Опасаясь за родню, Мартын решил перевезти Марфу и детей к дальней родне. Ехали четыре дня, прежде чем добрались. В сумятице успели муж и жена об одном договориться: Мартын вернется в дом, попробует продать, что сумеет, а потом вернется. Марфа будет ждать.
Но он не вернулся. Ни через неделю, ни через две. Спустя два месяца, не обращая внимания на призывы родных, Марфа собралась в дорогу. Посадила детей в телегу, умолила помочь ей добраться до дома, и двинулась. Сердце сжималось от боли и страха. Куда подевался Мартын? Может, захворал?
…Дом ее был разорен и опустошен. Мартын – как в воду канул. Соседи рассказали, что приходили поляки. Грабили, жгли, уводили людей в полон. Никто не видел Мартына, но вывод напрашивался сам собой: забрали. Все слышали, что польские разбойники гнали людей на юг, чтобы продать не невольничьих рынках. Нарыдавшись, Марфа встала крепко у порога и сказала: будет восстанавливать все. Это дом ее и Мартына. А если будет угодно судьбе – поляжет тут же.
Трудно было. Голодно. Выбивалась Марфа из сил. Приходил подсобить отец, иногда прибегали меньшие сестры, чтобы помочь с малышами. И все, как один, скосив глаза, говорили: «Надобно тебе, Марфа, о будущем думать! Нельзя одной».
Она и сама понимала, что ей в одиночку не справиться. Хозяйство, дети… Сколько работы в доме, где требуется только мужская рука! Шел как-то мимо путник, предложил помощь. Представился Гордеем.
Нет комментариев