливали сплавом, называемым баббитом. Чтобы подогнать поверхность такого подшипника к шейкам коленчатого вала, слой баббита шабрили. Однако даже при самой тщательной подгонке через 30—40 тыс. км пробега приходилось вновь заливать подшипники. Все узлы и агрегаты крепились к штампованной клепаной раме трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения. Обе оси, оснащенные спицованными колесами, подвешивались на поперечных полуэллиптических рессорах, причем передняя рессора опиралась на двутавровую балку передней оси, а задняя на чулки заднего моста. Карданный вал с единственным шарниром со стороны КПП был заключен в трубу, жестко прикрепленную к картеру главной передачи. Механический рабочий тормоз через тросовый привод действовал на барабаны всех четырех колес; ленточный «ручник» блокировал только задние. Наша машина на отличном ходу, но по правилам дорожного движения эксплуатация подобного транспорта запрещена по целому ряду причин. Поэтому для доставки машины на различные мероприятия мы пользуемся эвакуатором. Ну а на самих мероприятиях, в составе колонны ретро транспорта, в сопровождении ГАИ, легкий и маневренный ГАЗ-А уверенно держится среди даже более современных собратьев. Впрочем, у ГАЗ-А много плюсов — у него не может перегреться бензонасос, не откажут тормоза и никогда не зальют свечи. Единственное, что может произойти с ГАЗ-А во время движения — кончится бензин, такое происходило уже не раз. Но это уже не проблема автомобиля… Восстановленные мастерами Retrotruck'а ГАЗ-А принимали участие в съемках множества кинофильмов. Среди них – «Харбин», «Гетеры майора Соколова» и другие. Особенно эффектно ГАЗ-А смотрится на фоне исторических зданий — создается полное впечатление, что этот автомобиль и раньше, лет этак 80 назад, мог стоять в этом же самом месте, на фоне этого самого здания! Судя по историческим фото, были автомобили как с крашенными, так и с хромированными бамперами. Кроме того, было два варианта расположения запасного колеса. Стандартно запасное колесо крепится сзади на специальном кронштейне, но возможно и расположение двух запасных колес в специальных нишах в крыльях — юбилейная стотысячная машина, вышедшая из ворот Горьковского автозавода, была именно в такой "комплектации". В целом же этот автомобиль, в сущности, так и остался в начале 30-х годов — с появлением новой модели ГАЗ-М1 старенький ГАЗ-А постарались забыть и буквально "убрать" с улиц больших городов. Это было сделано, во-первых, из политических соображений — все-таки это был "советский Фордик", как его частенько называли на страницах газет той поры. И действительно — эта машина была полной копией американского Форда. Кроме того, климатические условия и плохие дороги, а частенько и их отсутствие, затрудняли эксплуатацию этой модели в нашей стране.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев