В далёком-предалёком царстве жил-был царь. И было у него три сына: старший, средний, и младший – Иван. Старшие братья как родились вместе одной ночью, так всю жизнь бок о бок и проводили время, не разлей вода. А младшенький, Иван, всё особняком держался, подальше от братьев, ибо сердца они имели чёрствые да злобные.
Так и жили – не тужили, покуда не обрушилось на царство горе горькое – занемог царь. В первый день хворь страшная унесла зрение: перестал государь видеть свет Божий. Во второй день — силу телесную: слёг государь да подняться с ложа не мог боле. На третий день в жар бросило царя — ни есть, ни спать не мог. Созвали царевичи лекарей со всего царства, да сколько они ни старались, ни пытались — всё впустую: не отступает хворь. Тогда явился ко дворцу мудрец и сказал: «Непростая болезнь государя одолела, нет от нё ни отваров, ни мазей. Излечить же царя-батюшку может лишь птичка Шепонью, живущая в саду Прекрасном, у подножия самой далёкой горы, что морскими водами омывается».
Позвал царь своих сыновей, дал им злата-серебра на дорогу, лучших скакунов выдал, мечи булатные, да велел отправляться к горе, птичку привезти. Взяли дары царевичи и отправились в путь. Да только старшие, близнецы, не хотели отца-батюшку спасать. Отправились они кутить и праздновать, в карты играть и мёд пить, ожидая, покуда царь умрёт, да власть вся им в руки попадёт. Иван же, сын добрый и любящий, сел на коня, отправился в путь-дорогу отцовский наказ исполнять.
Долго ли, коротко ли скакал младший Царевич, да только встал на пути его лес тёмный, дремучий. Корни древ в земле сплетены, верхушки до самих небес достают. Закручинился Иван, пригорюнился. Как же лес пройти? Ни тропы, ни дорожки. Вдруг смотрит – Филин на суку сидит. Спрашивает Царевич:
— Филин мудрый! Ты лес знаешь, всё ведаешь. Как мне пройти, как гору найти, где сад Прекрасный с птичкой Шепонью?
И отвечает ему Филин:
— Скажу тебе, Иван, да только и ты службу мне сослужи. Есть в этом лесу Дятел, что целый день стучит, спать мне не даёт. Избавься от него. За то путь-дорогу тебе укажу.
Делать нечего. Спрыгнул Иван с коня да зашёл в лес. Слышит – Дятел клювом кору долбит. Подошёл Царевич и спрашивает:
— Дятел, а Дятел! Чего стучишь день напролёт, Филину спать не даёшь?
— А мне любо это древо! — отвечает Дятел. — Много в нём жучков да паучков вкусных. Не стану улетать!
Достал тогда Иван меч да срубил древо, что так приглянулось наглой птице. Повалился мощный ствол, едва Дятла не раздавил, хорошо, что тот улетел вовремя. А Царевич вернулся к Филину.
— Спасибо, Иван, избавил меня от надоедливого соседа! Не останусь в долгу. Слушай. Есть в лесу тайная тропа, что за кривым белым деревом начинается. Доведёт она тебя до той самой горы с Прекрасным садом. Только смотри, с тропы не сходи, не то заплутаешь.
Поблагодарил Иван Филина да отправился в путь. День шёл, два… С тропы не сходил и на третий день пришёл к горе. Да только никакого сада Прекрасного не видать. Снова пригорюнился Иван, задумался: где тот сад искать, как туда попасть? Тут, на счастье, встретился ему нищий старик. Босой, в рубахе латаной, руки в мозолях от труда тяжёлого, кожа солнцем обожжённая от работы долгой. Решил Иван спросить дорогу. Поклонился да начал:
— Здравствуй, отче! Я – Иван, сын царский. Ищу сад Прекрасный, в котором птичка Шепонью живет. А я уж тебя щедро отблагодарю.
Поклонился и старик в ответ:
— Добре, Царевич! Отчего ж не помочь. Сад тот внутри горы находится. Вон, за тем камнем проход. Да только знай, гиблое то место, никто оттуда не возвратился… Коли пойдешь, осторожен будь да верь только сердцу своему.
Поблагодарил старика Царевич, дал ему злато-серебро и продолжил путь свой нелегкий…
Едва Царевич шагнул за указанный камень, так открылась пред ним дорожка извилистая. Не испугался Иван, взял коня верного под уздцы да повел судьбе навстречу. Долго шли они. Ни воды, ни пищи не вкушали, ни днем, ни ночью глаз не смыкали. Да когда силы почти покинули, пришли они в сад Прекрасный, что дивнее всех чудес на свете. Цвели там цветы диковинные, солнце по каменной подволоке раскатывалось, с древ свисали плоды спелые. Отведал плодов Иван, коня покормил да стал оглядываться. Стояли по всему саду статуи из хрусталя, жемчуга да злата, а то из камня простого. Подивился Иван: век таких работ искусных не видывал! Птички же не было нигде. Долго ждал Царевич, вот уж солнце диковинное меркнуть стало, цветы да травы головушки сонно склонили. Спрятался Иван, думает: «Коли не явится Шепонью, так хоть спать лягу». Едва прилег на травушку, глядит — птичка прилетела. А у птички-то глаза огнем пылают, перья самоцветами да жемчугами переливаются, когти острые в ветви впиваются. Села Шепонью на самое высокое древо да запела нежным голоском:
— Все травушки спят, все муравушки спят, все деревья спят, все звери спят. Только я не сплю, бедная, бедная птичка Шепонью! И никто мне не скажет: «Спи, птичка Шепонью, спи...»
Жалко стало Ивану бедную одинокую птичку. Хотел было он ее утешить да пожалеть, как вдруг конь его верный вскочил на дыбы, заржал что есть мочи, да в тот же миг и стался бронзовой статуей. Испугался Царевич, понял, что изваяния в саду — живыми были когда-то. Притаился, стал думы думать, как с Шепонью справиться, да и уснул незаметно. А Шепонью улетела. На следующий день снова едва солнце меркнуть начало, явилась птичка в сад. Снова запела райским голоском:
— Все травушки спят, все муравушки спят, все деревья спят, все звери спят. Только я не сплю, бедная, бедная птичка Шепонью! И никто мне не скажет: «Спи, птичка Шепонью, спи...»
Невмочь Ивану молчать, того и гляди слова из уст вырвутся. Прикусил он язык свой, да едва сдерживаясь продолжил за птичкой следить. А та пропела трижды, обвела огненным взглядом сад да и уснула.
Подошел Царевич к ней ближе, рассмотрел. Видит — в длинном хвосте все перья яхонтовые, да лишь одно простое, облезлое да неприглядное. Хотел Иван выдернуть перо, да солнце зажигаться начало, Шепонью проснулась и улетела, едва успел Царевич схорониться.
На третью ночь снова прилетела Шепонью, снова песню пела, снова Иван едва не пожалел птичку, еле-еле сдержался — вспомнил отца-государя родимого да коня своего верного, смолчал. А как только птичка уснула, подошел к ней да выдернул перо облезлое, а на очи огненные накинул платочек. Встрепенулась Шепонью, закричала, да как только крепче Иван перо вырванное сжал — притихла, успокоилась. Посадил Царевич птичку в мешок дорожный да отправился в обратный путь.
Много ли времени прошло, мало ли, явился младший сын царский ко дворцу. А старшие братья узнали, обозлились, что вернулся Иван живехонький, целехонький. Велели страже не пускать младшего Царевича во дворец, прогнать его, а к мешку с Шепонью камень привязать да в реку скинуть. Услыхала птичка, испугалась да заговорила с Иваном человеческим голосом:
— Выпусти меня, Иван, царский сын! Сослужу я тебе службу, исполню твое желание. Только верни мне взамен перо, что волю мою подчинаяет да силу волшебную хранит. Иначе не миновать нам обоим гибели!
Согласился Иван, да покуда стража не настигла, выпустил птичку, вернул ей перо. Обрадовалась Шепонью, ободрилась. Взмахнула крылами жемчужными, сверкнула глазам пламенными, и в тот же миг превратились злобные братья в статуи каменные, а стража, испугавшись, так и пустилась кто куда. Шепонью же полетела в хоромы государевы, где царь мертвецким сном уж спал. Склонилась, уронила слезинку на очи его, те и распахнулись вмиг. Задышал царь, проснулся. Обвел вновь зрячими очами все вокруг, да принялся птичку благодарить, да словами добрыми осыпать. Здесь и Иван появился, обнял крепко отца да поведал историю о том, как Шепонью искал, да как нашел, да как старшие царевичи предали и отца, и брата родимого. Разгневался царь, да велел каменные статуи злых братьев прямо у входа во дворец поставить, в назидание другим.
А птичку Шепонью опустили восвояси. Не стал Иван ее неволей мучить, да только попросил сердечно, чтобы впредь не превращала она люд честной в изваяния, да не пела песен своих дурманящих. Согласилась Шепонью да улетела. А царь еще долго жил да правил на благо государства. Иван женился, обзавелся сыновьями да дочерями и, когда пришло время, тоже стал мудрым и справедливым правителем и жил долго и счастливо.
От Виктории Эйвери
#сказки
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1