Новая свадьба широко популяризовалась в прессе49 и получила известное распространение в 1950-х и первой половине
1960-х годов: например, в 1960 г. только в одном Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесии было сыграно 12 таких свадеб50. Однако в последующее время ее стали справлять реже.
Главных причин этому две. Во-первых, как это не раз отмечалось в литературе51, празднование свадьбы по образцу стандартного банкета больших городов не удовлетворяло естественной потребности в ярком, праздничном обряде в его привычных
театрализованных формах. Во-вторых, в новой свадьбе ее центральное празднество, всегда бывшее у пародов Северного Кавказа семейно-родственно-общественным событием, превратилось
только в событие семейно-общественное, так как родственники
отодвинулись на задний план, а то и совсем оказались устраненными от участия в свадьбе. Поэтому за новой свадьбой в доме
культуры или в клубе обычно следовала и следует другая свадьба — в доме родителей новобрачного, с участием родственников
и соблюдением многих старинных обрядов. В этом параллелизме выражается компромисс не только между поколениями, но
и между городским и сельским бытом. Молодые горожане —
выходцы из сельской среды справляют свои свадьбы и по-новому— с городскими товарищами, и по-старому —с сельскими
родственниками. Формы такого дублирования могут варьироваться: в одних случаях традиционная свадьба устраивается непосредственно вслед за новой, в других она, наоборот, ей предшествует52. Однако почти во всех случаях новая свадьба —
198
лишь один из двух компонентов своеобразной двойной свадьбы,
' а стало быть, в конечном итоге — тоже компромисс.
Вторая тенденция выражена в трансформации, переосмысле-
- нии традиционной свадьбы. Общий сценарий ее остается прежним, но молодежь, и в первую очередь сами жених и невеста,
отказывается следовать многим устаревшим традициям. Все
чаще жених или жених и невеста вместе отказываются скрываться и остаются с гостями, невеста не желает стоять под покрывалом или подвергаться обряду выкупа, семьи брачащихся договариваются между собой относительно преподнесения подарков
не родне, а самим молодоженам и т. д. Одновременно упрощается ритуал празднества, теряет прежнюю жесткость регламент
размещения приглашенных, угощения, танцев, наряду с традиционными свадебными исполняются и другие, в том числе русские песни, да и сами свадебные песни стали звучать на новый
лад. Вот например, одна из адыгейских свадебных песен послевоенного времени, записанная С. Ш. Аутлевой:
Эх, ррида-дэ,
Орида, счастливая наша невестка, орида!
/ Краше нет невестки на свете,
f И женился на ней пригожий, орида!
Вместе с днем Октября ты родилась,
Ты для счастья нашего сына родилась, орида!
Невестка и сын — оба вместе
• За одним столом сидят и учатся, орида!
Мы думали, только наш сын так прославлен,
А привел с большей славой, чем он сам, орида!
• Традиционная обрядность стихийно перестраивается, причем
f в одних районах, селениях, даже отдельных семьях отметаются
> одни устаревшие обряды, в других—другие и чуть ли не каж-
: дая свадьба приобретает свое индивидуальное, своеобразное
J лицо. Такую свадьбу можно назвать полутрадиционной.
Приведем в качестве примера наблюдавшуюся нами в 1969 г.
’ свадьбу колхозного токаря (23 года) и учительницы (21 год)
в абазинском селении Псыж.
Жених и невеста познакомились сами и, решив вступить в
’ брак, сообщили об этом своим семьям. За невестой в ее родное
селение приехал сам жених с несколькими товарищами и родственниками. В доме родителей невесты было устроено угощение в двух комнатах: в одной—-для молодежи, среди которой
находились и жених с невестой, в другой—для старших родственников обеих семей. Обмена подарками не было. Уезжали
жених и невеста в одной машине, однако по традиции вместе с
невестой поехал один из ее родственников — «телохранитель»,
остававшийся при ней до конца свадьбы. По традиции же по
" приезде в Псыж жениха и невесту поместили в разных домах,
^но они вопреки обычаю появлялись на улице, а жених даже поL 199 £ ■
сещал родительский дом. Вечерами в доме, где находилась невеста, каждый день собиралась и веселилась молодежь, приходил и жених.
Через пять дней по приезде в Псыж и за два дня до свадьбы
состоялась регистрация брака в сельсовете. Жених и невеста
отправились туда вместе в автомобиле, в сопровождении многочисленных родственников и товарищей. Церемонией руководил
председатель сельсовета, по окончании ее пили шампанское за
здоровье новобрачных. Затем новобрачные вернулись в свои временные обиталища.
Свадьбу начали справлять вечером одновременно в двух домах: новобрачные со своими товарищами и подругами, молодыми родственниками и несколькими родственниками постарше
праздновали в доме, где временно жил жених; старшая родня,
в том числе и родня (но не родители) невесты,— в доме родителей жениха. Перед началом молодежного застолья невеста в
обычном платье, но в завязанной под подбородком косынке перед тем, как сесть за стол, несколько минут постояла у стены.
За столом жених и невеста сидели вместе, мужчины и женщины
разместились вперемежку, танцевали (в том числе и жених с
невестой) как национальные, так и западные танцы. О местном
колорите более всего напоминала традиционная «халва»—
сложное кондитерское сооружение, украшенное бутылками
шампанского, фруктами и т. п., которая под конец была вручена
одной из девушек, разрезана и роздана присутствующим. Новобрачным были поднесены сувениры, им сообщили о подарках,
главным образом предметах меблировки, которые будут доставлены им домой.
В доме родителей жениха, по сложившемуся обыкновению,
родственники невесты сели за стол только после того, как им
предъявили свидетельство о браке. Украшением праздничного
стола здесь также служила большая «халва» с флажками, лентами и цветами. Празднество продолжалось и на следующий
день: к дому подходили все новые и новые гости, которых приглашали к столу. Многие приносили с собой угощение, чаще всего ту же свадебную «халву». Во дворе мужчины среднего возраста и несколько девушек танцевали традиционные танцы.
В середине дня к дому подъехали несколько украшенных кусками цветной ткани автомобилей; один из них, предназначенный
для невесты,— с двумя флагами. Часть гостей села в машины и
отправилась за невестой. Последнюю тем временем обряжали:
поверх платья на нее надели белый передник с красным поясом,
к пальцам обеих рук прикрепили нитками капроновые платки.
Затем обряжавшие невесту молодые родственницы жениха вывели ее и сели вместе с ней и «телохранителем» в машину. Процессия объехала вокруг селения и въехала во двор дома родителей жениха. «Телохранитель» потребовал выкуп и после
непродолжительных шутливых переговоров позволил невесте
выйти из машины. Продолжавшиеся во дворе танцы были прер200
ваны появлением нескольких подростков верхом на ослах; один
из них въехал в комнату новобрачных. Вся эта сцена имела потешный характер: упиравшегося осла со смехом и криками тянули за узду, подталкивали сзади. Традиционные обряды завершились вводом невесты в дом по постланному на пороге куску
шерстяной ткани, после чего ее отвели в предназначенную для
молодых комнату и, дав поесть меда, пожелали сладкой жизни.
Официальное знакомство невесты с родителями и другой старшей родней жениха (а вместе с тем и прекращение избегания
между ними) состоялось назавтра; жених вернулся домой уже
к концу второго дня свадьбы53.
В близких формах складывается полутрадиционная свадьба
у соседящих с абазинами черкесов, ногайцев и карачаевцев, да
и у всех других народов Северного Кавказа. Основными характерными для нее новыми чертами представляются следующие.
1. Возникновение у тех народов, у которых пока еще преобладает заключение брака посредством фиктивного похищения,
стремления к институционализации гласной помолвки, т. е. брачного сговора.
2. Внедрение советских принципов оформления брака, т. е.
его обязательной гражданской регистрации до или во время
свадьбы и как следствие этого — вытеснение традиций религиозного бракосочетания.
3. Замещение относительно формальной, не связанной органически со свадебным образом обычной гражданской регистрации брака его торжественной регистрацией, проходящей в
присутствии многочисленных свидетелей и уважаемых лиц, а
поэтому являющейся одновременно показателем и фактором
отхода от свадебного скрывания.
4. Постепенное превращение жениха и невесты из пассивных
(а на определенных этапах цикла — даже как бы незримых,
скрывающихся от окружающих) зрителей в активных участников свадебного празднества и стремление ускорить прекращение свадебного скрывания новобрачных от их старших родственников и свойственников (см. данные по сельским кабардинцам, %):
Стали показываться
во время свадьбы
Возраст опрошенных
20-24 | 25—29 | 30-39 | 40—49 | 50—59 | 60 и выше |в среднем
Невестка — свекру 24,2 14,8 26,5 17,3 12,1 9,6 17,9
Невестка — свекрови 50,5 20,3 31,6 9,9 29,5 4,5 20,5
5. Распространение свадебного одаривания не столько родни, гостей, музыкантов и т. п., сколько самих молодоженов.
6. Повсеместное распространение таких элементов свадебной символики, как пригласительные билеты на свадьбу (часто
с фотографиями жениха и -невесты, стихами и т. п.), белое
платье невесты (часто национального покроя) и подносимый ей
7 Я. С. Смирнова 201
букет цветов, обмен обручальными кольцами и шампанское
за свадебным столом54.
Вместе с тем в полутрадиционной свадьбе многое остается
специфичным, национально особенным. Это проявляется как в
своеобразии свадебного сценария, так и в свадебных флагах
над домом и иногда сохраняющемся обрядовом костюме невесты, различных деталях регламента угощения и тостов, обрядовых -кушаньях, национальной музыке, песнях и танцах. Многие из таких элементов, несомненно, станут составными частями национального свадебного обряда, но некоторые, на наш
взгляд, не имеют отдаленной перспективы развития. Таковы
(если даже оставить в стороне остатки свадебного скрывания)
строгое разделение на свадьбе старших и младших гостей, а нередко также мужчин и женщин, отсутствие здесь родителей невесты, покрывало невесты, а может быть, и весь ее свадебный
наряд, уже в значительной мере исчезнувший из быта ряда народов региона (адыгейцы, черкесы, абазины). • По-видимому,
будет происходить совершенствование этого типа свадьбы на
основе дальнейшего сближения культурно-бытовых укладов народов СССР, развития национальных социалистических культур и советского образа жизни.
Достоинство полутрадиционной свадьбы — в присущем ей
привычном театрализованном обряде, освобождающемся от его
наиболее устаревших элементов. Традиции в ней обновляются,
и процесс обновления идет в тонкой и гибкой форме. Этим она
выгодно отличается как от архаической собственно традиционной свадьбы, так и от новой свадьбы, в основном обезличенной
и стандартной. Но как раз в нестандартности полутрадиционной свадьбы есть свои слабые стороны. Неустоявшиеся, различные на разных свадьбах сочетания элементов старой и новой
обрядности остаются лабильными и поэтому обратимыми. Вот
почему очень большое значение для институционализации такой свадьбы имеет проводимая в последнее время работа по
внедрению в жизнь новых гражданских ритуалов вообще, свадебного обряда в частности.
В середине 1960-х годов после состоявшегося в 1964 г. в
Москве Всесоюзного совещания по новым обрядам повсюду на
Северном Кавказе были созданы советы или комиссии по разработке новых обрядов и внедрению их в 'быт (республиканские, областные, городские, районные, сельские). Связанные с
этим вопросы широко обсуждались на предприятиях, сельских
сходах, совещаниях партийного и советского актива, работников загсов, на страницах газет. После обсуждения и учета сделанных предложений республиканские и областные комиссии
ряда национальных автономий утвердили примерные сценарии
национальных обрядов, и в том числе свадьбы. В основу сценариев были положены те или иные вариации полутрадиционной
свадьбы.
Предложенный Комиссией Карачаево-Черкесии сценарий55,
202
составленный главным образом с учетом особенностей карачаевской свадьбы (да и то лишь в небольшой степени), плохо
привился в среде карачаевцев и еще хуже — в среде черкесов,
абазин и ногайцев. Исправляя ошибки, научные и практические
работники области приступили к созданию дифференцированных, учитывающих специфические различия в обрядах, примерных рекомендаций для различных народов области. В 1972'г.
на областной научно-практической конференции были подведены первые обнадеживающие итоги56. Более реалистичным и
эффективным с самого начала оказался сценарий, предложенный в Северной Осетии57, хотя и в него жизнь внесла и продолжает вносить свои коррективы.
Наконец, у всех народов региона, преимущественно в сельской среде, еще сохраняется собственно традиционная свадьба.
Но и эта свадьба уже не та, что в довоенные, а тем более в дореволюционные десятилетия. Например, у осетин с изживанием
брачного выкупа сократился промежуток времени между сговором и свадьбой; сгустились, совмещаясь друг с другом, предсвадебные визиты в дом родителей невесты; свадьба празднуется не обязательно осенью и длится не так долго, как прежде;
исчезли или приобрели символический характер многочисленные выкупы с поезжан; потеряли былое значение обряды, связанные с культом очага; выпал обряд первого выхода новобрачной за водой. Еще важнее то, что даже собственно традиционная свадьба далеко не всегда сопровождается религиозным
оформлением, а если и сопровождается, то обычно лишь
после предъявления свидетельства о браке. В то же время в
ней в большой степени сохранились такие архаические черты,
как тщательное и длительное свадебное скрывание жениха,
изоляция невесты, относительно растянутый ритуал, изощренный дарообмен58. Некоторые из этих ее негативных черт стремятся как бы «сбалансировать», устраивая через некоторое
время специально для молодежи еще одно свадебное празднество (кабардинские этнографы Г. X. Мамбетов и X. М. Думанов
так и называют его — «второй свадьбой»59). Здесь таким образом^ можно наблюдать тот же компенсаторный процесс.
Как относятся в среде разных народов региона и в различных слоях населения к этим трем сосуществующим типам
свадьбы? Имеющиеся в нашем распоряжении количественные
показатели (табл. И) свидетельствуют, что у кабардинцев и
балкарцев подавляющее 'большинство высказывается за дальнейшую модернизацию свадебной обрядности, однако разные
группы населения не одинаково оценивают ее разные типы. Горожане в своем предпочтении полутрадиционной свадьбы несколько сдержаннее сельских жителей, но зато вдвое чаще последних одобряют возникшую в условиях больших городов свадьбу-банкет. Среди горожан, например кабардинцев, как показывает дифференцированная разработка, руководители и специалисты высшего звена высказываются как за новую, так и
7* 203
Таблица 11. Отношение к типам свадебной обрядности
(о/о к числу опрошенных)
Новая Полутрадиционная Традиционная
Город | Село Город | Село Город | Село
Кабардинцы 16,1 7,1 56,3 65,0 24,4 23,7
Балкарцы 21,9 11,5 51,3 61,8 23,6 24,9
Осетины 8,2 9,6 45,4 36,8 35,7 52,7
за полутрадиционную свадьбу приблизительно в полтора раза
чаще, чем работники неквалифицированного физического труда. У осетин также большинство за обновление свадебных обычаев, однако горожане по сравнению с сельскими жителями несколько сдержаннее относятся к свадьбе-банкету и заметно'
одобрительнее — к полутрадиционной свадьбе. Среди осетингорожан новая свадьба предпочитается руководителями и специалистами высшего звена вдвое чаще, чем разнорабочими, а
младшими возрастными группами в полтора — два раза чаще,
чем старшими. Близкие статистические тенденции выявляются
в среде сельских жителей.
Тенденции, выявляемые этносоциологическими показателями, раскрывают отношение к новой свадьбе ведущих по своему
культурному уровню слоев населения и младших возрастных
групп и заставляют оценить дальние перспективы ее развития
менее однозначно, чем это было сделано нами на основе одних
только этнографических материалов. Вывод о том, что не новая, а полутрадиционная свадьба полнее отвечает нынешним
социально-культурным потребностям, остается в силе. Он подтверждается и количественными показателями, прямо говорящими о том, что сегодня подавляющее большинство тех, кто
стоит за обновление свадебной обрядности, отдает предпочтение полутрадиционной свадьбе. Но нельзя сбрасывать со счетов указания на направление развития. А эти указания допускают предположение, что в процессе дальнейшей урбанизации
Северного Кавказа более предпочтительной окажется новая
свадьба. В этом отношении очень показательно обсуждение,
развернувшееся в 1970 г. на страницах выходящей в КарачаевоЧеркесии ногайской газеты «Ленин йолы» вокруг статьи местного этнографа Р. X. Керейтова «Свадьба или вечеринка?»
В статье было верно подмечено, что современные свадьбы богаче прежних, но как-то суше: нет запряженных конями тачанок
или фаэтонов, редко встретишь обрядовый костюм невесты, изживаются состязания джигитов, танцоров, народных певцов.
Однако некоторые участники дискуссии резонно возразили, что
у каждого времени свои песни и что, в частности, современная
легковая автомашина удобнее и красивее экипажав0.
Напомним, что в области модернизации свадьбы, как и в
204
других областях быта, идеалы, высказываемые респондентами
индивидуально, опережают действительность, определяемую
психологическим воздействием родственников и односельчан, в
том числе и их традиционно наиболее уважаемой части — старыми людьми. Реальная трансформация далека от завершения,
хотя ее темпы намного ускорились. Кроме того, степень обновления традиционной свадьбы в неменьшей мере, чем степень ее
психологической переоценки, зависит от исторического прошлого отдельных областей региона, локализации и индивидуальных параметров справляющих свадьбы семей. ’ Полевые наблюдения показывают, что в отношении свадебных инноваций больше всего продвинулись адыгейцы и народы
Карачаево-Чаркесии, меньше всего — чеченцы и ингуши. Это
связано как с общей неравномерностью культурно-бытового
развития, так и с различиями в степени преодоления религиозного мировоззрения. В то время как на западе региона нормой
стала практика торжественных бракосочетаний, на востоке еще
не полностью вытеснено мусульманское оформление брака, что
оказывает свое влияние на развитие свадебного обряда в целом. Более того, в некоторых селениях Чечено-Ингушетии сектантам удалось превратить свадьбу в унылую процедуру, при
которой не допускаются музыка, песни, танцы и не только новобрачные, но и вообще молодежь отодвинуты на задний план
религиозными стариками. В последние десятилетия такое положение вызвало возрастающее противодействие общественности.
В ряде селений были проведены сходы, принявшие постановления повести решительную борьбу против остатков религиозного
мировоззрения и активнее внедрять в быт новые брачно-свадебные обычаи и обряды61.
Новые элементы свадебной обрядности шире распространены в городской среде, нежели в сельской. Это обстоятельство
косвенно подтверждается статистикой торжественных регистраций бракосочетаний, составляющих, например, в 1971 г. в
г. Черкесске 64%, а в Прикубанском районе Карачаево-Черкесии 36% от общего числа регистраций62. Промежуточное положение наблюдается в пригородных селениях, в среде сельской
интеллигенции, в тех сельских семьях, которые теснее связаны
с городом. Эта связь может быть самой различной: работа в
городе, живущие там родственники, поддерживающие тесные
отношения со своим селением и, в частности, почти всегда
приезжающие в родные места справить свою или отпраздновать
чужую свадьбу.
Возможности перехода к обновленной свадебной обрядности
зависят также от поколенного и возрастного состава семьи.
Восприятие нового в обрядности подчиняется тем же законам,
что и восприятие нового в этикете. Поэтому полутрадиционные
свадьбы в большинстве случаев, а новые свадьбы — почти всегда устраиваются в относительно молодых по своему среднему
возрасту двухпоколенных семьях и часто в тех случаях, когда
205
Таблица 12. Приданое у осетин по возрастам: реальность и отношение
(о/9 к числу опрошенных семейных)
Возраст, лет
20—24 25-29 | 30—39 | 40—49 50-59 | 60 и выше | В среднем
Город
Приданое давалось 54,5 * 77,4 67,6 67,1 51,8 59,0 63,8
42,9 79,0 79,9 64,6 70,0 75,0 72,0
Приданое нужно 18,2 38,7 38,7 39,6 47,1 50,0 41,7
42,9 62,9 53,6 60,0 45,7 53,6 54,8
Приданное не нужно 72,7 45,2 50,9 50,3 50,6 43,6 49,6
39,3 29,0 37,6 31,5 48,6 32,1 36,1
Село
Приданое давалось 57,2 73,7 71,0 67,5 43,2 63,2 64,0
84,9 82,7 73,6 71,6 73,9 75,3 74,2
Приданое нужно 12,3 31,7 33,3 29,0 32,9 36,5 33,1
27,1 34,6 46,6 38,6 26,6 43,1 38,8
Приданое не нужно 75,5 37,0 44,9 44,9 51,0 46,2 46,1
70,4 43,2 42,6 41,9 56,2 34,8 44,3
Ответ затруднителен 12,3 24,3 21,3 16,8 14,1 21,6 19,5
1,2 22,5 11,3 16,3 16,0 27,3 16,8
•Первая строка—ответы мужчин, вторая строка—ответы женщин.
у них нет близкой старшей родни. Аналогичную роль играет социально-профессиональный состав семьи, как правило, связанный с образовательным и общекультурным уровнем, которым
во многом определяется то, насколько семья открыта для всего нового. Неслучайно новые и полутрадиционные свадьбы —
это по большей части свадьбы в среде интеллигенции, квалифицированных рабочих и т. п.
Особо надо остановиться на свадебных расходах и подарках, так как в этой области инновации последнего времени имеют не только положительные, но и теневые стороны.
В противоположность брачному выкупу, прослеживающемуся только в пережиточных формах, приданое относительно широко сохранилось. В большинстве случаев им служат постельные принадлежности, стиральная машина, мебель, чаще всего
однокомнатный гарнитур. Все чаще приданое выдается деньгами. Отношение к приданому сейчас, по-видимому, переосмысливается: с одной стороны, еще приблизительно две трети населения придерживаются этого обычая, с другой — уже только
примерно от трети до половины относится к нему положительно (табл. 12). Те, кто считает целесообразным сохранить приданое (чаще женщины старших возрастных групп), мотивируют
это необходимостью помощи молодой семье. Такая мотивировка в целом правильно отражает изменение сущности института
приданого в советское время: если в прошлом оно обеспечива206
ло имущественные интересы и семейный престиж жены, то теперь в нем сказывается главным образом забота родственников о материальном благосостоянии новобрачных.
Еще шире сохраняется свадебное одаривание и взаимоодаривание, приуроченные к важнейшим моментам свадебного цикла— предсвадебным визитам, свадебному празднику, знакомству новобрачных со своими новыми родственниками и т. п. Сравнительно широко удерживается обычай, по которому подарки
делаются многочисленной родней и столь же многочисленной
родне, продолжающей считать свадьбу своим общим делом. Не
остаются в стороне и соседи. Все же у многих народов региона
круг одаривающих и одариваемых несколько сузился. Существенно и то, что там, где еще раздают вещи невесты и полученные ею подарки, лучшие из них оставляют ей самой. Церемонии
одаривания нередко и все чаще совмещаются: так, у адыгских
народов в прошлом раздельные обряды наделения родни жениха специальными подарками и вещами невесты слились или
сливаются воедино 63. Все шире распространяется уже отмечавшееся нами лишенное традиционных корней одаривание обоих
новобрачных их родственниками, друзьями и товарищами по
работе памятными подарками. Придавая этому нововведению
большое значение, общественность пропагандирует его на страницах газет; включено оно и в свадебные сценарии, разработанные республиканскими и областными комиссиями.
Однако традиции свадебного взаимоодаривания видоизменяются сегодня не только к лучшему. Как известно, подьем
материального достатка широких слоев населения нередко опережает рост культурного уровня. Из-за этого многие свадьбы
превращаются в своего рода соперничество в щедрых тратах,
приобретающих престижный характер. Подобные явления не
специфичны для Северного Кавказа: и в других регионах страны, в том числе и в Центральной России, новобрачные и их родня часто как бы состязаются в свадебных тратах (количестве
приглашенных, классе ресторана, изобилии свадебного стола
и т. п.). Но у многих народов Северного Кавказа одним из наиболее широких, если не самым широким, каналов соперничества в престижных тратах стало традиционное свадебное взаимоодаривание. Отдельные его элементы гипертрофируются, некоторые полузабытые — воскрешаются. Так, у кабардинцев
скромный в довоенные и первые послевоенные годы дарообмен
при взаимных визитах родственников жениха и невесты принял
большие масштабы. Не только родители жениха, нои его братья,
сестры, дядья, тетки и более дальние родственники отправляют
свои корзины с угощением и чемоданы с другими подарками.
Количество подарков из года в год увеличивается64. То же происходит у других народов региона. У балкарцев, карачаевцев,
осетин распространяется проникшее из Закавказья обыкновение дарить невесте много золотых колец и перстней, и впослед207
Таблица 13. Посильность принятых обрядовых расходов у осетин
(°/о к числу опрошенных)
Поснльны Обременительны Непосильны
Город | Село Город Село Город Село
44,6 * 28,7 41,9 61,0 5,3 7,2
35,7 25,4 47,8 61,1 7,2 7,9
Первая строка—ответы мужчин, вторая строка—ответы женщин.
ствии ее близкие отвечают тем же на свадьбе дарителя или его
близких.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев