Поэтому долго искать и далеко ходить не надо, в России и уж тем более в странах Востока монастырей и дацанов довольно много, ну а поближе к нам, например, в 30 км. от Улан-Удэ, в Бурятии, в Иволгинском дацане есть буддийский университет «Даши Чойнхорлин», с государственной, между прочим, лицензией, лицеем, сайтом в сети http://budduniver.ru/ и всеми прочими новейшими достижениями цивилизации (такими, как собственная типография, лингафонный кабинет для более совершенного обучения тибетскому и английскому языкам, современным компьютерным центром и сетью филиалов по Бурятии и Туве).
Средний конкурс — 3-5 человек на место, абитуриенты на вступительных экзаменах сдают изложение, компьютерное тестирование и собеседование, во время которого мудрые преподаватели-ламы изучают моральную готовность будущего студента.
А морально подготовиться есть к чему.
Требования к монаху-буддисту несколько отличаются от условий следования Пути буддиста-мирянина, тем более в таком серьезном деле, как обучение и воспитание будущего ламы, то есть будущего учителя и наставника.
Подъем в 5 утра, медитации, лекции, еще лекции, и еще лекции, много практики, и, конечно, спартанские условия жизни.
Например, в Иволгинском дацане студенты живут в маленьких деревянных домиках, сами топят печки, готовят себе завтрак и ужин, обедают, правда, в столовой (суп, второе и компот).
И никаких тебе телевизоров и страничек в соцсетях.
Конечно, как и в любом вузе, здесь есть и выходные и каникулы, во время которых можно уехать куда угодно и делать что угодно, но, все-таки, сильно скучающие по мирским развлечениям, надолго здесь не задерживаются. Да и учебная загруженность у будущих лам не слабая, практики пересдач, прогулов и шпаргалок здесь нет.
Пятилетняя программа обучения включает в себя следующие предметы: историю, психологию, педагогику, английский язык, математику, информатику, буддийскую логику, основы буддизма, старомонгольский язык, грамматику тибетского языка, разговорный тибетский язык, европейскую и буддийскую философию (парчин), концепции современного естествознания, экономическую теорию, социологию, политологию, перевод буддийских текстов, иконографию, право, культурологию, дагриг (теория познания), согчен (заучивание текстов), основы медитации, восточную медицину, восточную астрологию.
В отличие от прочих религий, буддизм вовсе не предполагает ни слепой веры, ни безусловных авторитетов, все подвергается анализу и даже критике. Дебаты студентов на лекциях — обычное дело, причем во многих монастырях распространена такая практика: во время выступления одного ученика, другие хлопают в ладоши, чтобы сбить отвечающего с толку, так что уверенное и благожелательное отстаивание своей точки зрения в любых условиях — еще одна бесценная черта буддийского воспитания.
По окончании университета студент (хуварак) получает диплом о высшем образовании и звание ламы (учителя).
Выпускник дальше может работать не только ламой в одном из многочисленных дацанов, но и стать ученым-буддологом, востоковедом, специалистом-переводчиком, лекарем тибетской медицины, этнографом, астрологом, иконографом, тантрологом или еще каким-то сильно ученым буддийским специалистом.
Преподавать можно где угодно, хочешь — в жаркой Индии, хочешь — в горах Непала или в степях Монголии, а можно и в самом северном буддийском храме, в Питере, где сейчас, например, десять выпускников Иволгинского дацана проводят ретриты и учат мудрости всех желающих.
Если гордого звания ламы выпускнику дацана недостаточно, и у хуварака возникает сильное желание продолжить обучение дальше, чтобы стать еще мудрее и просветленней, то он перебазируется из Бурятии в Северную Индию, в Дхармсалу, или в Южную Индию, в Дрепун Гоманг дацан, по окончании которого через 16 лет он получает звание Геше (кандидат философских наук) и может защищаться на следующие более высокие ученые степени: Геше-дорамба, Геше-габжу (доктора наук) и Геше-лхарамба (профессор). На сегодняшний день в монастыре Дрепунг Гоманг учится несколько десятков лам из России, и учатся хорошо, ничем не уступая тибетцам.
Женщины, безусловно, тоже могут стать ламами, правда, не в этом конкретном университете, поскольку он набирает только 25 студентов в год и только юношей.
Женские дацаны есть как в Бурятии (Зунгон Даржалинг в Улан-Удэ) и Туве, так, конечно и в Индии (Дхармсала), Китае, Монголии, Непале и других странах. http://www.shedrub.org/page.php?page=nunnery Вообще, ситуация с тибетским буддизмом после изгнания их из Китая до сих пор крайне непроста. После оккупации Тибета Китаем в 1959 году, тибетское правительство в изгнании ведет борьбу уже не столько за освобождение Тибета, сколько за образование автономии внутри Китая. Далай-лама в Китае — персона нон-грата, даже на уровне фотографий или статей в печати, беспорядки в поддержку Далай-ламы жестоко подавляются (последний крупный инцидент произошел на олимпиаде 2008 в Пекине). Поэтому для изучения тибетского буддизма лучше ехать все-таки в Индию или Непал, а в Тибет можно приезжать для паломничества и исторических экскурсий.
Желающим поддержать тибетских монахов и монахинь не только морально, но и пожертвованиями — сюда: http://www.gomang.ru/refugees.html и сюда: http://www.tnp.org/ Ну и еще: во всех буддийских монастырях и обучение, и проживание для учеников - абсолютно безвозмездно. Небольшое количество личных вещей, завтраки-ужины и книги обычно студенты покупают за свой счет, или на пожертвования выпускников или сочувствующих.
Свежий воздух, правильный режим дня, отсутствие спиртного и всего-такого-прочего, посильный труд во благо дацана, медитация и горные пейзажи. Хочешь - не хочешь, а за пять лет такой жизни вполне можно если не просветлиться, то выветрить всю социальную дурь и обрести истинно буддийский взгляд на жизнь.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев