13 января (стуженя, сеченя)
Славянские праздники.
Мара Зимняя
Мара-Морена — Владычица Зимняя, Тёмный Лик Великой Богини-Матери — Та, Которая владычествует в Смерти.
13 января (стуженя, сеченя) отмечается Мара Зимняя — Святодень.
Пора в Годовом Круге, когда Великая Тёмная Владычица, Хозяйка Зимних Стуж входит в Свою полную силу.
В эпоху двоеверия на Руси этот день считается в народе «страшным», опасным для всего живого.
Этот день не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны.
Так, известно, что день этот — один из самых «несчастливых» дней в году.
Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, 13 сеченя на волю «отпускаются» Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави, числом 13: Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея и Старея (известны и другие имена Сестриц-Трясовиц.
—
Лихорадки же — буквально: «радеющие о лихе (зле)», ср. в этимологическом словаре Фасмера: «рада лиху»; олицетворение болезней, зловредные и «злообразные» духи женского пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, её дочери.
Их обрядовое вызывание и насылание используется в кощной потворе (наведении порчи и сглазов).
В иконописи до конца XVII века было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др.
В эпоху двоеверия на Руси Лихорадок отождествляли с «проклятыми» дочерьми библейского царя Ирода.
По одной из народных легенд, записанной в Черниговской области, когда Иродиаде принесли голову Иоанна Крестителя, она «затряслась от ужаса в лихорадке», именно от неё затем Лихорадки-Трясовицы разошлись по всей земле, поэтому Лихорадка считается «жидовкой» (в значении «иномирного» существа).
—
По белорусским поверьям, Старшая Сестра-Трясовица, скованная в Подземной Обители двенадцатью цепями, в этот день выгоняет своих сестёр на землю (в мир Яви) — «искать пристанище».
Поэтому, чтобы уберечься от «непрошенных гостей», люди с утра обмывают притолоки дверей освящённой или заговорённой водой, после чего плотно закрывают все двери и окна в доме, «запечатывая» их обережными заговорами.
—
На ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии.
Если в доме «поселилось» Лихо, обращаются к Домовому за помощью.
Для этого, встав до первых петухов, берут крашеное яйцо, оставшееся с Ярилы Вешнего (23 цветеня/апреля-месяца), зажигают свечу и обращаются к Домовому со словами заговора:
Дядя Домовой, Хозяин Дворовой!
Приходи ко мне на свет от свечи,
На зелень, как дубовый лист,
На синь, как речной вал!
Приходи таков, как я есть сам,
Я тебе яичко Ярилино дам!
Пособи мне, помоги мне,
Отведи моё горе [такое-то]
От моего дома, от моего двора,
От моей семьи, от меня,
Внука Даждьбожьего [имярек]!
Хозяюшко, пособи в моей беде!
Именем Велеса заклинаю! Гой!
Свечу и яйцо оставляют там, где читался заговор, а сами идут спать.
Сведущие люди чтут в этот день Зимнюю Владычицу особо — обрядами и радениями.
В лесу находят сухое дерево, кладут к его подножью собачий череп, к ветвям привязывают обрывки звериных шкур. Кланяются Маре подгорелыми пресными лепёшками (перепеками) и очищенными от скорлупы варёными яйцами, которые накалывают на «Навьи кости» — заточенные колышки, воткнутые в снег вокруг дерева.
Колдуны чертят на яичном белке своей кровью особые чиры, призывая Силу Тёмной Владычицы — как ради исцеления, так и для Кощных заклятий…
Однако на Родовых обрядах, буде таковые совершаются в этот день всей Общиной, использование крови в общем кругу строго запрещено.
Различают три Зимних Лика Мары:
1) Мара Девица (Юница) — Мара Осенняя — Её встречают не ранее 9 груденя/ноября-месяца («Матрёна Зимняя» в эпоху двоеверия), но не позднее 21 груденя («Введение»);
2) Мара Владычица — Мара Зимняя — Её чествуют 13 сеченя/января-месяца (подробности см. далее);
3) Мара Старица — Мара Вешняя — Её провожают на Масленицу, не позднее 25 березозола/марта-месяца, сжигая чучело Старухи-Зимы на обрядовом костре.
«ЗИМА — НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА». Ч. 3 МАРЫ ЗИМНЕЙ СВЯТОДЕНЬ *
Мара Зимняя хозяйкой
Страшных стуж, вошедши в силу,
Не красавицей холодной,
Не в отрепьях замарашкой,
А личиной смерти лютой
Предстаёт в зубном оскале.
Нрав свой строгий и ужасный
В день несчастный раскрывает.
Для всего живого вражьим
Вся полна поползновеньем
И, спустившись во мрак Нави,
Кличет дочек – лихорадок;
Их двенадцать, но сегодня
День Ломеи** и Шумеи***.
Эта пара рада лиху.
За собой зовут подружек,
Чтобы кощною потворой
Навести болезни, порчи.
Лихорадки – Трясовицы
Машут крыльями с когтями,
Как вампиры, смехом жутким
Страх вселяют в нас и ужас.
Образ духов свиты Мары
В женских ликах всем отвратны,
Но беснуются и пляшут
В танце злой Иродиады****
Те, кто счастлив в безобразье.
День опасный, несчастливый,
Да минует всех, кто в Яви,
От беды и от болезней!
Есть заступник**** не всесильный,
Домовой, сидящий тихо.
На ночь мы ему оставим
В плошке молока и хлеба,
Каши чугунок откроем;
Пусть вкушает, пьёт и молит
Нави буйное злодейство,
Чтобы дом сей оградился
От беды, а с ним – семейство.
От Лихорадок делают обережных кукол — Лихаманок.
Комментарии 4