худ. А. Жмуйдзинавичюс
Дело Машеньки Колчиной слушалось в 1912 году в Петербургском окружном суде. К этому времени стало понятно: зрение Бендеру удалось сохранить, но его лицо навсегда останется изуродованным. Вывести следы от серной кислоты было невозможно.
Выбор орудия мести мало удивил судей: в 1910-х годах столица была охвачена настоящей эпидемией. Растревоженное общество словно ощущало, как надвигается нечто страшное. И злой рок тяготел над людьми: оттого, вероятно, чудовищными историями о преступлениях на почве страсти и ненависти, пестрели газеты.
Покинутые любовницы яростно мстили обидчикам и их жёнам, оскорблённые отказом женихи стрелялись сами и стреляли в неверных возлюбленных...В дело шли револьверы, яды...и серная кислота, сулившая если не смерть, то мучительную жизнь со следами ужасного уродства. Порой такое существование становилось хуже мгновенного исхода.
Однако мучительная участь пострадавшего часто не учитывалась при вынесении приговора. Присяжные заседатели, под влиянием прочувствованных речей адвокатов углублялись в хитросплетения человеческих страстей, и эмоции влияли на приговор больше, чем логика и здравый смысл.
Так случилось и в этот раз. Впечатлившись речью адвоката Фёдора Акимовича Волькенштейна, живо описавшего страдания соблазнённой и покинутой Машеньки, на которой, как оказалось, Адам Бендер и не думал жениться, обещая многое лишь на словах да в письмах, и то не в своих - а за небольшую плату написанных писарем из канцелярии герцога, присяжные вынесли оправдательный приговор. Мария Колчина избежала наказания.
О том, взял ли её в жены теперь уже лишённый возможности нравиться девицам Адам Бендер, сведений нет. Однако нет и сомнений, что подобная безнаказанность лишь порождала волну новых преступлений.
*Источник: Волькенштейн Ф. А. В дореволюционных судах: речи защитника. 1924.
автор канал на дзене -
#Marga: просто история
Комментарии 3