В воздухе всё ещё витал запах ладана, оставшийся после утренней проповеди. Как запах пороха, на поле боя, где только что стихла баталия, но ещё не осел туман войны. Зал постепенно наполнялся совсем ещё юными ребятами, робко входившими внутрь и занимавшими места за партами.
У трибуны стоял человек в чёрной рясе. Высокий, статный, похожий скорее на бывшего солдата, нежели на священника. Он был погружён в чтение Святой Книги и, казалось, не замечал прибывающих юношей и девушек. Однако стоило последнему парню занять своё место, как святой отец резко захлопнул книгу и обвёл взглядом присутствующих.
У него был колючий и цепкий взгляд, который, казалось, пронзал насквозь, но не причинял боли, а лишь оставлял некое чувство беззащитности и вызывал острое желание спрятаться. Был ли он проводником своего бога или нет, но сила в нём ощущалась почти физически. Оглядев сидящих перед ним учеников, он слегка кивнул своим мыслям и заговорил:
- Приветствую вас, дети мои.
Его голос был глубоким, ровным и сильным. Он проникал в разум, обволакивая его и завладевая мыслью и вниманием слушателя. Даже самый безалаберный хулиган не мог отвлечься от того, что говорил этот человек.
- Испокон веков люди соревнуются, борются, сражаются друг с другом. Мы постоянно придумываем новые виды оружия, новые пытки, новые изощрённые методы смертоубийства. Постоянно совершенствуем способы причинять боль и уничтожать своих врагов. Кто из вас сможет назвать самое страшное, самое опасное, самое неотвратимое оружие, существующее в нашем мире?
«Танки? Автоматы? Ядерные ракеты? Спутниковые системы?» - раздался хор детских голосов. Священник со снисходительной усмешкой смотрел на детей и качал головой. В конце концов, он поднял руку, призывая учеников замолчать. Как только все умолкли, он продолжил:
- Без сомнения, вы знаете множество примеров опасного оружия. Однако может ли что-либо созданное человеком, превзойти оружие, данное Богом? Именно люди унаследовали самый опасный и самый могучий дар. Не клыки, не когти, не мышцы. Не порох и не атом. Лишь слово. И именно слово наиболее страшное оружие. Им обладаем мы все, но не каждый из нас им владеет. Вы понимаете, почему слово является столь совершенным и опасным оружием?
- Потому что слово унесло так много жизней? – неуверенно начал смуглый мальчик, сидевший у окна. – В разное время во имя священного слова разжигалось множество кровавых войн. Люди рубили друг друга, убивали, рвали в куски и предавали огню, только из-за слов, записанных в книге. Одним лишь приказом правители обрекали на смерть тысячи тысяч простых людей.
Святой отец задержал свой взгляд на мальчике и снова покачал головой.
- Нет, сын мой. Войны ведутся не ради веры, войны ведутся ради власти, денег, территории и прочих земных «ценностей». Они лишь прикрываются великой целью и святым словом, а на деле являются лишь прихотью заигравшихся царьков. И ведутся они не словом, а сталью, огнём и порохом. Да, это ужасно. Войны приносят множество смертей, но они ведутся земным оружием. Слово действует куда тоньше. Хорошо выразил мысль Николай Гумилёв:
«В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…»
Священник скрестил руки на груди и снова обвёл взглядом класс. Затем, вздохнув, продолжил:
- В словах заключена великая сила. Божественная сила, которую многие сейчас недооценивают. Слово выигрывает войны без боя. Без крови, без слёз матерей, без братских могил. Слово помогает победить так, что побеждённые становятся рады своему проигрышу. Слово проникает в разум, берёт в плен душу и бьёт точно в сердце. Это оружие не оставляет физических следов, оно убивает иначе. Перед словом равны все. Это универсальное оружие. Одним словом ты можешь лишить человека воли, сломить, растоптать и лишить его желания жить. Просто выбери правильное слово и личность противника, его стержень рассыплется как алмаз, который ударили в правильной точке.
Он взял небольшую паузу и продолжил:
- Вовремя сказанное правильное слово попадает в разум человека, расшатывает его уверенность, проникает в его мысли, холодным ядом пропитывая то, во что он верил раньше и, заставляя эти мысли гнить в его голове, причиняя дискомфорт и порождая ещё больше сомнений. Человек изводит себя размышлениями, анализом, сам разрушая свою защиту и опору. И когда он устанет бороться – он пустит твоё слово в душу, позволяя ему зародить зерно искренних сомнений в собственной душе, позволяя слову менять его личность. Он будет спорить, злиться, страдать, не понимая, что твоё слово уже внутри него и уже стало частью его. Что теперь человек борется не с врагом, а с самим собой, ментально разрывая себя на части. А после того, как он осознает это и примет твоё слово – он пустит его в своё сердце, признавая поражение и смерть. Такой человек пойдёт за тобой, он порабощён одним лишь твоим словом. Лишён воли, вынужден отказаться от самого себя и стать ведомым тобой.
Святой отец обошёл класс и, остановившись на мгновение у дверей, вернулся к трибуне.
- Как я уже сказал, всего одно слово несёт в себе огромный разрушительный потенциал. Но использовав несколько слов, можно покорить города, страны и даже целый мир. Подбери нужные слова и люди отдадут тебе всё то, что так ревностно защищали. Откроют ворота и сами впустят варваров, от которых оборонялись долгие годы. Подбери правильные слова и из врага ты станешь самым близким и родным человеком, из изгоя – кумиром миллионов. Нужно лишь найти нужное слово. Сколько сражений происходит в судебных залах? Это ведь настоящая война, жертвами которой становятся присяжные, атакуемые словами адвокатов и обвинителей. История сохранила слишком мало примеров, когда целые города были взяты лишь верно подобранным словом. Ведь толпа – тот же большой организм. Зароди сомнения в одном и эта чума распространится на остальных, лишь создай подходящие условия.
Священник усмехнулся.
- Даже сейчас я сражаюсь с вами. Ваш разум уже не сопротивляется, вы открылись моим словам и уже проиграли. Этот зал уже полон трупов. Трупов ваших убеждений, ваших принципов, ваших старых мыслей. Вы выйдете отсюда уже другими людьми.
Будто спохватившись, святой отец взглянул на часы и тепло улыбнулся детям.
- Впрочем, мы засиделись. Вам пора. Приходите в следующее воскресенье, и мы продолжим.
И лишь когда последний ученик покинул помещение, святой отец ослабил ворот, снял крест и, сверкнув глазами, тихо произнёс:
- Ты дал им Слово… А я показал им его мощь.
© Иван Казимиров
#авторскиерассказы


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3