Это самый массовый грузовой автомобиль в Советском Союзе. За все время производства с конвейера Горьковского автозавода сошло более 4 млн этих машин, и тысячи из них эксплуатируются до сих пор, в основном в сельской местности, однако же иногда встречаются и на городских улицах.Но обо всем по порядку.В конце 50х годов прошлого века основным тружеником на просторах СССР являлся легендарный ГАЗ-51. Но в то же время стало понятно, что модель морально устарела, и началась подготовка в производство совсем нового поколения грузовиков.Ранний вариант с обозначением ГАЗ-53Ф. Источник фото: denisovets.ruВыпуск нашего героя начался в 1961 г., и автомобиль сразу отличился новомодной формой кабины. Но не всем понравились высоко расположенные фары, прикрытые своеобразными «козырьками». И правда, взгляд фар выглядит хмурым.В первые годы производства на машины вынужденно устанавливали некоторые агрегаты от предыдущей модели, позволявшие перевозить максимум 3 тонны груза. Чтобы избежать поломок по причине перегруза, на кузова устанавливали специальный знак «3 т», то есть 3 тонны. Но со временем перешли на новые комплектующие, и грузовик изменился как внутренне, так и внешне.Более узнаваемый ГАЗ-53А. Источник фото: rallysale.ruСразу видно, как поменялся передок: взгляд фар стал более приятным. Внутри же появились более современные узлы и агрегаты, позволившие повысить грузоподъемность до 4 тонн, что в годы бурного развития экономики имело стратегическое значение. В таком состоянии модель продержалась на конвейере до 1983 г.В 80х же годах провели еще одну модернизацию грузовика, в результате чего появилась уже всем знакомая версия ГАЗ-53-12:Снова поменялась облицовка, но на этот раз взгляд стал немного грустным, но не хмурым. Грузоподъемность же снова увеличилась уже до 4,5 тонн.Хотя 53й и предполагался как замена устаревшей 51й модели, однако в течение 15 лет они выпускались параллельно. Но, как это обычно бывает, новая модель выгодно отличалась. Приятным удивлением стали широкое панорамное стекло, просторная кабина, в которой запросто могли уместиться 3 человека, и хорошая печка.Также для грузовика был разработан совершенно новый мотор объемом 4,25 л и мощностью 120 л.с. Он прожорлив, потребляет около 30 л на 100 км, но в те времена ввиду дешевизны горючего на этот изъян просто закрывали глаза.Были, конечно же, и недостатки: на руле еще не был установлен гидроусилитель, поэтому чтобы его вращать, требовалось иметь хорошую физическую подготовку. Механическая 4-ступенчатая коробка передач, имевшая синхронизации только на двух последних скоростях, тоже не облегчала управление машиной. Но не могли эти недочеты затмить важные достоинства, и грузовик успешно эксплуатировался практически во всех отраслях народного хозяйства.На базе ГАЗ-53 изготавливали самые разные варианты кузовов, в частности фургоныА также автобусы под маркой КАвЗ-685, но это тема для отдельной статьи, и я к ней обязательно вернусь.В 1964 г. у 53го появился напарник под обозначением ГАЗ-52. Он отличался укороченной рамой и менее мощным мотором – всего 75 л.с. Соответственно, и грузоподъемность у него была меньше – 2,5 т. Этот грузовик в основном оснащался кузовами-фургонами и чаще встречался в городах, нежели на селе.Грузовики семейства 53/52 продержались на конвейере до 1993 г. Они хорошо шли на экспорт, в основном в Восточную Европу, но часть отправлялась также в Азию и даже на Кубу. Эти трудяги в течение почти 40 лет играли ключевую роль в экономике нашей страны. Но удивительный факт: при огромной популярности 53й не имел устойчивую кличку в народе и практически не снимался в кино, кроме одного эпизода:Полностью машина в мультфильме не показывается, но, учитывая форму кабины и «острую» ручку двери, можно утверждать, что это ГАЗ-53/52.
Комментарии 5
А не попался движок где пробку масленного канала не завентили, а заколотили. Чтобы устранить пришлось двгатель и коробку снять.
Да ГАЗы были трудяги, но и с ними надо было трудится.