Меня встречают чугунные ворота с замысловатым узором будто лиана обвивает тропическое дерево. За воротами приветливо машет и улыбается охранник Миша, киваю ему и прохожу мимо. На территории дома престарелых словно попадаешь в другое измерение, аккуратно подстриженный газон, кусты, деревья. Чувствуется атмосфера спокойствия, тишины и умиротворенности. В середине зеленого царства возвышается четырехэтажное здание, где я и тридцать человек персонала, и девяносто три наших гостя живут в эдеме покоя и заботы. Это не просто девяносто три гостя — это уникальные люди, прожившие долгую и насыщенную жизнь. Они немного напоминают путешественников во времени, рассказывают о прошлом, об их детстве, истории из жизни, а ты просто слушаешь, и поражаешься какая все-таки жизнь может быть длинной и интересной.
Переодевшись, я направилась к заведующему за получением инструкций на сегодня, каждый из нас коммуникабельный и если вчера ты был сиделкой, то завтра мог быть ответственным по столовой или проводить ежедневную программу для постояльцев.
- Константин Юрьевич! Здравствуйте, я сегодня буду Наде помогать с программой?
- О, Леночка привет. Нет, сегодня Маша заболела поэтому ты отправляешься на четвертый этаж.
- А с кем я в паре буду?
- Одна!
- Как одна?! Константин Юрьевич, мне одной будет тяжело за всеми уследить.
- Так Лена, сейчас не то время, чтобы капризничать и жаловаться. Сегодня просто сумасшедший день, Маша заболела, к нам едет пожарная проверка, водитель с продуктами попал в ДТП. Так что войди в положение и за работу, не забывай улыбаться и будь любезна, нашим гостям будет приятно.
Я хотела возразить, но он просто отмахнулся рукой и перебирая листы бумаг, ушёл в свой кабинет. Мне ничего не остается как принять указание начальства и пойти на самый скучный этаж из всех.
Выходя из лифта в страну молчания, легкого запаха старости и бесконечно тянущегося времени я подошла к столу старшей медсестры этого этажа на сегодня, то есть к своему. Пролистав журнал записей за вчера, где обнаружила галочки напротив двенадцати фамилий означающие, что день прошел спокойно. Сделав утренний обход, я не обнаружила одного из пациентов, он оказался в общем зале с большими окнами. Он мирно сидел в кресле качалке и смотрел в окно. Один, наверное, плюс четвертого этажа — это красивый вид на холмы и деревья, которые раскинулись до горизонта.
- Привет, меня зовут Елена Владимировна, но Вы можете звать меня Лена если вам будет так удобней. Почему вы тут сидите один?
Он никак не отреагировал, продолжая смотреть в даль.
- Может вам что-нибудь принести? – попробовала снова завести с ним разговор.
Никаких эмоций, стопроцентный игнор или равнодушие к чему-либо.
- Если вам что-нибудь понадобиться только позовите меня, и я приду.
Вот почему я не люблю четвертый этаж, тут всем все равно на тебя, каждый закрылся в своём мире и не хочет контактировать с внешним. Когда я дошла до начала коридора с мыслями заварить себе чашечку кофе и полистать женский журнал за своим столом он заговорил.
- Почему вы нас называете гостями, а не пациентами?
- Потому что мы не врачи и это не больница! Мы не держим вас насильно и не выгоняем, когда нам захотелось. Не спроста он называется Дом престарелых, мы одна семья, а вы наши гости.
- Но это же чушь. Мы больны!
- И чем же вы болеете?
- Я старый, а старость — это болезнь, конечно не такая болезнь как грипп, но всё же болезнь. Вот я, например, уже не так хорошо вижу, кости болят, двигаюсь медленно, зубы выпали, кожа сморщилась и этот список можно долго продолжать.
- Ну так устроен мир, я с вами не совсем соглашусь что старость — это болезнь хотя звучит как хороший термин в учебники философии.
- Вы просто еще молоды и у вас всё впереди, хотя вы тоже больны. Каждый кто рождается и соприкасается с нашим миром заражен, и эта болезнь медленно тебя пожирает, даёт тебе надежду прожить долгую жизнь, но это всего лишь иллюзия.
- Я, кажется, поняла к чему вы клоните, вы боитесь смерти?! Ее, не стоит бояться она придет за каждым и в своё время.
- Есть в этом мире вещи пострашнее смерти и уж не вам говорить о страхах человека.
- Вы правы, я просто сотрудник выполняющие свою работу, у меня не забита голова о страхах и смерти. В моем возрасте другие мысли, вот когда буду старой тогда и начну бояться.
- Помниться у меня был такой пациент, который говорил так же, как и вы.
- Вы были врачом?
- В какой-то степени да, психолог. Если вы мне принесете чашечку чая я расскажу случай из своей практики.
- Хорошо.
Через пять минут, когда смочил губы обжигающим чаем он начал свой рассказ.
Когда мне было тридцать восемь лет на тот момент я уже работал частным психологом девять лет. Мои клиенты в основном были люди с разными видами страхов, от которого они хотели бы избавиться. Кто-то хотел летать на самолете, потому что ездить на поезде в отпуск та ещё мука. Кто-то избавиться от страха сцены и выступать перед публикой и таких страхов было множество. У меня возникла идея создать методику, которая глушит страх без медицинского вмешательства, что-то вроде гипноза. Я начал изучать это явление, в отличие от животного страха у которого это эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, у человека это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствиям. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Я перечитал много книг, пообщался со многими экспертами и спустя четыре года я наткнулся на одну статью в газете, где говорилось о монахах, живущих в Тибетских горах, которые живут дольше века, ничем не болеют и ничего не боятся. Меня это заинтересовало, я отправился в экспедицию. Могу сразу сказать, что это место отличается от всех в которых я бывал. Там люди ближе к природе и духовному наполнению, будто это место самое чистое на планете как вокруг, так и в душе. Встретившись с монахами, могу отметить их гостеприимство и доброту к гостям, они открыты к людям. Никаких секретов долголетия не было, никого целебного снадобья от болезней и никаких фокусов с отсутствием страха. Все очень просто, каждый день медитации, правильное сбалансированное питание, чистый воздух гор, и гармония со своими мыслями и телом. Монах пояснил, что избавится от страхов, может каждый. Я все записал и вернулся домой, теория — это, конечно, хорошо, но мне нужны факты и результат. Я предложил пяти своим пациентам с разными страхами решение их проблемы, и через месяц мы уже были в горах, в гостях у удивительных людей.
Монахам был не по душе наш визит. Я объяснил, что пишу научную работу и хочу помогать нуждающимся людям избавляться от их страхов. Без особого желания они провели с каждым из моих пациентов обряд. По приезду домой я назначил групповые и одиночные встречи со своими клиентами и записывал каждое отклонение или чувство, которое они испытывали. По началу не было замечено ничего необычного, самочувствие и мыслительные функции были в норме. Тогда я решил, что нужен эксперимент встретить лицом к лицу человека и его страх и проверить эффективность метода монахов.
Начал я с мужчины тридцати лет, он боялся высоты, как только приближался к краю балкона он начинал бледнеть и закатывать глаза. Мы с ним поехали на смотровую площадку, где открывался вид на город, самое популярное место для туристов. Подвел его к краю, где начинались перила, глаза его были закрыты я стоял рядом и наблюдал за ним держа в руке диктофон чтобы быстро записать увиденное, не отвлекаясь на ручку или карандаш. Он глубоко вздохнул и медленно открыл глаза. Глядя на эту красоту, мужчина чуть не расплакался от счастья, он так радовался увиденному, что чуть не свалился за перила. Я еле выдержал его поток эмоции, улыбка ещё долго не сходила с его лица. Второй эксперимент был над девушкой двадцати шести лет. Она боялась водить машину, с ней произошел неприятный инцидент на дороге. Однажды, когда она ехала от подруги домой у неё, отказали тормоза, паника взяла вверх над разумом. Произошло все в городе, где на каждом углу люди и другие машины, она врезалась в припаркованный автомобиль и перевернулась на бок. С тех пор она боялась повторения истории. Мы с ней сели в мою старенькую волгу и спустя пару минут она собралась с мыслями и тронулась. После нескольких крутых поворотов она водила машину покруче гонщиков или опытных таксистов.
С остальными была такая же реакция, я начал испытывать гордость за свой труд и возможно уникальное открытие в психологической практике. Меня ждало великое будущее, я бы мог изменить мир.
Когда я писал свою работу под названием «Навстречу страху» мне позвонила родственница Ивана, боявшегося высоты, и сообщила, что тот умер. Я спросил, как это произошло она рассказала, что после моих сеансов он обучился скалолазанием и отправился покорять горные вершины и вот итог. Через два дня мне позвонила мать Сережи и сообщила о его гибели, утонул, решил переплыть озеро длиной в два километра сил не хватило доплыть двести метров. Спустя неделю я позвонил Кате спросить всё ли у неё хорошо, трубку взял муж и сообщил что его жена погибла в аварии, совершила обгон и врезалась в фуру. К концу месяца погибли все мои пациенты от того, чего раньше боялись. Я закрыл свой кабинет и ушел из коллегии психологов, научную работу сжег, как и все записи за одиннадцать лет.
- Ого! Неужели все это правда? Нужно пройтись, чтобы все переварить. Я думаю, это действительно изменило бы мир. А Вы не думали вернутся к своей работе?
- После всего случившегося я выдвинул для себя теорию, что страх не дефект человека, а наоборот защита или хотя бы предостережение его об опасности. Там, в Тибете, может и не чего боятся, но современный человек должен ощущать страх, опасность, только так можно выжить в нашем мире. Страх, это не порок, просто нужно уметь с ним жить.
- Наверное вы правы, надеюсь другой безумец вроде вас не захочет улучшить человека, избавив его от чувств и заявить на весь мир, что это идеальный экземпляр. Как только такое произойдет мы потеряем свою уникальность.
- Согласен.
Через несколько дней, пациент, умер, он не боялся смерти, скорее, он боялся жизни.
© Алексей Притула
#рассказы
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1