Станислав Бук
Глава 8 . Последняя командировка.
Бэм был в конце своей карьеры. Позади учеба в училище и академии, долгие нудные сидения на погранзаставах, работа в разведуправлениях погранокругов в Средней Азии и на западе, работа во внешней разведке, загранкомандировки, служба в центральном аппарате. На этом длинном жизненном пути были успехи и неудачи, дни триумфа после удачного выполнения задания и горькие дни поражений и потерь…
Генерал сам зашел к нему в кабинет. Махнул рукой, позволяя Бэму не вставать со стула.
- Ну, как ты сегодня? Ноют старые раны?
- Давление почти в норме, а шрамы как приговор на всю жизнь. Как и радикулит с лейтенантского возраста, в Норвегии застудил…
Вот что значит предпенсионный… раньше о своих болезнях в беседе с генералом Бэм бы и не заикнулся.
- Как сын, Марат, кажется?
- Спасибо, нормально.
Бэм насторожился. Раз генерал спросил о сыне и узнал его имя, значит к визиту подготовился, да еще не вызвал к себе, а сам… Но гадать было некогда, генерал присел в кресло и сразу приступил к делу.
- Знаю, у тебя уже пенсионное настроение…
Это мало что значило. Офицеров КГБ часто и с пенсии отзывали…
- Ну, я еще работаю – ответил Бэм.
Генерал продолжил теперь действительно по делу:
- Тебя жаждет видеть какой-то немец, нелегально пробравшийся к нам через финское «окно». Слетай на Карельский, но долго не возись. Тут скоро работы будет невпроворот.
- У меня и сейчас хватает. Внука уже месяц не видел. Пошли Васильева, он хоть с матерью повидается. Парень питерский.
- В том то и незадача: немец желает встречи конкретно с Рудневым!
- Значит кто-то из ШТАЗИ*. У них после падения стены агентура разбегается кто куда. Только я поездом, хоть подремлю по дороге.
- Тебе видней. Предписание готово, а проездные уже пишут.
- Ясное дело, когда вам надо, вы быстро… - пошутил Бэм.
- Да ладно тебе, у нас ведь тоже бюрократы, как без них.
- А сейчас что за спешка? Или там проблемы?
Бэм знал по опыту, что генерал основную изюминку (или пакость) обычно придерживает на конец разговора. Но и генерал понимал, что Бэм это знает, и хитро улыбнулся:
- Да какие там проблемы, – он взял из стопки на столе Бэма карандаш и покрутил между пальцами, – понимаешь, немец прекрасно знает нашу систему, и все же он прошел «окно» без предупреждения, рискованным маршрутом, и не явился на заставу, откуда его с комфортом привезли бы прямо к нам, а пошел в «гостиницу» на территории ближайшей воинской части.
Бэм знал: то, что генерал называет «гостиницей», офицеры воинской части прозывают «хитрым домиком». В такое помещение привозят агента перед переводом через границу, или при возвращении оттуда. Такого человека никто из военнослужащих не увидит в лицо, и никто даже не будет знать о его присутствии. Там для агента подготовлено все необходимое: помыться, перекусить, выспаться, что-то написать и т.п.
- Так где же он? – не понял Бэм.
- Он прошел по нашей территории почти пятнадцать километров, проехал поездом и заявился к особисту в воинскую часть Советской армии, где и пребывает в «хитром домике», - теперь и генерал воспользовался этим термином.
Бэм понял, что это и была та самая «изюминка», которую генерал приберег на конец разговора. Теперь Бэм все-таки поднялся, провожая начальство.
Пограничная служба в кои-то годы оставила свой отпечаток и на речи генерала. Военнослужащих «не пограничников» сами пограничники подчеркнуто называют «советской армией», чтобы дистанцироваться от них и подчеркнуть свою особость. Себя они величают «погранцами».
Генерал задержался в дверях, добавил:
- ЦРУ начало охоту за документами ШТАЗИ. Часть мы вывезли, основные архивы сами сотрудники ШТАЗИ сожгли огнеметами в Германии, но часть документов американцы успели перехватить. Операцию по захвату материалов спецслужб ГДР американцы назвали «Розовое дерево».
- Я в курсе.
Во время работы в Германии Бэм имел контакты с сотрудниками ШТАЗИ.
ШТАЗИ была вполне самодостаточной организацией. Хотя КГБ стремилось курировать ее работу, с годами ШТАЗИ становилась все более самостоятельной.
Однако до самого конца, до момента падения Берлинской стены и объединения двух Германий, ШТАЗИ и КГБ проводили совместные операции, сотрудничали, хотя при этом иногда преследовали почти противоположные цели.
Особенно важным было сотрудничество в деле внедрения агентуры в государства «вероятного противника», или на территориях, каждая из которых считалась «зоной национальных интересов» СССР или ГДР.
- Перед отъездом загляни в немецкий отдел, там тебя просветят, чтобы на встречу с… - тут генерал слегка запнулся, но твердо продолжил - с немцем шел не с пустыми руками.
- Хоп майли (ладно) – ответил Бэм по-узбекски и оба рассмеялись, вспомнив службу в теплых краях.
*) ШТАЗИ – организация госбезопасности ГДР.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев