- Мам, а я Любу видела, - сказала как-то Варвара матери.
- А что в том удивительно? Она ведь через улицу живёт.
- Да знаешь, я помахала ей, хотела подойти да обняться. А она на другую сторону перешла и шаг ускорила.
- Да, может, не заметила тебя? А ты уж и переполох подняла! - ответила мать.
- Ещё как заметила. И знаешь, мам, будто бы и на другую сторону перешла, лишь бы со мной не встречаться.
Покачала Татьяна головой и назвала дочку выдумщицей. Потом поспешно перевела разговор на другую тему. А всё потому не хотела обсуждать то, что давно тревожило её саму.
Не так всё ладно было в семье у старшей дочери. Пару раз видела она ей с лицом, опухшим от слёз. Спросила тогда мать, что случилось, а Люба придумала какое-то нелепое объяснение.
Хотелось тогда Татьяне вытрясти из дочери правду, не обижают ли её в доме мужа, да не стала. Понимала она, что своей семьей живёт Люба, сор из избы выметать не желает. И если захочет, то сама всё расскажет.
"Потому и не захотела она с Варькой видеться, - подумала мать, - видать, опять глаза заплаканные. Ох, Любонька моя, что ж там с тобой происходит?"
- Мам, - вдруг произнесла Варя и подняла глаза на мать, - я ж тут поговорить хочу про важное.
- Если ты опять про Любку, то не надо. Всё у неё хорошо. Было бы плохо, пришла бы да пожаловалась.
- Да не о Любке я.
- А о чём?
Варя сначала побледнела, затем покраснела. Глаза её маленькие заблестели, а лицо на мгновение стало будто бы даже красивым. Набрала девушка воздуха побольше, затем выдохнула.
- Мам, а у меня жених есть, Вячеславом зовут, - выпалила Варя на одном дыхании.
Татьяна так и села. Показалось ей, будто ослышалась. Какой жених-то у некрасивой дочки? Откуда? Отродясь никого рядом с ней никого не видели.
Опустив глаза, Варя рассказала матери, как всё было.
Окончив школу, девушка устроилась там работницей столовой. На раздаче стояла, посуду мыла.
Работа хороша была тем, что не нужно было весь день в школе находиться и времени много оставалось на шитьё. А в школу по распределению из города был направлен молодой учитель математики Вячеслав Андреевич Бирюков.
- Вот так направили его, и сразу ж на тебя глаз он положил? – удивилась мать. - Ага, образованный человек, учитель математики!
- Да нет же, - засмеялась Варя, - он уже давно в школе. Вот как я закончила, так он сразу и появился.
- И как же ты умудрилась с учителем-то подружиться?
- А вот ты верно, мам, сказала, подружились мы. У нас же девчата красивые работают, и учительница молодая на него глаз положила. И так, и сяк они к Вячеславу Андреевичу...
- Всё равно не понимаю. Как же он тебя разглядел, когда такой цветник вокруг него? - перебила её мать.
- Да потому и разглядел. Он будто бы прятался от всех, когда со мной разговаривал. Я не кокетничала с ним, глазки не строила. Зато шутила постоянно. А потом он признался мне, что от моей улыбки ему на сердце хорошо становится. Видит меня, и душой отдыхает.
- А как женихом-то он тебе стал?
- Да как-то незаметно, мам. То он просто подходил ко мне поговорить, то два компота в буфете покупал себе и мне. А как-то раз конфет вкусных принёс, помнишь, я приносила?
- Помню, думала, от учеников или родителей.
- Нет, мам, это от Славы. А тут он заявил, что провожать меня будет до дому. Вот тогда и зашёл у нас разговор, кто мы друг другу.
- И к чему же привёл этот разговор? Как решили-то?
- А то и решили, мам, что пожениться нам надо. Только вот…
Затрепыхалось в груди матери сердце, будто маленькая птичка в тесной клетке. Ох, что же решили-то молодые?
- Мам, Слава ведь к нам по направлению приехал, - тихо произнесла Варя, - в городе у него родители, квартира большая. Хочет он не школьников математике учить, а в институте преподавать, а для этого надо еще учиться самому. Даже какую-то там документацию хочет писать.
- Документацию?
- Ой, нет, кажется, не документацию, а диссертацию!
Не выдержала тогда Татьяна, разрыдалась. В голове у неё не укладывалось, что младшая дочка скоро замуж выйдет и покинет не только родительский дом, но и родное село. Обняла она Варвару и зарыдала. Ну а дочь тоже давай плакать за компанию.
***
На ужин-знакомство в родительский дом Варвара решила пригласить старшую сестру с мужем и маленькой племянницей Катюшкой. Показалось ей, что Люба хотела отказаться от визита, но не решилась.
За ужином старшая сестра вела себя скованно. Все смотрела на Варю и её жениха с удивлением. Но больше на Сашку своего поглядывала. А он, между прочим, закидывал в себя одну рюмку за другой.
- Прекращай уже, ты позоришь меня, - шикнула тихонько Люба на мужа.
- А ты почём раскомандовалась тут? – возмутился Саша. – Не указ ты мне, поняла?
Вот только эту перепалку услышали и Варя, и Василий. И под суровым взглядом родственников своей жены, Саша вроде присмирел. И хлебал только чай, угрюмо и безмолвно.
- Поверить не могу, сестрёнка, что мои мечты у тебя исполнились, - со вздохом произнесла Люба, когда они вышли с Варей на улицу, - жениха хорошего нашла, ещё и в город поедешь.
- Любушка, давай-ка мы с тобой не обо мне поговорим, - тихо попросила сестра, - тебе ж плохо в семье, я вижу это. Сегодня и отец увидел.
- А я б лучше про тебя и Славу поговорила. Не хочу о себе. Совсем не хочу, - грустно ответила Люба.
- Любушка, нельзя так жить.
- Он мой муж, и деваться мне некуда. Потому лучше и не думать про это. Мой удел жить с этим пьяницей.
- Любонька, милая, послушай. О Катюшке подумай. Мы ведь росли и пример отца перед глазами у нас был. Не брал он в рот ни капли спиртного, только по праздникам, и то чуть-чуть. А Катя что видеть будет?
Разрыдалась Люба, кинулась в объятия сестры. Стала жаловаться, что жить так невозможно, и готова она хоть в петлю лезть. И любви уже к Сашке никакой не осталось, а виной всему проклятая водка.
Долго у сестёр поговорить не получилось. Тут уже Слава потерял свою невесту, да и родители их спохватились. Но Варя пообещала Любе, что не оставит её в беде. Вытянет сестру из болота, даже если та не пошевелит ради этого пальцем.
За ужином было говорено, что свадьба у Вари и Вячеслава состоится через три месяца. Будут жить в доме, что учителю выделил сельсовет. А через полгода поедут в город – как раз закончится срок отработки по направлению.
На следующий день после семейного ужина Варя заговорила с отцом о Любе. Василий согласился, что плохи дела у старшей дочки. Это ж беда такая, когда муж пьющий.
- Только последнее дело это – лезть в чужую семью, дочка, - покачал головой отец.
- Последнее дело – оставлять в беде родного человека, - уверенно заявила Варвара.
С удивлением поглядел Василий на младшую дочурку. Такой она была мудрой и настоящей, и таким пронзительным бы её взгляд, что волей-неволей согласился с ней отец.
***
Не так-то просто было помочь Любе, ведь она и сама противилась тому, чтобы покинуть дом своего мужа. Но пил он каждый день, а свекровь ещё и защищала его. Говорила, что с такой сварливой женой, немудрено в бутылке успокоения искать.
Попытался Василий поговорить с зятем. И хотя был он строг и убедителен, ненадолго хватило этих разговоров. Саша не пил неделю, а потом снова взялся за своё. Вот тогда-то и пришёл Василий за дочерью и внучкой.
- Собирайся, - заявил он тоном, не терпящим возражений.
Свекровь шумела и пыталась не отпускать невестку. Всё кричала, что Люба сама виновата, не может мужа остепенить, вот пускай и терпит мужа-пьяницу. К слову сказать, Саша в тот момент был уже пьян и громко храпел в сенях.
Ох, как страшно было Любе, она плакала, а потом шепнула отцу, что готова дать мужу ещё один шанс. Но не стал слушать её Василий.
- А ну домой, - грозно сказал он, точно, как в те годы, когда Люба была молода и задерживалась допоздна на прогулках с парнями.
И под взглядом отцовских глаз она будто бы пришла в себя. Затем кивнула и быстро начала собирать вещи.
Вот так Люба снова пришла в отцовский дом. Саша много раз пытался вернуть жену, но Василий сказал, что для разнообразия ему следовало хоть раз прийти трезвым.
- Катюшке здесь лучше будет, - утешала Варя сестру, - а ты поможешь мне к свадьбе готовиться.
Что-то хотела ответить Люба, да расплакалась. И призналась, что уйти от мужа было правильным решением.
- Стыдно к отцу и матери под крыло возвращаться, и разводиться позорно, - сказала она, - но жить с пьяницей очень страшно.
***
Летело время, вот и пришёл день свадьбы Вячеслава и Варвары. Скромный был праздник, но трогательный и весёлый. Мать с отцом жениха из города прибыли. Они тогда впервые увидели невестку и были приятно удивлены, какой дружелюбной, воспитанной интеллигентной оказалась эта простая деревенская девушка.
На свадьбу из города приехала и Настя. Только почему-то одна прибыла, без мужа.
- Как хорошо, что ты здесь, со мной в такой день, - шепнула Варя на ухо сестре, - жаль, что Коля не мог приехать.
- А я здесь и останусь, - с грустной усмешкой ответила Настя, - а Коля…с Колей мы разошлись. Но ты иди к жениху, успеем еще наговориться. Всё расскажу, и как из училища меня отчислили, и как муж по другим девицам бегал, а меня не замечал.
***
Как один миг пролетели полгода после свадьбы. И вот уже Варя со Славой собрались в город, как и планировали. А до этого времени жили они отдельно от родных, хорошо ладили, друг на друга наглядеться не могли.
Молодые супруги уехали в город. Слава стал преподавать в институте, а Варвара устроилась швеёй в ателье. Первое время к молодой портнихе из села коллеги относились с пренебрежением. Но вскоре поняли, что у Вари есть чему поучиться.
Через несколько лет Варвара Васильевна стала заведующей этого самого ателье. У супругов родилась дочь, а через много лет появилась и внучка.
Надо сказать, что Варя всегда обладала безупречным вкусом и одевалась по моде. Она пользовалась косметикой, красила волосы, делала причёску. Глаза её стали выразительными, а брови и ресницы потемнели, стали гуще и привлекательней.
И люди, которые общались с повзрослевшей Варей, даже не думали о том, что когда-то её называли некрасивой Варварой. А однажды юная внучка пожаловалась бабушке, что не нравится себе.
- Ну и зря, - весело ответила баба Варя, - ты у меня красавица. Но я тебе всё равно хочу рассказать свою историю. Как раз про красоту.
Девочка, раскрыв рот, слушала бабулю. И она искренне удивлялась тому, что её самую прекрасную на свете бабу Варю, кто-то когда-то считал некрасивой.
ЭПИЛОГ
Варвара прожила долгую и счастливую жизнь со своим мужем. Она часто навещала родителей, сестёр и племянницу, которые так и остались в Баренцево. Люба так больше и не вышла замуж, хотя сделала неудачную попытку вернуться к Саше. А Настя за всю жизнь выходила замуж аж три раза. Но детей у неё так и не было.
А эту историю нам поведала внучка Варвары.
#Хельга источник
Нет комментариев