Существовали в обширном крестьянском хозяйстве и духи с «узкой специализацией». Запечник не «заведовал» домом, а считался кем-то вроде «соседа по квартире». Излюбленной его проказой было испортить хозяйке стряпню. За овином или гумном — сараем, где сушили сено, следил овинник или гуменник. Верили, что он охраняет от пожара, но людей не любит, особенно чужаков. Добрым нравом славился хлевный. Банник, в представлении крестьян, был капризным и злобным: так и норовил ошпарить моющихся кипятком, напугать звуками из-за печи, а то и удушить. В некоторых селах верили, что в бане живет женский дух — обдериха. Как и банника, ее побаивались. Ночью во владения обдерихи сунулся бы разве что колдун или лихой человек. Баня представлялась русским опасной еще и потому, что в ней мог поселиться вредный анчутка. Иногда анчуток считали детьми банника.
Маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы.
Алексей Ремизов, «Банные анчутки»
После принятия христианства в сознании народа духи стали мирно уживаться со святыми, которые также стали покровительствовать дому и семье. Например, о приплоде и здоровье скотины молились Георгию Победоносцу и святому Власию, о благополучии лошадей — мученикам Флору и Лавру. От пожара дом защищала икона святителя Никиты Новгородского, а от воров — святого Иоанна Воина.
Такое народное христианское мировоззрение, типичное для славян обеих конфессий — православной и католической, нельзя считать двоеверием, поскольку оно цельно и представляет собой единую систему верований. Белорусская или польская крестьянка, почитающая святого Николая Угодника и в то же самое время производящая различные манипуляции, чтобы уберечься от ведьмы на Ивана Купалу или в другую пору, не поклоняется двум богам — Богу и Мамоне, а имеет свое определенное отношение и к одному, и к другому миру. Эти отношения в ее представлении не противоречивы, они естественно дополняют друг друга.
Академик Никита Толстой, «Славянские верования»
Все языческие существа стали называться «нечистой силой». Они противопоставлялись «чистой», или «крестной» силе, фигурировавшей в православном учении. Однако нежить не считалась плохой по определению. К лешим, водяным, домовым относились с уважением, так как эти обитатели нижнего мира выполняли свою работу — заботились о вверенном им хозяйстве.
https://www.liveinternet.ru/users/4262933/post485722233/
https://www.culture.ru/s/vopros/dukhi-doma/
#традиции
Нет комментариев