Хочешь, расскажу историю?
Я в них не особо сильна, а вот бабуля – да. В детстве часами могла слушать ее рассказы про поездки и путешествия, а еще легенды. Многие были выдумкой, но какое дело до этого ребенку?
Особенно уютно это было зимой, на праздники. Мы сидели в теплой комнате, за окном тихо шел снег, и вокруг полная тишина. Не слышно проезжающих мимо машин, или снующих туда-сюда соседей. Тихо. Приглушенный свет от лампы отбрасывал причудливые тени, а мы медленно пили чай. Тогда-то бабуля и поведала мне одну интересную историю.
– Ну, внучка, про что хочешь послушать сегодня? Я много чего могу рассказать… – голос ее затих, а на лице появилось задумчивое выражение с легкой улыбкой. На меня она не смотрела – мысли ее были где-то там, в прошлом.
– Ба, а про домовых знаешь? – от нетерпения и предвкушения я заерзала, но замерла, опасаясь разлить горячий чай. Когда живешь в частном доме, особенно интересны его тайные обитатели. А кто поведает о них лучше, чем бабушка?
– Знаю, конечно, но их трогать давай не будем. Пусть спят себе спокойно, а то еще разозлятся. Будут нам уток да кур по утрам пугать. А оно нам надо? – она отхлебнула немного чая и посмотрела на меня. – А про курганников я тебе рассказывала? – хитро улыбается мне, а я качаю головой. Самое время поудобнее устроиться на подушке. – Хорошо, тогда слушай.
Ты, должно быть, видела, а если нет, то теперь обратишь внимание, что в городе твоем холмов много. Куда ни глянь – то холм, то пригорок. Полно таких. А те из них, что насыпные, то есть человеком сделанные, называются курганы. И хоронили там в основном высокопоставленных и уважаемых людей.
Так вот, давно это дело было. Тогда еще во всю процветало язычество у нас. И, когда могильники эти засыпали, люди молиться приходили. Они взывали к Небу голубому, чтобы то погребенных приняло с добротой, к Земле-матушке, чтобы та их укрывала от непогоды и нечисти, и к прародителям, чтобы те защитили умерших на пути к тому свету и оберегали захоронения от разорения.
И то ли времена были такие, то ли молитвы действительно работали – но курганы сохранились до наших дней. И во времена моей молодости, – тут она мечтательно улыбнулась, – когда город еще совсем не разросся, то были большие холмы, поросшие густой травой, луговыми цветами, с редкими высокими деревцами.
Бывало, придешь туда с подружками после учебы, упадешь на мягкое зеленое покрывало – и все. Весь мир переставал существовать. Только медовый запах луговых цветов, ярко-голубое небо и плывущие облака, – бабуля сделала глоток чая и вдохнула поднимающийся над кружкой ароматный пар. Я повторила за ней и словно перенеслась туда – в далекое прошлое с жарким солнцем, зеленой травой и цветущими ромашками. – Мы и не знали тогда, что это курганы. А просветили нас мальчишки.
В один такой летний день лежали мы с подругами на слегка пожелтевшей траве и обсуждали этих самых забияк. Ну, как у нас девочек это принято, – она улыбается мне, а я смеюсь. Сразу вспомнилось, как мы с одноклассницами так же шептались о мальчиках после уроков, сидя на поваленном дереве.
– Да-да, – продолжает она, – ты понимаешь. Так вот, тогда-то мы и услышали шум. Ребята поднимались по склону и громко спорили о каких-то сокровищах и проклятии. А мы, любопытные меры нет, сразу к ним, и давай их расспрашивать. Вот они и поведали, что никакие это не холмы, а самые настоящие курганы – могилы уважаемых людей. А так как обычно они были еще и богатыми, то хоронили их со всем нажитым добром. Вот одногруппники наши и решили тогда захоронение это раскопать, сокровища забрать и на этом разбогатеть. Спросишь, почему спорили тогда? А Сашка, умник главный, говорил, что на всех курганах лежит проклятие, и кто решит место это осквернить – жестоко поплатится. Ванька же махал рукой, называл все это «глупостями» и повторял, что проще способа бедным студентам заработать – не придумаешь. Так они и порешали.
Несколько дней копали мальчишки, копали, пока в один из вечеров не наткнулись на что-то лопатами. Во радости то было! А солнце тогда уже село, сумерки были. Самое обманчивое время, – тут бабуля загадочно улыбнулась и продолжила. – Ребята ждать до утра не хотели и начали активнее руками работать. А по ним то видно – каждый хочет первым сокровище заполучить. Тут блеснуло что-то – Сашка хвать – и уже бегом спускается с холма. А темно ж, уже и не видно почти ничего. И вдруг как завопит! Мы, естественно, за ним бросились – вдруг что? – а он орет. Мы быстрее, быстрее давай его искать, траву раздвигать, темно, хоть глаз выколи. И где-то совсем рядом со мной Ванька закричал. Нам с Катей совсем жутко стало, за руки взялись и про проклятие вспомнили. Ребята ж про него так и не рассказали. Тут мимо прошуршало что-то. Раз. Потом еще. Потом все стихло. Буквально в паре метров от нас ругался Ванька. А еще дальше слышались всхлипывания Сашки.
Что тогда произошло – толком непонятно. Но ребята помнили, что, когда они бежали вниз, перед каждым тень выросла, а потом как схватит за ноги и не отпускает. Потому, оба кубарем с холма и покатились. И неудачно: один ногу сломал, другой потянул сильно. Сашка говорил, ему еще в руку вцепились и в лицо – весь поцарапанный был. То, что тогда удалось из ямы достать – потерял, пока катился с холма. Но ни капельки об этом не жалел. «Хорошо, что вообще отпустили!», - ворчал он и сильно хмурился. И уже потом, когда в институте о наших приключениях вспоминали, умник о проклятии и рассказал.
Как оказалось, захоронения эти охраняют духи предков, или иначе – курганники. Духи маленькие, лохматые, с цепкими руками и острыми зубами. Давным-давно откликнулись они на мольбу людей и стали оберегать курганы. «По-вашему, почему эти захоронения с сокровищами сохранились до сих пор?», – спрашивал нас Сашка. Все ж не так-то просто. Тех, кто пытался раскопать или украсть чего, курганники жестоко наказывали и проклятие невезения насылали. По мнению Сашки, из-за них они ноги тогда-то и поломали. А потом, еще с неделю, то молоко у них разольется, то конь копытом в поле лягнет, то преподаватели со шпаргалками поймают… В общем, во всем винили они курганников. Зато холмы зеленые и по сей день стоят. И уж не знаю, внучка, духи ли это или просто совпадение такое, но мы ж с Катькой тоже кого-то видели и слышали. А потому отрицать ничего не стали. С тех пор слух о курганниках далеко разошелся, и раскапывать холмы больше никто не пытался.
– То есть они существуют, эти охранники? И сейчас? А почему я тогда о них не слышала?
– Ну знаешь, Женечка, может города они испугались, а может боги их языческие ослабели совсем, вот и не показываются больше. Но точно тебе говорю – не злые они совсем. В такой красоте не могут жить злые духи.
Евгения Затолокина
#мистическиеистории
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3