🏆Поздравляем победителей и участников турнира! Шахматный турнир "Унгинская ладья" провели в Нукутском районе. Мероприятие было приурочено к 90-летнему юбилею писателя, журналиста, поэта, почётного гражданина Нукутского района, первого радиоведущего районного радио, президента шахматной Федерации Нукутского района, кандидата в мастера  спорта по шахматам Сахидакова Михаила Николаевича 11 марта, Михаилу Николаевичу исполнилось бы 90 лет. Итоги: Мужчины: 🥇 Иванов Максим 🥈 Имыгенов Булат 🥉 Иванов Василий. Женщины: 🥇 Дабаева Арина 🥈 Куклина Мария 🥉 Куклина Людмила. Юноши: 🥇 Аюшеев Роман 🥈 Аюшеев Артём. Девушки: 🥇 Дабаева Надежда 🥈 Шаракшинова Полина. 🤝Главный судья турнира - Баханов Сергей Александрович. В соревновании приняли участие спортсмены Нукутского района и гости из Эхирит-Булагатского района. Спонсоры турнира: Газета " Свет октября " Сергеев Алексей Николаевич Атутов Рахим Петрович Билтуев Антес Степанович Генеральный спонсор: Сахидаков Николай Михайлович Организатором турнира является "Газета свет октября" при содействии "Межпоселенческая центральная библиотека" Особая благодарность народному бурятскому фольклорному коллективу «Жаргал» На фотографии три поколения шахматистов. Семья Куклиных. Турнир состоялся 18 марта 2023 г. Фото: Николай Сахидаков https://ok.ru/group/51696202219618/topic/155155470064994
Comments 1
Likes 6
В деревне Куйта Иркутской области живёт Людмила Пандаловна Куклина, которая 48 лет преподавала математику в местной школе. Теперь она тренер по шахматам в деревенской секции и занимается с детьми национальной бурятской и монгольской игрой "Шагай Наадан" 🔸🔸🔸 Действительно , в каждом поселении , есть люди , про которых надо рассказывать!))) Через Н. Сахидакова вышла на продюсера канала ( т.к я подписана на ютуб - канал "Настоящее время. Люди на карте" давно и слежу). Так операторы приехали и сняли фильм в Куйте. 03 марта с.г. Не забыли и отписались мне и поблагодарили, что представила я "чудесного человека" - так и написали. Светлана Андреева https://youtu.be/_-XLDVp3pe4
Comments 1
Likes 22
🙏Молебен ламе можно заказать по телефону. Любой житель, даже находясь дома, может заказать молебен. Такая возможность появилась благодаря современным достижениям информационных технологий. Не у каждого мирянина есть возможность приехать в дацан в нужное время.  ☎ +79027671895 Амгалан лама.
Comments 3
Likes 49
О потомках монголов в Афганистане
Comments 1
Likes 24
ОСТОРОЖНО! НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА! 🙈Бабайка нукутская. Случайно наткнулся на старое видео, которое в своё время наделало много шума на просторах интернета. Многим вселило страх, кого то просто повеселило. Помню знакомый попросил съездить вечером зимой до Куйты, в это время уже было темно на улице, но требовалась срочная доставка груза. Про нашумевшее видео с неизвестным на тот момент не знал, только по дороге услышал от человека рассказ, о существе, блуждающем по ночным дорогам нашего района. Мне стало очень интересно, и решил посмотреть короткий ролик, на котором не известный автомобилист, освещает своими фарами непонятное в белом. В комментариях, кто-то писал, что на лошадь накинули белую простынь, другие увидели банальный монтаж, некоторые поверили в сверхъестественное. Через определенное время об этом быстро забыли. Что думаете по этому поводу? Что это могло быть? Жду ваши версии. #бабайканукутская
Comments 1
Likes 14
В декабре 1954 года в Падунском сужении Ангары началось строительство Братской гидроэлектростанции. В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся более чем на 100 метров. Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень. Село Хадахан находилось на острове длиной 22 километра и шириной около трёх. Здесь был свой лес, свои горы. Помимо Хадахана, на острове находилась деревня Островская, несколько других улусов. Такая вот раньше была Ангара. После затопления жители Хадахана переехали на новое место – в урочище Шулуты, расположенное на высоком левом берегу Ангары. Здесь они образовали новый Хадахан. Один переселенцев – Леонид Терентьевич Маланов. На тот момент ему было 12 лет. Он вспоминает, что до затопления в Хадахане насчитывалось примерно 90 дворов. Причем, само село, говорит Маланов, было тогда совсем молодым. Хадахан — видоизменённое бурятское название Ханьян. Название Ханьян происходит от имени Ханьян-Хун, так звали предводителя одного из местных бурятских родов. В Нукутском районе Иркутской области живёт хоринский род хангин. Он уникален в двух отношениях. Во-первых, у всех остальных хоринцев нет такого рода, но это коренные хоринцы. Во-вторых, наряду с ольхонцами они единственные в монгольском мире островитяне - 300 лет прожили на острове посреди Ангары. Во время сезонных перелётов в его окрестностях отдыхали лебеди, покрывая белым покрывалом прозрачные, хрустально чистые воды реки. Тогда островитяне брызгали молоком и чествовали своих прародителей – Мать Белую Лебедицу и Отца Хорёодоя. Впервые историю ангарских хангинов зафиксировал Сергей Балдаев устами великого улигершина Пёохона Петрова: «Буртэ был предком хангинова рода. Он происходил из рода архад, который живёт в Халхе по среднему течению реки Хурулэн (Керулен). Отца Буртэ звали Ашан, мать Санхальжин». Когда началась война ойратов с маньчжурами и халхами, хангины тронулись в путь.
Comments 1
Likes 13
В ходе специальной военной операции 19 октября погиб уроженец Джидинского района Бурятии Амуров Цырен Дашидондокович. Он родился 13 марта 1990 года в селе Верхний Ичетуй, был старшим сыном в семье. В школе особые успехи проявлял в математике. Увлекался футболом, волейболом и настольным теннисом, активно принимал участие во всех мероприятиях. После школы поступил в профессиональный лицей №12 в Улан-Удэ, получив специальность электрика. После окончания лицея был призван в армию, служил в спецназе ГРУ. Цырен Дашидондокович был талантливым строителем. Он работал индивидуальным предпринимателем, занимался строительством коттеджей в Иркутске. В мае 2022 года подписал контракт на военную службу и отбыл на Украину. У Цырена Амурова остались папа, брат, жена и сын…
Comments 22
Likes 73
Вот такую неожиданную красоту - самку благородного оленя 🦌 мы встретили по дороге в Хоринском районе! Оказывается полтора года назад она детёнышем пришла в Анинский дацан. Ее выходили и ламы надели ей на шею оберег. Животное не боится людей, очень контактное и доверчивое. Сейчас периодически приходит на животноводческую стоянку в местности Удун Гол и гуляет вместе с баранами, коровами. Олень – это символ благородства, силы, изящества, чистоты, первозданности, невинности и возрождения. Очень знаково, что на нашем логотипе Службы тоже изображён благородный олень! Природа мудра, возможно она останется навсегда с человеком, а может убежит и найдёт свою половину в дикой природе. Но единственно хочется, чтобы на её пути встречались лишь хорошие люди.
Comments 6
Likes 134
Хазарейцы - афганские родственники бурят После признания ЮНЕСКО Чингисхана человеком тысячелетия Ассоциация журналистов США также объявила его лучшим. На рубеже тысячелетий мир открывает дотоле неразгаданные тайны великого хана. И одна из самых жгучих загадок - судьба военных поселенцев империи Чингисхана. После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.  Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.  1. Западная группа - калмыки и ойраты. 2. Северная группа - буряты. 3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.  И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".  Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане). Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.  Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка). Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев. Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.  Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.  Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.  Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.  Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".  Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.  Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название , прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими. Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа. https://www.infpol.ru/166345-khazareytsy-afganskie-rodstvenniki-buryat/
Comments 3
Likes 210
В Бурятии простились с молодым отцом, который погиб в ходе спецоперации У него остались жена и дочка В Еравнинском районе сегодня похоронили 21-летнего Николая Цыренова, который погиб 4 ноября, выполняя боевое задание на Украине. Церемония прощания состоялась сегодня в с. Хорга. Здесь Николай Цыренов родился и учился в школе. После 9 класса в 2016 году поступил в Аграрный колледж им. Ербанова в селе Сосново-Озёрское, который успешно окончил в 2019 году. И в том же году был призван в Вооружённые силы РФ. Служил срочную службу в Забайкальском крае, затем в Улан-Удэ. После службы Николай женился, родилась дочь Александра. "Одноклассники и учителя школы запомнили Николая добрым, отзывчивым человеком. Он был отличным сыном, братом, мужем, другом, всегда готовым прийти на помощь и оказать поддержку. Память о нём навсегда останется в сердцах близких людей", — рассказали в администрации района.
Comments 12
Likes 71
allofburyatia
yesterday 05:43
В деревне Куйта Иркутской области живёт Людмила Пандаловна Куклина, которая 48 лет преподавала математику в местной школе.
Теперь она тренер по шахматам в деревенской секции и занимается с детьми национальной бурятской и монгольской игрой "Шагай Наадан"
🔸🔸🔸
Действительно , в каждом поселении , есть люди , про которых надо рассказывать!)))
Через Н. Сахидакова вышла на продюсера канала ( т.к я подписана на ютуб - канал "Настоящее время. Люди на карте" давно и слежу).
Так операторы приехали и сняли фильм в Куйте. 03 марта с.г.
Не забыли и отписались мне и поблагодарили, что представила я "чудесного человека" - так и написали.
Светлана Андреева
https://youtu.be/_-XLDVp3pe4
Три женщины. Три судьбы. Одна война Фронтовой путь улейских девушек. Говорят, война не женское дело. Вот только у Великой Отечественной войны — тысячи женских лиц. Лиц девушек, ушедших на фронт. Учившихся стрелять и перевязывать. Сегодня рассказать о каждой, наверное, уже невозможно. Но из тысячи имен мы поведаем о трех. Эти жуткие, трогательные, подчас счастливые, но чаще грустные истории стоит прочесть каждому. Путь женщин во Второй мировой — это тернистый и страшный путь, но это дорога силы духа и неимоверных подвигов. Так считает и наш читатель из Нукутского района Николай Сахидаков, который поделился с нами историей своей двоюродной бабушки. Однако, собирая архивные данные, он обнаружи
Show more