Тупиковая деревенька
Деревня Берёзки была тупиковой. От асфальта в центральной деревне до Берёзок надо было добираться три километра по грунтовой дороге. Но для туристов, иногда появляющихся в этой маленькой деревеньке не стоило труда проехаться летом, чтобы искупаться в речке с мягким песчаным дном, или пособирать грибы в берёзовой рощице на холме над деревней.
Жили в деревеньке одни пенсионеры, а баба Люся считалась среднего пенсионного возраста, и потому ещё не отдыхала: держала козу, кур, ну, а собака и три кошки были в её хозяйстве помощниками: и двор сторожить, и мышей гонять.
Жили постоянно и зимовали в деревне всего семь домов, а летом деревня пополнялась и дачниками. Те приезжали и из соседнего города, и из Петербурга.
Баба Люся торговала молоком, яйцами, и была довольна: копила деньги на сено для своей козы Марты.
Мужа Люся похоронила давно, а после этого года через три лишилась она и сына, который угодил в аварию на автомашине.
Так осталась Люся одна. Еле пережила она те чёрные годы, еле выжила. А потом постепенно очухалась от горя, хозяйство не давало сидеть: забот и хлопот в деревне круглый год полно. Надо было всё делать самой.
Но с тех пор прошли годы, и по приветливой улыбке семидесятипятилетней женщины невозможно было подумать, что она несчастна. Лишь морщины возле глаз, внимательный взгляд да натруженные руки говорили о большом труде и твёрдом характере.
Река, так манившая отдыхающих, рыбаков и байдарочников была неглубокой и очень красивой, извилистой, с песчаными отмелями, тихими заводями и редкими перекатами.
В один из летних дней компания молодёжи купалась близ деревеньки, а одна девушка пошла прогуляться по деревне, и заодно найти молока.
- Есть молочко, правда, козье, - ответила на вопрос девушки баба Люся, - будешь покупать?
- Конечно, оно самое полезное, - Рита поднялась на крылечко и присела на широкие нагретые дощатые ступени, - как же тут хорошо… Так бы и осталась…
- Так кто не велит? Приезжай и живи, - засмеялась Люся, - домов пустых хватает. Раньше была большая деревня, а теперь половина закрытых домов пустует и разрушается.
- Я студентка, учусь. Пока не получила образование – не могу решать куда ехать и как жить… - ответила Рита, - но тут очень красивые места. Как в сказке.
- Я это знаю, потому всю жизнь и прожила тут. И ни на какой город не променяю, - кивнула баба Люся, - на-ка, отведай молока.
Она протянула девушке кружку.
Рита отпила холодного молока и выдохнула:
- Как крем брюле… Ох, хорошо.
Они разговорились. Девушка рассказала, что живёт в городе с родителями, но учится в областном центре в институте на экономиста. Есть у неё и друг, парень, который сегодня не с ней, а уехал на море, а через неделю вернётся.
- Вот и приезжай потом к нам на речку с другом, вижу, что ты хорошая, уважительно к старшим, и любишь козье молоко. Значит, не брезгуешь деревней, - улыбнулась баба Люся и взяла кружку обратно.
- А что, и приедем. Говорят, у вас в роще грибов много.
- Верно, хоть косой коси. Приезжайте. Я снова молоком вас угощу, - пригласила Люся. Почему-то понравилась ей эта простая милая девушка, так напоминавшая саму Люсю в юности. Даже странно.
А через неделю в выходной солнечный день в Люсину калитку снова постучали. Рита уже была не одна, а с парнем. Но как только Люся увидела её парня, так чуть плохо ей не сделалось. Она поздоровалась и села на скамейку около дома.
- Что с вами, вам нехорошо? – испугалась Рита.
- Нет, всё нормально…Но бывает же такое совпадение… Как наяву. Твой приятель…
- Олегом меня зовут, - представился парень Риты.
- Вот-вот. А моего сына звали Сашей. Но так похож, просто как братья… Даже сердце у меня зашлось, будто сын подошёл. Извините, ребята, - Люся вытирала глаза.
- Бывает, что совершенно чужие люди похожи. Не то, чтобы двойники, а будто бы одной породы, что ли…- сказала Рита, сев рядом с бабой Люсей, - я банку обратно привезла. И вот ещё вам.
Девушка протянула пакет с пряниками, свежим хлебом и конфетами.
- Ого, - сказала Люся, заглянув в пакет, - да тут гостинца! Давненько мне их никто не привозил. Ведь у меня и нет родни. Двоюродный брат в другом регионе. Не знаемся почти. А вы вот не забыли приехать. Спасибо. Пошли чай пить! Я вас и сыром козьим угощу.
Так началась немного странная дружба между такими разными и по возрасту, и по интересам людьми.
Но жалостливая Рита не могла просто так забыть эту добрую женщину. Она стала ей писать короткие письма из города. Потому что мобильная связь в деревне была плохая, неустойчивая. А у Люси и телефона такого не было. Был один на всех стационарный телефон на всякий случай, но жители приноровились жить так, а звонить ходили, либо поднимаясь на горку, ближе к роще, либо когда бывали в соседней деревне в магазине.
А бабушка Люся была счастлива, что Рита так уважает её, что пишет письма.
- Теперь ведь писем никто никому не пишет. Не те времена, - рассказывала она всем соседям, - а она мне пишет! Вот так девочка. Вот так воспитание! Таких молодых уже днём с огнём не найти, чтобы так уважали стариков, да ещё чужих. Я ведь ей никто, а она мне пишет!
Письма были не частыми, на праздники открытки, и так – раз в месяц, но Люся обходила всю деревню, и читала им послания Риты. Соседки смотрели на конверты и вспоминали былые годы, когда получали открытки пачками, от всей дальней и близкой родни. И хранили эти пожелания долгие годы.
Приезжали к Люсе в гости Рита и Олег несколько раз за зиму. В основном, в праздники. И самим было весело проехаться до заснеженной деревни, которая превращалась в нечто сказочное и новогоднее, и Люся радовалась как ребёнок, и собирала всю деревню на чай, чтобы люди поглядели на её «ребят».
Такое доброе и ненавязчивое знакомство длилось три года. Потом Рита и Олег закончили обучение и уехали вместе работать на крупное предприятие в другую область, решив попытаться устроиться на новом месте. Люсе они продолжали писать письма, но приехать уже не могли: были слишком далеко и заняты…
Ребята расписались там, стали одной семьёй, и вспоминали свою знакомую всегда, когда речь заходила о родине. Там родился у них и первенец Димка, и родители приезжали навещать внука. А бабе Люсе Рита отправила письмо с семейной фотографией и описанием их теперешней жизни. Люся ответила, что очень ждёт их в гости полным составом, и желает молодой семье любви и здоровья, и очень скучает.
Последние слова бабы Люси тронули пару, и они обещали в ответном письме непременно навестить её летом, когда приедут в отпуске домой.
Но приехать им в тот год не удалось. Олега в отпуск отпустили позже из-за командировки, а потом заболел сынок, и пришлось Рите лежать с ним в областной больнице, а когда выписались, уже у Олега отпуск заканчивался…
Зимой баба Люся писала им, Рита отвечала, но письма были всё реже и реже с обеих сторон. Когда началось лето Рита начала готовиться к отпуску. В этот раз было решено обязательно посетить всех: и родителей, и бабу Люсю.
Молодая семья радовалась встрече с родителями, которые не могли наглядеться на внука. А потом Рита и Олег, выбрав погожий сухой день, отправились в Берёзки вместе с Ритиной мамой и малышом.
Но там их ждало плохое известие. Дом бабы Люси ещё с дороги поразил забитыми окнами.
- Что случилось? – не сразу поняла Рита, спрашивая у соседки про Люсю.
- Вот, прошло уже полтора месяца, как её похоронили… Писать мы вам не стали. Там нотариус должен был вам прислать оповещение, - сказала соседка.
- Какое оповещение? – не поняла Рита.
- О наследстве. Дом она вам оставила. Она сама не писала? – спросила соседка.
- Нет, даже разговора не было… - Рита заволновалась, - как же так? Отчего она умерла?
- Сердце. Остановилось сердце. Болело оно у неё. Всё-таки такая судьба… Может, тогда и инфаркт был. Но кажется, что последнюю зиму она чувствовала свой уход, потому и вызвала весной юриста, чтобы решить судьбу дома.
- Но у неё же были родственники, а мы совершенно чужие люди…- растерялась Рита.
- Она так не считала… - ответила соседка, - всегда о вас как о родных говорила. Всей деревней письма ваши читали. И потом она считала, что вам тут нравится, вот, наверное, и хотела напоследок сделать вам приятное…
Все помолчали. Рита и Олег, а также и Ритина мать были удивлены и тронуты решением бабы Люси. Потом они сходили на кладбище, открыли дом. Хозяйство Люси было небольшим, но очень ухоженным и уютным. Соседи по-прежнему кормили её кошек и собаку, а козу Люся продала в соседнюю деревню ещё осенью, почуяв себя слабой.
- И что же нам теперь с ним делать? – Рита обвела глазами комнату, когда соседка ушла.
- Принимать дом. И спасибо говорить за подарок своей старенькой подруге… - ответила мать Риты, - тут очень хорошо… Я бы переехала сюда жить, пока вы не решаетесь. Моя мечта – дом в деревне… Даже боялась и подумать, потому что муж не хотел, так и живём в городе и работаем, как по накатанной… А тут – рай…
- Вот и переезжай тогда. А отец посмотрит, и тоже согласится с твоим решением, - посоветовала Рита, - правда, тебе ещё два года до пенсии, но поездишь, ничего. А потом и переедете, если понравится.
Так и получилось. Рита ещё не вступила в наследство, а мать и отец уже летом жили в деревне, в дарёном домике Люси. Они поддерживали огород, затеяли небольшой ремонт в баньке. Рита с сыном гостили у них до осени, а потом снова уехали в свой далёкий город.
А через год молодая семья вернулась в родной город. Родители решились на переезд в деревню насовсем. Была она не так далеко от города, а Рита с Олегом и маленьким Димкой стали жить в городской квартире. Но летом вся семья жила в Берёзках. Всем места хватало: кто в комнате спал, кто на веранде, а кто и в летней кухоньке во дворе.
Кошки и собака привыкли к новым хозяевам, а Рита повесила фото бабы Люси на веранде, чтобы не забывать её удивительную, добрую улыбку.
- А ведь угадала Люська, - говорили соседки на вечерних летних посиделках, - дом они не перепродали, не бросили, а жить стали. Да все вместе! И не стало в нашей деревне одной заброшкой больше. А стало больше жителей, пусть и пенсионеров, но молодых!
Вскоре и дорогу в Берёзки подремонтировали: положили асфальт. Многолетние просьбы жителей возымели свои результаты. И потому как дорога стала хорошей, то продались в деревне за сезон сразу два дома. Один дом – дачники, а второй – на постоянное жительство. Пусть ещё ненамного, но окрепла деревенька. Больше светящихся окошек стали теплеть по вечерам, больше цветов появилось в палисадниках и голосов зазвенело на единственной улочке. Живи, деревня…
Комментарии 1