Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж рассказывает о своём Гурудеве в книге "Прабандхавали" глава 3:
«Наш Гуру Махарадж явился в этот мир 24 января 1898 года в семье богатых землевладельцев в прославленной деревне Банарипара округа Джессор Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш). Родители дали ему имя Бхима. Младенец появился на свет красивым и нежным, а за светлый с золотистым оттенком цвет кожи мать и местные женщины прозвали его Джоной (светлячком).
Первые три-четыре месяца малыш не издавал никаких звуков и даже не плакал, что очень беспокоило родных. Однажды у порога их дома остановился нищий-мусульманин. Попросив подаяние, он поинтересовался у матери Бхимы:
– Что, ваш сын немой?
– Как ты узнал об этом? – удивилась она. – Если сможешь, пожалуйста, помоги исцелить его.
– Тогда сделайте одну вещь. В вашей деревне живут неприкасаемые – люди из сословия шудр, занимающиеся кремацией. Они едят дешевый, низкосортный рис, который замачивают на ночь. Попросите у них этого риса, накормите им вашего ребенка, и он заговорит.
Мать Гуру Махараджа была очень трудолюбива и заведовала всеми делами, связанными с землей. Детей она воспитывала в строгости, не позволяя им покидать дом без её разрешения. В деревне все очень уважали ее. Поэтому, когда она пришла в одну из семей шудр и попросила риса, они удивились:
– Зачем он вам? Ведь мы уже касались его!
– Не беспокойтесь, просто дайте мне немного риса.
Придя домой, она дала рис малышу, и он тотчас стал повторять: «Ма! Ма!» С этого момента он начал говорить. В детстве наш Гурудев был близок с отцом, который души в нем не чаял. В те времена бенгальцы были очень религиозны и постоянно собирались слушать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам», и Гурудев вместе с отцом, ухватившись за его палец, ходил на эти собрания, а когда они в темноте возвращались домой, забирался к нему на плечи. Так постепенно у него развился интерес к религиозной философии. Есть поговорка на хинди:
хонахара виравана ке хота чикане пата – «Если у молодого деревца листья крупные и красивые, оно принесет обильные плоды». Грядущие события отбрасывают свою тень – уже в детские годы у Гурудева проявлялись признаки того, что он будет великой личностью. Немного повзрослев, он большую часть своего времени проводил в ашраме махатмы, жившем в их деревне, слушая из его уст «Бхагавад-гиту», «Бхагаватам» и «Веданту».
В школьные годы Гурудев начал издавать журнал, в котором публиковал свои статьи, написанные прекрасным литературным языком. Он был превосходным оратором, и даже когда выступал перед большой аудиторией, не было никакой необходимости в громкоговорителе. Он не знал так много шлок, как некоторые преданные, но умел удивительным образом объяснять их. Особенно прекрасное объяснение он дал следующему стиху из «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11):
«Парататтва – это бхагават-таттва. Выше Брахмана – Парабрахма, выше атмы – Параматма, а выше Вишну – Маха-Вишну. Но когда речь идет о Сваям Бхагаване Кришне, нет необходимости использовать слово «Парам», ибо Кришна и есть наивысшая таттва, а Брахман и Параматма – лишь сияние Его тела и Его полная часть. Брахман, в действительности, нельзя считать объектом, так как любому объекту присущи качества. Он же – лишенная формы энергия объекта, скрывающая его. Имена Брахман, Параматма, Бхагаван – синонимы, но поклоняться следует только Бхагавану, поскольку у Брахмана нет формы».
Присоединившись к матху, я удостоился особой милости Бхагавана – получил возможность сопровождать Гурудева во время его проповеди. Гурудев поручил моему старшему духовному брату, Шриле Вамане Махараджу, издавать духовную литературу, и тот, обладая большим опытом, печатал множество книг и журналов. Меня же Гурудев держал при себе, чтобы я готовил прасад и следил за выполнением различных видов служения; помогал я и в работе над журналом.
Его искусство говорить и писать было поистине изумительным. Мне посчастливилось часто слушать его, и я записывал все, что он говорил, повсюду следуя за ним, как тень. Вамана Махарадж всегда был спокойным и молчаливым. Мы же с Тривикрамой Махараджем, моим дорогим духовным братом, очень любили поговорить. Мы постоянно спорили на различные темы. Когда Гурудев уставал от нас, он обычно говорил: «Возьмите эту книгу – ответ в ней».
Теперь преданные редко обсуждают смысл писаний, а больше рассуждают об одежде и еде. Когда встречаются два вайшнава, они должны говорить о таттве. Нам очень повезло, что мы могли слушать о бхакти-таттве из уст возвышенных преданных. Гурудев обладал таким блестящим интеллектом и такой силой убеждения, что легко мог доказать, что белое – это черное и наоборот. Это было поразительно! Проповедь не могла бы продолжаться без таких преданных.
Если кто-то из нас захочет опубликовать что-нибудь, он должен просмотреть множество книг, а затем много раз отредактировать написанное. И даже если в работе будут заняты пять человек, они с большим трудом смогут написать что-либо. А как с этим справлялся Гуру Махарадж? Во время ежегодной парикрамы по Навадвипе к Гурудеву подходило от пяти до семи тысяч преданных, чтобы предложить свои поклоны. Со многими из них он беседовал и одновременно диктовал для журнала текст статьи, который записывал Вамана Махарадж. И не было никакой необходимости редактировать этот текст, его можно было сразу отдавать в печать.
Самое удивительное, что при этом он ни разу не заглядывал ни в одну книгу. Когда же мы готовимся к выступлению, нам приходится просматривать множество книг, а если слушаем лекции или читаем, мы вынуждены вести записи, чтобы удержать в памяти информацию. Но Гуру Махарадж за всю жизнь не составил ни одного конспекта, хотя прочитал огромное количество книг. Его библиотека находится сейчас в Матхуре, в храме. Он великолепно знал историю. Ни один ачарья не обладал такими познаниями в этой области, поэтому Шрила Бхактисиддханта Прабхупада называл его «пандитом Веданты».
Еще юношей Гурудев уехал из Восточной Бенгалии, чтобы поступить в знаменитый старинный университет близ Калькутты, выпускниками которого были многие видные индийские ученые. Не каждый мог поступить туда, но Гурудева, благодаря его выдающемуся интеллекту, приняли в это элитное учебное заведение. Его, студента первого курса, профессора приглашали читать им составленную на бенгали «Чайтанья-чаритамриту».
Даже на санскрите нет книги, которая могла бы сравниться с ней по философской глубине и возвышенной поэзии.
(Ч.-ч.,Мадхья, 20.108)
«Вечное предназначение дживы – с любовью служить Шри Кришне, джива является пограничной энергией Кришны, поэтому она одновременно едина с Ним и отлична от Него».
Ни декан, ни профессора не могли объяснить этот стих. Даже в нашей сампрадае лишь немногие преданные способны правильно истолковать его. Поэтому наш Гурудев зачастую вступал в философские споры со своими учителями, пока, наконец, не решил оставить учебу в университете. «Если даже сами профессора ничего не понимают, – рассуждал он, – чему они могут научить меня?»
В то время Махатма Ганди развернул в стране движение гражданского неповиновения. Он поднял народ Индии против британского правительства, выдвинув лозунг: «Англичане – прочь из Индии! Долой налог на соль!»
По всей стране вспыхнули антибританские мятежи. В ряды оппозиции вошли Балагангадхара Тилака, Горакл, Ч.Р. Дас, П.Ч. Райя, Лала Ладжапатараи и многие другие известные люди. Молодежь не осталась в стороне. Казалось, что молодая кровь Индии вскипела.
Тотчас встала вся индийская промышленность. Гурудев тоже примкнул к движению гражданского неповиновения, но когда Ганди прекратил борьбу, чтобы избежать кровопролития, Гурудев, подобно многим, вступил в революционную партию под руководством Субаша Чандры Боза. Вооруженный ружьем и ножом, он некоторое время скрывался в лесах, и британское правительство выдало ордер на его арест. Гурудев недолго находился в рядах вооруженной оппозиции и вскоре присоединился к миссии Гаудия-матха».
продолжение в книге «Прабандхавали» глава 3.
Примечание: https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_3281 - НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД АЧАРЬИ КЕШАРИ В ПОДДЕРЖАНИИ ВАЙШНАВА-ДХАРМЫ. https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_3075 - КАК ШРИ ВИНОД-БИХАРИ БРАХМАЧАРИ ПРЕСЕКАЛ НЕВЕЖЕСТВО НЕКОТОРЫХ СВОИХ ДУХОВНЫХ БРАТЬЕВ, https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_3702 - Письмо Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами о его отношениях со Шрилой Бхактипрагьяна Кешавой Госвами Махараджем и «Гаудия Веданта Самити» https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_3706 - КСЕРОКОПИИ ОРИГИНАЛОВ ПИСЕМ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕПИСКИ СО ШРИЛОЙ НАРАЯНОЙ ГОСВАМИ МАХАРАДЖЕМ.
https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_3270
https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_3 - Уровень каништха-адхикари – неприемлем для выполнения функций дикша-гуру. https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_11 - критерии подлинного духовного учителя. https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_12 - духовный учитель должен быть высокого уровня. https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_13 - если Гуру не способен привести ученика обратно к Богу, то ему не следует быть Гуру. https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_15 - важность истинного духовного учителя. https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_21 - пре
https://vk.com/sudguru?w=wall-76825452_3434
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев