— брат апостола Иакова Зеведеева. Был «возлюбленным учеником» Христа, заботам которого была поручена Богородица. Был единственным из 12 апостолов, избежавшим мученической кончины. Иоанн считается автором Евангелия, трех апостольских посланий и Апокалипсиса. Согласно житию, после смерти Богоматери он покинул Иерусалим и проповедовал в Эфесе. Затем его доставили на суд в Рим и отправили в ссылку на остров Патмосу. Скончался Иоанн Богослов в Эфесе.
На иконе апостол представлен с книгой, открытой на первых словах текста Евангелия от Иоанна. Он прикладывает пальцы к устам, в знак безмолвия из-за невозможности рассказать обо всех деяниях Христа, что соответствует последним стихам евангельского текста: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21, 25). На плече Иоанна изображена аллегорическая фигура вдохновения и мудрости в виде ангела со звездчатым нимбом. Подобная композиция известна в русском искусстве со второй половины XVI века. Особой любовью она пользовалась среди старообрядцев, ощущавших себя хранителями сокровенного знания. На полях иконы представлены пророки Аввакум и Софония со свитками, содержащими пророчества о Боговоплощении.
Стилистическое решение иконы с графичной манерой передачи лика и складок одежд, с ярким контрастом алого и голубого характерно для икон старообрядцев поморского согласия, связанных с Выголексинским общежительством.
ИОАНН БОГОСЛОВ В МОЛЧАНИИ Первая треть XIX века. Выг Дерево, темпера; 35,5 × 30,9 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Вознесение Господне относится к главным праздникам новозаветной истории. События Вознесения, совершившиеся на сороковой день после Пасхи, связаны с обетованием Христа о пришествии в мир Святого Духа, и установлением Христовой Церкви на Земле. Памятники с этим сюжетом известны с V века, что говорит об особой значимости праздника Вознесения Христова для христианского мира. О содержании праздника Вознесения, его литературных источниках, богословском осмыслении и развитии иконографии будет рассказано в предложенной лекции.
"Живопись нитью" - с 20 июня новая выставка в Музее имени Андрея Рублева!
Памятники средневекового лицевого шитья, созданные мастерицами несколько веков назад, относительно малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они быстро становились ветхими и разрушались. Эти произведения требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях. Открывающаяся 20 июня в Музее имени Андрея Рублева выставка "Живопись нитью" – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с шедеврами лицевого шитья из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музей Московской духовной академии "ЦАК" и частных колле
О Вознесении Господнем рассказывается в Евангелиях от Марка и Луки, а также в апостольских Деяниях. Христос неоднократно являлся своим ученикам после Воскресения, а на сороковой день поднялся с ними на Елеонскую гору и, пообещав, что в скором времени они станут свидетелями Сошествия Святого Духа, вознесся в облако. После этого апостолы увидели двух ангелов, предсказавших Второе Пришествие Христа.
Изображения Вознесения известны с глубокой древности. Обычно вместе с апостолами изображалась и Богоматерь, хотя она не упоминается в текстах, описывающих это событие.
Композиция иконы из собрания музея симметрична: вверху ангелы возносят восседающего на радуге Христа, внизу
Наш музей, Музей имени Андрея Рублева, является единственным государственным музеем отечественного искусства, в котором можно увидеть во всей полноте произведения русских иконописцев, живших 500, 600 и даже 700 лет назад! Разделите с нами чувство гордости за свою страну, в которой жили, творили, работали величайшие мастера своего дела.
Итоги X конкурса детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь» подведены!
В конкурсе приняли участие 2013 детей от 4 до 16 лет! Жюри под председательством директора Музея имени Андрея Рублева М.Б. Миндлина определило 40 лауреатов и 12 номинантов. Итоги конкурса - на сайте музея
Лекция «Благая весть и Акафист Пресвятой Богородице: особенности иконографии Благовещения»
Среди древнерусских икон домонгольского времени известны и почитаются как чудотворные образы Благовещения Пресвятой Богородице, прежде всего – «Устюжское Благовещение», икона из новгородского княжеского Юрьева монастыря первой четверти XII века. Иконографические и стилистические особенности иконы отражают общую для всего изобразительного искусства Древней Руси любовь к молитве, слову, прежде всего к такому важному литургическому песнопению как Акафист Богоматери, а также стремление через образ приблизиться к истинному смыслу праздника. Читает заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искус
Глава Иоанна Предтечи – одна из наиболее почитаемых реликвий Христианского мира. В Сказании о ее обретениях, приписываемом византийскому агиографу Симеону Метафрасту, говорится, что после казни Иоанна Крестителя Иродиада закопала главу во дворце отдельно от тела. При императоре Константине (306-337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, нашли реликвию и перевезли в город Эмесу, где арианин Евстафий вновь скрыл ее в земле. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне явился Иоанн Предтеча и указал место, где следовало искать реликвию и главу обрели второй раз, но со временем она вновь была закопана. Третье обретение состоял
23 мая/ 5 июня – день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского (ум. не позднее 1077). В 1162 году князь Андрей Боголюбский на месте сгоревшей деревянной соборной церкви в Ростове возвел новый белокаменный Успенский храм. При копании рвов под фундамент было обнаружено нетленное тело святителя. По преданию, в его руках был список с именами поставленных им пресвитеров и диаконов. В новом соборе Леонтию Ростовскому был посвящен отдельный предел, в котором находился его каменный гроб. На рубеже XII–XIII веков ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю Леонтию на день обретения его мощей и написал канон святому. Приблизительно тогда же были создан
Наши музейные издания в шорт-листе конкурса «Лучшие книги года 2023»
Музей им. Андрея Рублева вошел в число номинантов общероссийского издательского конкурса «Лучшие книги года» Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). Экспертный совет, в состав которого вошли представители крупнейших библиотек, творческих союзов, государственных и общественных профильных структур, членов Правления АСКИ, рассматривал заявки от издательств и ведущих российских музеев. В шорт-лист в номинации «Лучшее издание в области гуманитарного знания» был отобран IV том музейного каталога «Монументальная живопись XII-XIX веков» - академическая публикация более чем ста тридцати фрагментов настенных росписей.
Владимирская икона Богоматери была привезена около 1130 года из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом и поставлен в Богородичном монастыре в Вышгороде. В 1155 году Владимирский князь Андрей Боголюбский перенес икону в свою резиденцию в селе Боголюбове, а с 1160 года она находилась в Успенском соборе во Владимире, в связи с чем получила свое название Владимирской. В 1480 года образ перенесли в московский Успенский собор. Чудотворную икону неоднократно поновляли, украшали драгоценным убором. С нее писали многочисленные списки. Икона из собрания музея была написана в первой трети XVII века. Уже в XX веке ее поместили в серебряный складень-кузов с гравирован
Святитель Алексий (ок. 1340-1378) был сыном боярина Феодора Бяконта. В письменных источниках упоминаются разные имена, данные ему при крещении - Симеон и Елевферий. Восприемником его от купели был будущий великий князь Иван Даниилович Калита. Приняв постриг в юности, святой около 1344 года стал наместником митрополита Киевского Феогноста, а в 1352 году занял специально восстановленную для него епископскую кафедру во Владимире. В 1354 году в Константинополе было принято решение о назначении Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. По его инициативе было основано нескольких московских монастырей, среди которых Спасо-Андроников, Чудов и Симонов. Будучи регентом пр
Комментарии 22