Познакомился с соседом Михаилом Григорьевичем, и мы, два страстных охотника, в сентябре в поисках уток исходили, исползали берега всех рек и речушек в округе. Однажды вечером возвращались мы домой по берегу Немдежа, и я увидел в сторонке что-то, похожее на водоем, окруженный небольшим леском. - Это Теремешинское озеро, объяснил мой приятель,- не охочусь я там, нечистая сила в этом озере живет. Страшное оно какое-то. Володя Лобанов, пожарником работает, здоровый такой мужик, чуть не умер от страха, побывав на нем. Охота продолжалась. Пошла северная утка, и я теперь один (сосед работал на комбайне до самой ночи) ходил в верховье нашего пруда на вечернюю тягу. Обычно, разогнув болотные сапоги, пробирался на облюбованный островок и ждал уток, а больше уже любовался яркими красками вятского заката.
И вот как-то вижу: на мой островок пробирается, явно торопясь, незнакомый охотник. Выбрался он на сухое место и увидел, что, увы, оно занято. Такая печаль была написана на его лице — темнеет, скоро утка пойдет, а тут иди, ищи новый остров! Я, не зная почему, вдруг спросил его: «А ты не Володя Лобанов?» Он, удивленный, кивнул головой, а я предложил ему: «Время еще есть. Расскажи мне твою историю на Теремешинском озере, и я уйду, не буду тебе мешать».
— Ну, вот слушай, - сразу решительно начал он.- Приехал я к озеру на мотоцикле. Стою, жду уток. Темнеть стало. И вижу, как посередине озера что-то всплывает, поднимается из воды, что-то белое, расплывчатое. Пригляделся: человек! женщина! Стоит как бы по пояс в воде и, медленно поворачиваясь, обводит взглядом берега озера! Развернулась в мою сторону, постояла и медленно ушла в воду! И все, никого нет! Вздохнул я облегченно, ну, думаю, привидится же такое. И тут в метрах пяти от меня всплывает она! Вся разом поднялась из воды! Брызги во все стороны - Точно, баба! Голая! Волосы длиннющие! А глаза... глазищи, черные, желтым светом переливаются! На меня глянула, усмехнулась и как-то вся как бы потянулась ко мне! Заорал я, не помню, что, ударил из ружья куда-то с двух стволов сразу, рванул через кусты к дороге, а там и домой без единой передышки! Потом уже ребята мне мотоцикл пригнали.
Я поблагодарил рассказчика. Мы распрощались, согласно нашему уговору, довольные друг другом. На следующий день, ближе к вечеру, я весело шагал по берегу Немдежа в сторону Теремешинского озера. Все во мне пело и ликовало. Сегодня днем мне еще кое-что рассказали про это озеро, про деревню Теремешки, стоявшую не так давно недалеко от озера. Узнал, что это вторая деревня, а первая когда-то в давние - предавние времена ушла под воду, и до сих пор со дна озера всплывают деревянные ложки, чашки. Что деревенские ребята в недалеком прошлом пошли кататься по льду озера, но увидели человеческие следы, которые шли от одной полыньи к другой. Будто кто- то босой выбрался из воды, пробежался по льду и нырнул в воду в другом месте. И что взрослые связали однажды несколько вожжей, привязали к ним пудовую гирю, спустили все это в воду посередине озера, но дна не достали.
Вот и озеро. Оказалось, берег его со стороны Немдежа представляет собой топкое болото. Не зная подступов к чистой воде, я было рванул напрямик — спокойный до того берег сразу ожил - во все стороны побежали волны мха, осоки и воды. Ноги с каждым шагом утопали в трясине все глубже. Выросший на Псковщине, я знал, какую угрозу таят в себе такие болота. Поэтому пришлось мне вернуться и поискать более
твердый подход к озеру. Пробравшись к воде через камыши, я увидел, что шел параллельно натоптанной, видимо, охотниками тропинке. Правда, она была заполнена водой, но зато на ней плавали доски, очевидно, для надежности. Для себя я отметил: охотники здесь все-таки бывают, но сейчас никого нет — доски сверху были сухими. Я прошел немножко по берегу, выбрал место с хорошим обзором и огляделся. Озеро мне понравилось. Оно почти идеально круглой формы. Берега заросли осокой, камышом, ольхой, стоящей по колено в воде. Около моего местечка я обнаружил полузатопленную деревянную лодку, в которой плавал неведомо как попавший в нее карасик. Я его изловил и очень удивился: не белый, не красный, а какой-то желтый, а по форме не круглый, а продолговатый. Отпустив бедолагу на волю, я стал ждать. Сначала было очень тихо, ни звука. Потом оказалось, что это не так. Вокруг просто кипела невидимая и непонятная мне жизнь: что-то булькало, чавкало, всхлипывало. Мое состояние понемножку тоже менялось, во мне нарастало чувство тревоги приближающейся опасности. Уток не было. Уже и темнеть начало. И тут я услышал шаги. Кто-то шел по той тропинке в мою сторону. Шел очень странно, как бы подкрадываясь, прислушиваясь и вглядываясь. Шагнет и остановится. Постоит и опять шагнет. Подумал, наверное, сосед Григорьевич все-таки выследил меня и хочет попугать, но мысль эту тут же отбросил - я отчетливо осознавал чувство нарастающей для меня угрозы, Стараясь не издать ни единого звука, я перезарядил ружье и тоже медленно пошел навстречу. Обогнув стену камышей и приготовившись к стрельбе, резко шагнул вперед и развернулся в сторону тропинки, ожидая увидеть перед собой нечто огромное, страшное. Тропинка была пуста. Достал фонарик, осветил тропинку, камыши, заросли — никого! Подошел поближе, посветил еще раз на тропинку: вода была взбаламучена! Доски были мокрыми — на них только что кто--то наступал! Но никого уже нет. Совсем стемнело. На прощание я осветил фонариком озеро и отчетливо увидел, как что--то белое мелькнуло у дальнего берега. Одинокая березка. Я на эту «страшную женщину» еще засветло обратил внимание. Пора домой.
Уже летом я приехал на озеро на мотоцикле, пробрался по знакомой тропинке на берег, разделся и поплыл на середину. По озеру плавали островки какой-то травы, но они не мешали мне плыть. На середине озера я нырнул. Вначале вода была желтой, потом темно-коричневой. Не без труда, но дно я достал. А много лет спустя мы с одним приятелем вдвоем приехали на озеро, привезли с собой лодку, поставили сети (браконьеры! позор!) и поймали несколько желтых карасей. Этих рыбок я отпустил в прудик, выкопанный за моей пасекой. Но лето случилось жарким, засушливым, и вся рыба в пруду погибла.
Пожалуй, пора Теремешинское озеро вновь навестить. А вдруг повезет, и в этот раз я увижу такое!..
Лето 2017 года.
И вот собрался я, спустя много лет, вновь посетить Теремешинское озеро - вдруг оно сейчас откроет мне все свои тайны.
Дорогу к самому озеру я нашел легко. Когда-то кто-то с помощью бревен и досок вымостил тропинку через топкое болото; все это покрылось мхом и подгнило изрядно, но еще можно по настилу с превеликой осторожностью подойти к самой воде. У берега и примостки были кем-то сооружены ( дай, господи, здоровья доброму человеку), правда, они ушли под воду из-за высокого уровня воды.
Желание поближе познакомиться с озерной нечистью наложило отпечаток на мое восприятие всего окружающего. Ящерица пробежала по кочке – как она оказалась на этом болоте ? Дятел перелетел с сучка на сучок – отчего он такой черный ? Охотничьи гильзы на берегу валяются – не от нечисти ли бедолага отстреливался ?
Само озеро мне показалось доброжелательным, приветливым. Вода чистая, светлая, на дне хорошо видны зеленые водоросли, это у берега, где мелководье. Берега густо заросли папоротником, ольхой, ивняком, березки кое-где стоят. По берегу ни влево, ни вправо не пройти : вода, топь.
Сделав несколько фотоснимков, я приступил к главному – поимке необыкновенных карасей. Первым делом накачал резиновую лодку, проплыл вдоль берега и поставил ( позор !) браконьерские снасти: сеть и две морды. Потом вернулся к примосткам и забросил удочки. Рыба в озере есть, я был в этом уверен: на водной глади время от времени появлялись характерные круги кормящейся рыбы, чайки что-то из воды выхватывали. И вот поклевка – и в моих руках, ура! настоящий теремешинский золотой карась! Не белый, не красный, а золотой! Отпустив это чудо в садок, я стал ждать следующей поклевки, но, увы, за три часа я поймал еще всего лишь двух карасиков.
Пора домой. На прощание я решил сети проверить, по озеру проплыть (вдруг ЕЁ увижу?) Проплыв метров десять, я быстро повернул обратно : оказывается, лодка моя уже изрядно сдулась, и как бы мне не пойти ко дну. Быстрей, быстрей! Лодка ткнулась задравшимся носом в берег, от резкого удара я падаю через задний борт в воду вверх ногами, успев подумать : вот они происки нечистой силы! Вынырнул, вылез на берег, вытащил лодку, сложил из пяти пальцев известную комбинацию и показал на середину озера : на-каси, выкуси, тварь поганая! И тут с ужасом вспомнил, что в нагрудном кармане лежит новенький цифровой фотоаппарат, «нажитый непосильным трудом». Расстроенный, насквозь мокрый, я оставил здесь же на берегу все свое рыбацкое хозяйство и поехал домой в село. Вернулся на озеро я следующим утром. Солнце только что поднялось из-за горизонта. Озеро мне показалось еще более приветливым. Однако караси по-прежнему почти не клевали, только двух и вытащил. Тогда я накачал по-хорошему лодку и поплыл проверять вчерашние снасти. Вот тут меня ждала полная удача – в моем садке оказалось сразу десятка три нужных мне рыбок. Всех карасей я привез домой и выпустил в свой пруд, как и хотел когда-то.
А что с той страшной особой, так напугавшей в стародавние времена нашего земляка? Не видел, врать не буду. А вот когда поднимал сеть, увидел огромную дыру в сети, которой не было вчера. Такую дыру караси проделать никак не могли. И еще. Плыл на лодке уже к берегу, услышал сильный всплеск, оглянулся : никого, только по воде расплывался огромный круг. Может, бобры в озере поселились? Приеду сюда еще и не один раз : не все загадки разгаданы. Да и озеро мне очень понравилось. Можно посидеть, рыбу половить, будет же когда-то она клевать. Таких золотых карасей можно и в Михайловский пруд отпустить. Вытащит кто-либо золотую рыбку, полюбуется и желание загадает, прежде чем зажарить и съесть ее.
#вятскиебайки
автор Владимир Щеглов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3