Самосознание русских в XII - XVI веках Ограниченность источников XI - XIV вв. не дает и не может дать прямого ответа на вопрос, насколько представление о совокупности всех восточных славян, как особом едином народе («языке»), впервые четко выраженное на страницах «Повести временных лет» в начале XII в., проникло в сознание широких кругов населения, выйдя за рамки интеллектуальной элиты тогдашнего общества. Однако, хотя косвенный, но достаточно определенный ответ на вопрос о степени развития интеграционных процессов у восточных славян XII - XIII вв. все же может быть получен. При неразвитости интеграционного процесса мы вправе были бы ожидать сохранения у восточных славян более ранних традиционных форм самосознания — прежде всего сознания принадлежности к племенному союзу, являвшемуся, одновременно, и социальным, и этническим организмом. Есть основания полагать, что в сознании восточных славян племенные традиции еще в начале XII в. занимали достаточно заметное место: в «Повести временных лет» приводятся не только названия многих восточнославянских племен, но и сведения о территории их расселения, некоторые данные об их обычаях, предания о родоначальниках некоторых племен. Однако в обширных повествованиях летописных источников о событиях первой половины XII в. население отдельных древнерусских земель крайне редко определялось по своей племенной принадлежности, а с середины XII в. старые племенные названия в текстах летописи вообще перестают встречаться. Население отдельных районов (от больших княжеств до мелких округов) обозначается, как правило, термином производным от названия его политического центра («новгородцы», «псковичи», «полочане» и т. д.). Очевидно, что в этой новой терминологии находило свое выражение лишь областное, а не этническое самосознание . Своеобразие картины, которая возникает в результате анализа летописных текстов, станет особенно отчетливым, если сопоставить ее с положением на германских землях более раннего и того же времени. Здесь на территории Германского королевства отдельные крупные княжества — земли, такие как «Саксония» или «Бавария», формировались на базе старых племенных союзов, а законодательство («Саксонская правда», «Баварская правда») представляло собой приспособленную к новым социальным отношениям запись традиционного племенного права. В Германии сохранялись не только традиционные этнонимы, но и сознание преемственной связи между средневековой «землей» и старым племенным союзом. Подобную же ситуацию можно наблюдать и в Скандинавии. Даже в соседней с Древней Русью Польшей, где таких мощных традиций племенного самосознания, судя по всему, не было, некоторые из средневековых «земель» сохранили старые племенные названия (Силезия, Мазовия). Как представляется, столь радикальное исчезновение на восточнославянской почве традиционных племенных этнонимов может быть объяснено (от обратного) не имеющим явного отражения в нарративных источниках распространением сознания принадлежности всего восточного славянства к одной народности — «Руси». Позитивные свидетельства развития такого процесса дают договоры Смоленска с Ригой в XII в., где население княжества обозначается как «Русь» — особая общность, противостоящая «Латинскому языку», смоленский купец — это «русский гость», а житель смоленского княжества — «русин». В одной из редакций договора говорится о «Русской земле», в состав которой входят «волости» смоленского и полоцкого князей . Как показывает анализ нарративных и документальных источников второй половины XIII - начала XIV в., на всех частях восточнославянской этнической территории местное население называет себя «русинами» или «русскими», а страну, в которой они живут, «Русью» или «Русской землей» и свой язык — «русским». Таким образом, и сравнительно-исторические сопоставления, и конкретные наблюдения говорят в пользу положения о широком распространении у восточных славян в XII - XIII вв. сознания их принадлежности к широкой этнической общности — «русскому языку», которая определяется исследователями как древнерусская народность. В истории восточных славян конец XIV в. может рассматриваться, как важнейший хронологический рубеж. С этого времени есть все основания говорить о разных исторических судьбах отдельных частей русского народа в рамках новых государств. Начиная с этого времени постепенно нарастают различия между социальным строем тех частей Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства, с одной стороны, и тех, которые вошли затем в состав формирующегося Русского государства, с другой. Параллельно с различиями в социально-политическом строе постепенно формировались и важные различия в характере политической культуры, социальной психологии, а затем и в круге общекультурных интересов. Однако следует иметь в виду, что на рубеже XIV - XV вв. такие различия лишь зарождались, и нужно было время не только для их полного развития, но и для осознания их существования обществом по обе стороны рубежей, отделявших державы Ягеллонов от земель Северо-Восточной Руси. Тем самым нет серьезных оснований рассматривать рубеж XIV - XV вв. как важную веху в развитии этнического самосознания восточных славян. Можно говорить лишь о том, что с этого времени возникают объективные предпосылки для формирования нескольких восточнославянских народностей. Ко времени русско-литовских войн рубежа XV-XVI вв. относится ряд свидетельств, которые говорят не только об осознании представителями общественной элиты этих различий, но косвенно и о том, что этот факт очень существенно повлиял на позицию восточнославянской шляхты и мещан Великого княжества Литовского во время военного конфликта между ним и Русским государством. В записке, поданной Сигизмунду І в 1514 г., указывалось, что «жестокая тирания» московских князей является причиной того, что «русские» в Великом княжестве Литовском не хотят перейти под их власть . О «тиранской власти» московских князей, в государстве которых богатство и общественное положение человека зависит от воли правителя, писал, как о препятствии для соединения восточных славян, придворный хронист Сигизмунда I Иост Людвиг Деций. Хотя эти высказывания принадлежат представителям польской элиты, как представляется, в них предложено верное объяснение политического патриотизма шляхты и мещанства Великого княжества Литовского во время русско-литовских войн рубежа XV - XVI в. , и они могут рассматриваться как определенное отражение общественных настроений в этом государстве. Однако нет никаких оснований полагать, что уже в то время данные различия социально-политического строя осознавались как признаки принадлежности к разным этническим общностям. Имеющиеся свидетельства говорят об обратном. В уже цитировавшейся записке 1514 г. говорится о том, что у «русских» Литвы и «Московитов» общая религия и язык. Дипломат и советник Сигизмунда II Мартин Кромер в середине XVI в. писал, говоря о Руси, что Московия — это «их же племя и часть», что жители Московии сами называют себя русскими и говорят на русском языке, что под властью московских правителей живут «русские люди» из многих ранее независимых княжеств. Представление о том, что все восточные славяне являются, в сущности, одним народом, достаточно определенно прослеживается и в высказываниях польских публицистов XVI века. Утверждая, что население «Московии» может измениться к лучшему под воздействием польской культуры, один из публицистов писал: «Посмотрите, как был перед тем люд литовский и русский, а московский люд — та же Русь и то же племя». Другой публицист, предостерегая против избрания Ивана IV на польский трон, обращался к польской шляхте со следующими словами: «ваше панование Руси надоело, и она может встряхнуть рогами, надеясь на государя своей веры, своего языка и своего народа» В 1578 г. завершил работу над «Описанием европейской Сарматии» итальянец Александр Гваньини, офицер витебского гарнизона. Однако и в сочинении этого автора, находившегося в особенно тесном контакте с восточнославянской средой, говорится о двух частях России — «Белой», которая находится под властью великого князя Московского, и «Черной», которая находится под властью польского короля. Жители Московии для автора — это «русские» и говорят на «русском» языке, сама Московия образовалась из многих «русских» княжеств, а «московиты» (Moschovitae) — это «простонародное» название . Пример этого писателя особенно показателен, так как А. Гваньини включил в свой текст подробное описание «тиранства» Ивана Грозного и положение в современной ему «Московии» описывал в самых черных красках. Это, однако, не послужило для него основанием к тому, чтобы рассматривать жителей «Белой» и «Черной» России как представителей двух разных народов. Разумеется, все эти свидетельства позволяют лишь косвенно судить об этническом самосознании восточных славян в границах держав Ягеллонов, а затем — в Речи Посполитой. Однако следует учесть, что в польском обществе не существовало какой-либо самостоятельной традиции об этнических отношениях в Восточной Европе, и представления соответствующих авторов так или иначе должны были основываться на воззрениях почерпнутых из восточнославянской среды. К этому следует добавить, что представители польской элиты никак не были заинтересованы в том, чтобы подчеркивать единство восточных славян (и тем самым, хотя бы косвенно, признавать справедливость притязаний московских государей на древнерусское наследство). Тем самым есть определенные основания искать в приведенных высказываниях польских писателей отражение воззрений, характерных для самой восточнославянской среды. Во всяком случае, знакомство с этой традицией заставляет предостерегать против преувеличения глубины того взаимного отчуждения, которое возникало между русскими России и Речи Посполитой на почве прежде всего различий в характере общественного строя. Эти замечания имеют в виду прежде всего западную часть восточного славянства. Что касается восточной части — жителей Московии, то здесь сохранению представления о единстве русских содействовала и мощная историческая традиция (как письменная, так и народная, фольклорная) и политические факторы (борьба московских правителей за «собирание русских земель»). Но изучение памятников исторической традиции, создававшихся в Речи Посполитой эпохи Возрождения, позволяет выделить последнюю четверть XVI в. как время, когда осознание различий привело к переменам в характере этнического самосознания восточных славян на территории Речи Посполитой. По материалам: Флоря Б.Н. О некоторых особенностях развития этнического самосознания восточных славян в эпоху Средневековья.
    10 комментариев
    41 класс
    Ученые исследовали генетическую историю хунну В журнале «Archaeological and Anthropological Sciences» вышла статья сибирских ученых, которые исследовали митохондриальную ДНК представителей хунну – древних центральноазиатских кочевников и обнаружили большое сходство их женского генофонда с современным монголоязычным населением Центральной Азии. Кочевая империя хунну оставила заметный след в истории евразийских народов. О существовании этого союза степных племен стало известно из китайских летописей. Археологи изучают культуру хунну уже более ста лет, но материалы раскопок по-прежнему слабо соотносятся с письменными данными китайских хроник. Археология хунну все еще находится в стадии накопления и осмысления материалов. Археологические данные о хунну говорят о том, о чем молчат китайские летописи, – поясняет соавтор работы, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак, руководитель многолетних работ на памятнике Ноин-Ула в Северной Монголии. – После изучения курганов хуннской элиты мы выяснили, что влияние культуры Китая на кочевников было довольно значительным. Основная часть предметов, обнаруженных в могилах хуннской знати, производилась в Китае или китайскими мастерами и лишь изредка была западным импортом. К началу н.э. хунну удалось подчинить своему влиянию весь Западный край и практически отрезать китайцев от прямых торговых путей в западные страны. Поэтому можно предполагать, что у хунну были тесные культурные связи и с западными цивилизациями, а в общество хунну входили не только ханьцы и представители степных племен, но и выходцы из городских цивилизаций Запада. Ведь в погребениях хуннской знати, кроме китайских вещей, обнаружены шерстяные ткани, вышитые пологи, великолепные серебряные украшения и другие изделия, изготовленные далеко к западу от монгольских степей. Из древних китайских летописей известно, что держава хунну в период своего расцвета была связана с империей Хань договором «мира и родства», а их правители называли друг друга братьями. Это означало, что китайских принцесс выдавали замуж за шаньюев. Женами шаньюев стали четыре ханьские принцессы. На двух из них женился сам основатель империи хунну Модэ, а на двух других – его сын и внук. Хотя последний такой брак был заключен в 135 г. до н. э., в 33 г. до н. э. Юань-ди, одиннадцатый император династии Хань, пожаловал правителю хуннов пять красавиц из своего гарема. Одна из наложниц стала любимой женой шаньюя и родила ему сыновей. Эти факты позволяют допустить, что у элиты хунну могла быть и толика китайской крови. Впрочем, родственные связи с иноплеменниками могли быть характерны не только для элиты, но и для всего хуннского общества. Кочевников всегда было меньше, чем земледельцев, а постоянное участие хунну в военных действиях сокращало и без того немногочисленное население степи. Собственно, и сейчас территория Монголии – одна из самых малозаселенных территорий. Возможно, хунну должны были пополнять свои быстро редеющие семьи включением в состав родов и племен пленных и перебежчиков: китайцев, усуней, жителей Западного края (современного Синьцзяна), ухуаней… Известные российские антропологи В. П. Алексеев и И. И. Гофман приводят результаты исследований двух хуннских могильников Монголии: «Материал из одного могильника отличается резко выраженными монголоидными особенностями, а из второго – европеоидными». Основная часть археологических и исторических данных о хунну касаются не антропологии, а их материальной, духовной культуры и социального устройства. Но культурные процессы ничего не говорят нам о генетических изменениях и не всегда идут параллельно с ними. В этом заключается одна из основных сложностей интерпретации археологического материала. Французские ученые первыми опубликовали генетические данные о рядовых хунну, живших на территории Северной Монголии. Сибирские исследователи использовали их в своей работе как сравнительный материал. Руководитель межинститутского сектора молекулярной палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН и Института археологии и этнографии СО РАН Алексанлр Пилипенко рассказал, что для исследований использовались фрагменты костей из археологических памятников Забайкалья. – Мы обнаружили относительное единообразие генетического состава – преобладание типичных для восточной части евразийских степей генетических компонентов, – сообщил ученый. – Сравнение митохондриальной ДНК забайкальских и монгольских хунну показало, что при похожей общей структуре их генофонды отличаются. У забайкальских хунну, в отличие от монгольских, ученые не обнаружили компоненты западно-евразийского происхождения, а также выявили несколько восточно-евразийских вариантов митохондриальной ДНК, которых у монгольских не оказалось. Локальная вариабельность генофонда хунну, как пояснил Александр Пилипенко, имеет свое историческое объяснение. Ко времени, когда хунну появились в Забайкалье и Монголии (II в до н.э.), они уже представляли собой союз из многих племен – подчиненных, завоеванных и объединенных. Такая многокомпонентность объясняет генетические различия между отдельными группами хунну. Отдельный интерес представляет вывод о слабом влиянии оседлого населения Китая, с которым хунну активно взаимодействовали, на генетический состав этих кочевников. Возможно, будущее изучение генофонда хуннской знати покажет другие результаты. Один из инструментов современного палеогенетического исследования – сравнительный анализ полученных данных о древних племенах с материалами от современных людей. Ученые сравнили хунну с современным населением Центральной Азии и других регионов Евразии. Несмотря на «этнический калейдоскоп» в степях Евразии в гунно-сарматское время и последующие периоды, (за две тысячи лет!) структура женского генофонда населения Забайкальских степей изменилась слабо, сохранив многие генетические черты хунну. Это уникальное обстоятельство представляет большую ценность для всех специалистов, генетиков, археологов, историков и этнографов, изучающих хунну. Ведь на соседних территориях наблюдается совершенно противоположная генетическая картина: в Синьцзяне и, особенно, в Алтае-Саянском регионе, разные племена и народы стремительно сменяли друг друга на протяжении последних тысячелетий. Источник: Aleksandr S. Pilipenko, Stepan V. Cherdantsev, Rostislav O. Trapezov, Anton A. Zhuravlev, Vladimir N. Babenko, Dmitri V. Pozdnyakov, Prokopiy B. Konovalov, Natalia V. Polosmak. Mitochondrial DNA diversity in a Transbaikalian Xiongnu population // Archaeol. Anthropol. Sci. - 2017. - DOI: 10.1007/s12520-017-0481-x.
    17 комментариев
    62 класса
    Немного жестковато, но..... Антинорманизм глазами психолога Пресловутый варяжский вопрос не даёт покоя российской истории уже без малого три столетия. Неприятие предания из «Повести временных лет», где говорится о первой династии русских князей - Рюриковичах, как о варягах, пришедших из-за моря, получило название «антинорманизм». Помимо традиционного славянофильского отторжения идеи возможности призвания чужеземного князя в принципе, в последние годы антинорманизм распался на множество мелких течений, возникших под влиянием неоязычества и других псевдонаучных теорий. Данная работа посвящена объяснению явления антинорманизма с точки зрения психологии - как разных видов защитного механизма человеческой психики. Реверсия Не скандинавы подчинили славян, а славяне подчинили Скандинавию, присоединив её к своей бескрайней славяно-орийской империи. Две полуземлянки пражско-корчакского типа, обнаруженные в Исландии, это недвусмысленно подтверждают. Реактивное образование Скандинавы вообще и германцы в частности даже не индоевропейцы, ведь у них есть первое и второе передвижение согласных - скорее всего, это тюрки или иудеи. Славянам с такими неарийскими соседями даже за стол сесть было бы противно, не говоря уже о том, чтобы их звать на княжение! Настоящие индоевропейцы — только славяне. Проективная идентификация Шведские (немецкие, израильские, британские, американские учёные) хотят исказить правду о нашей истории, чтобы забыв своих предков, мы превратились в безропотную быдломассу. Принимая сторону норманнской теории, ты помогаешь еврейскому Госдепу США. Отрицание Славяне не призывали Рюрика! Скандинавов на Руси не было! Рюрика не было! И Руси никакой тоже не было! Русских, славян, германцев, скандинавов (угадайте?) не было!. А значит (внимание), не было и призвания варягов! Интелектуализация То, что варяги были выходцами с южной Балтики подтверждает наличие керамики фельдбергского и менкендорфского типов в Городке на Маяте. Смещение Как успешно доказал историк (это вам не это!) Аполлон Кузьмин, на территории Европы, Азии и Африки существовало около 50 Руссий. Так откуда мы знаем, что сообщения Повести временных лет относятся к нашей? На самом деле, всё это происходило в другом государстве, вероятно, в Рашке на территории Сербии или Австрийско-дунайской Руси. Идеализация Славяне - самая чистая РАса на земле. Они никогда не смешивались с неславянами и потому единственные(!) сохранили в первозданной чистоте свои гены и язык! В то время, как германцы захватывали города галло-римлян и занимались недостойной еврейской торговлей, позорно смешиваясь с неарийцами, славяне водили хороводы вокруг костров, пели песни (под балалайку), любовались радугой (под балалайку), дружили с деревьями (под гусли), разговаривали с травой, птицами и цветами и могли исцелять все болезни (под балалайку)! Регрессия Вы всерьёз верите в то, что варяги были скандинавами?!!11 Скажите, вы идиот? Или вы просто жалкий тролль? Сколько вам платят за 1 сообщение на форуме? Вас евреи наняли? Небось из Хайфы пишете? Честное слово, ваши доводы просто детский садик... Вытеснение Давай признаем, положа руку на сердце, что первым достоверным князем Руси был Святослав, что доказывает его славянское имя. Известия же о так называемых «варягах», скорее всего, просто выдумка Нестора-летописца. Что было до Святослава мы не знаем, да и зачем это знать? Обесценивание Викинги были тупыми деревенщинами, не способными не то, что завоевать кого-то, но и защитить свои собственные земли! Откуда на своих хуторах они могли научиться воевать? Как они могли быть князьями, если у них ещё не было государств? В итоге их перебили конунги-предатели, продавшиеся немцам и еврейской католической церкви! Идентификация Представьте, что мы с вами скандинавы - поплыли бы мы на Русь? Нет, не поплыли бы! Для чего нам плыть в этот медвежий угол, если под боком сытый и богатый Евросоюз — Германия, Польша, Голландия, Испания? Его мы и поплывем грабить, а на Русь пусть плывут западные славяне, нам не жалко! Сексуализация Скандинавы не случайно так похожи на славян. Во время пиратских набегов на Европу славяне тысячами насиловали скандинавских, немецких и фризских баб, продавая их в рабство византийцам для их грязных оргий и... и... Хм, напомните, про что мы сейчас говорили? Интросекция Мы, светлые русы, никогда не были под властью иноРОДца с чужими богами и никогда не будем! А «кто к нам с мячом придет, тот от мичя же и погибнет», как говорил наш князь Святослав хРАбрый, победитель жидо-хазар (он же король Яр-Тур и бРАвлин)! РАционализация Скандинавы были заинтересованы в славянах гораздо больше, чем славяне в скандинавах. Их сотрудничество со славянами вполне объяснимо, так как оно способствовало их обогащению (духовному, разумеется), ибо свою духовность они давно утратили. МоРАлизация Даже если русскими князьями были скандинавы, знать этого нам не нужно. Сейчас России, как никогда, нужны молодые патриоты, поэтому будет лучше, если в ближайшие лет 20 наши дети будут изучать антинорманистскую версию истории. К (другой) правде мы пока просто не готовы. Диссоциация Мы должны признать, что о тех временах не сохранилось никаких источников. Никто не помнит, как оно было на самом деле, поэтому эту тему не стоит и обсуждать. Смещение Русы были не скандинавами, а...кельтами (ободритами, венграми, балтами, хазарами, литовцами, пруссами, финно-уграми, дреговичами, чудью, древними греками и, кто там у нас ещё был...а, скифами!). Сублимация Мы написали 10 исторических романов о том, как братское западнославянское племя с острова Руян приходит на помощь восточным славянам и вместе с ними изгоняет за море варягов, разбивает иудо-хазарский каганат и громит еврейско-торгашескую Византию. Наша группа "РАсена" выпустила уже второй альбом песен на ободритском языке. А наш штатный плотник освоил древнеславянскую технику изготовления идолов Свентовита из карельской берёзы и мореного дуба! Стоимость одного идола 50 000 рублей, можно в рассрочку. Изоляция эффекта Мне абсолютно всё равно, кто были первыми русскими князьями. Я просто знаю, что это были славяне. Избегание Я не буду обсуждать варяжский вопрос с вами, потому что вы, норманисты, всё равно не слушаете собеседника, не признаёте Чудинова, Фоменко, Прозорова, а также Мавро Орбини и Велесову книгу. Так что вы просто неудачники, до свиданья, не пишите мне больше, я вам не отвечу. Теперь, столкнувшись с одной из этих точек зрения (или, как они сами это величают "научной позицией") вы сможете самостоятельно поставить диагноз!
    478 комментариев
    87 классов
    Само слово «Пасха» (евр. — «Песах») происходит от глагола «проходить» со значением «избавлять», «щадить». Пасха — это реальное историческое событие, произошедшее в Египте в XIII веке до Р. Х., когда, согласно Преданию, Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью жертвенного ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев. Дело в том, что несколько столетий перед этим событием еврейский народ находился в рабстве у египтян. На неоднократные просьбы израильтян отпустить их фараон отвечал неизменным отказом. В последние десятилетия рабства их положение значительно ухудшилось. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, повелели умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков. Вождь израильского народа — пророк Моисей — по повелению Божьему пытался вразумить упрямого фараона и добиться освобождения. С этим связаны так называемые «10 египетских казней», когда весь Египет (за исключением того места, где жили евреи) поочередно страдал от нашествия жаб, мошек, ядовитых мух, саранчи, моровой язвы и т. д. Это были явные знамения присутствия Бога среди евреев, однако фараон не сдавался и не отпускал бесплатную рабочую силу. Тогда в Египте произошла последняя, десятая казнь. Бог через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца (однолетнего ягненка или козленка мужского пола), запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Трапеза происходила вечером, есть необходимо было стоя и с великой поспешностью, потому что Бог обещал, что ночью евреи выйдут из Египта. Кровью агнца следовало помазать косяк двери своего жилища. Это был знак для ангела, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, но прошел мимо тех домов, двери которых были помазаны кровью агнца. Путь из ада: история празднования Пасхи
    319 комментариев
    182 класса
    3 комментария
    38 классов
    Как указывает повар Эрик Ле Прово, французы начали есть лягушек во время столетней войны с Англией (1337-1453 гг.), чтобы не умереть от голода. Впоследствии, англичане, проигравшие в этой войне, придумали называть французов «лягушатниками». Существует ещё одна версия, объясняющая, почему это блюдо попало на французский стол. Начиная со Средних веков монахи заменяли улитками и лягушками мясо на время постов. На их употребление в пищу не существовало запрета, а по своей питательной ценности они не уступали мясным продуктам. Впервые эти земноводные стали считаться деликатесом и оказались в рационе знатных французов в XVI в., а в кулинарных книгах появились с XVII века. В 1651 году Ля Варенн (Le Cuisinier français) предлагал подавать жареные лягушачьи лапки на косточке в виде панированных леденцов на палочке. Этим советом пользуются и современные шефы. Двадцать лет спустя анонимный, но очень популярный автор L.S.R. дает рецепт «лягушек в виде курицы» с жареной петрушкой и ломтиками лимона.
    25 комментариев
    70 классов
    Во многих научных, научно-популярных, а то и откровенно фолк-хисторических публикациях о битве при Молодях 1572 года обязательно упоминаются турецкие янычары, которых, якобы султан Селим II Пьяница послал на подмогу крымскому хану Девлет-Гирею I. Причем численность этих самых янычар колеблется от 7 до 20 тысяч человек. Не стал исключением и недавно попавший в руки министра-администратора учебник "Военная история России", выпущенный под эгидой и при поддержке одной организации, чье название сводится в аббревиатуру из четырех букв. Там также упоминается, что для похода на Москву Девлет-Гирей получил в свое распоряжение 7000 янычар. Однако, при внимательном знакомстве с источниками и рядом фактов истории о тьмочисленных полках янычар при Молодях превращаются если не в тыкву, то в нечто близкое. Итак, как говорил один ныне преставившийся деятель сатиры и юмора, наберите воздуха в грудь. Во-первых, численность корпуса янычар по состоянию на 1571 год колебалась от 7 до 13 тысяч воинов. Послать на войну с русскими больше янычар, чем у него было султан не мог, к тому же в условиях войны на несколько фронтов. Напомним, что по состоянию на 1571 год турки-османы вели ожесточенную войну со Священной Лигой, в состав которой входили, в частности, Испания и Венеция, одновременно турки и венецианцы воевали за Кипр. В таких условиях разбрасываться элитным корпусом своей армии турки не могли. Тем более посылать элиту турецкой армии к черту на рога. В целом численность янычар по годам в XVI веке колебалась следующим образом: 1512 - 8164 1514 - 10065 1521 - 8349 1523 - 7164 1523/1524 - 8641 1524/1525 - 9390 1527/1528 - 7886 1530 - 8407 1547- 12131 1567/1568 - 12798 1569 - 11535 1574 - 13599 Во-вторых, и это главное - не знают о янычарах при Молодях русские источники, датированные временем битвы или временем 10-20 лет спустя. Как пишет историк Виталий Пенской, в сеунче, отправленном по горячим следам Воротынским сотоварищи, и в обстоятельной воеводской реляции – «отписке» с поля боя о янычарах речи нет. Нет янычар и в составленной вскоре после памятного сражения "Повести". Татары есть, ногаи есть, воеводы и прочие князья кашинские и всякие иные – есть, янычар – нет. Молчит о янычарах и Государев разряд 1598 г., и разряд редакции 1584/1585 гг. Составленная в начале XVII в. частная разрядная книга 1559-1605 гг. также не включает в себя запись о «турских янычанех», и частная же разрядная книга 1550-1636 гг. снова о них умалчивает (и опять она составлена, по мнению В.И. Буганова, в начале XVII в.). И в самой известной, самой обширной и подробной частной (опять частной!) разрядной книге 1475-1605 г. о них ничего не говорится. Молчат о янычарах краткий Соловецкий летописец и его расширенный вариант, составленные в конце XVI – начале XVII вв. Единственным источником, в котором упоминаются янычары в битве при Молодях является "Московский летописец", в котором есть такая запись: «А по смете и по языком с царем и с царевичи и с нашею турских и крымъских, и нагайских, и черкаских людей 150 000 и болыни; да вогненново бою было 20 000 янычаней». Составлен он был между 1635 и 1645 гг., сиречь в отрезок времени, когда после взятия донскими казаками крепости Азов имело место быть ухудшение отношений между Москвой и Стамбулом. Справедливости ради, янычары при Молодях могли быть в составе крымской армии — они могли быть там в качестве инструкторов и военных специалистов, тем более, что Девлет-Гирей располагал собственной пехотой, обученной, вооруженной и организованной на янычарский манер. Но цифру в 7000 и того более тысяч янычар следует признать малодостоверной и не находящей подтверждения в источниках, по времени совпадающих с Молодинской битвой или отстающих от нее на 5-10 лет. Александр Кадира
    2 комментария
    22 класса
    Часто считается, что средневековые мужчины и женщины не слишком заботились о личной гигиене или чистоте. Один историк девятнадцатого века, пишущий о повседневной жизни в средние века, прокомментировал, что в течение тысячи лет не было бань. Тем не менее, более пристальный взгляд показывает, что ванны и купание на самом деле были довольно распространены в средние века, но иначе, чем можно было бы ожидать. Есть истории о том, как люди не купались в средние века - например, Святой Финтан из Клонена, как говорили, принимал ванну только раз в год, непосредственно перед Пасхой, в течение двадцати четырех лет. Между тем, раннесредневековые английские писатели считали, что викинги слишком заботились о чистоте, так как они принимали ванну раз в неделю. С другой стороны, мы также можем увидеть много литературных ссылок и произведений искусства, изображающих людей С другой стороны, мы также можем увидеть много литературных ссылок и произведений искусства, изображающих людей, принимающих ванну, и отмечающих, что это было частью повседневной деятельности. Личная гигиена действительно существовала в средние века - люди хорошо знали, что чистка лица и рук была хорошей идеей - руководства по здоровью того периода отмечают, что важно избавиться от грязи и грязи. Они также объяснили, что важно поддерживать чистоту всего тела. Например, итальянский врач четырнадцатого века Майно Де Майнери заявил в своей работе Regimen sanitatis, что «Ванна очищает внешние части тела от грязи, оставленной от упражнений на внешней стороне тела». Он также добавляет вторую причину для купания: "если какие-либо из отходов третьего пищеварения остаются под кожей, которые не были решены с помощью упражнений и массажа, они будут устранены с помощью ванны". Была сильная связь между купанием и едой, которая могла повлиять на общее состояние здоровья (эти идеи не совсем покинули нас - многие люди могут вспомнить, как их мать говорила им не ходить плавать в течение часа после еды). Ванны могут облегчить пищеварение и остановить диарею, но неправильное прием может привести к слабости сердца, тошноте или обмороку. Средневековые писатели рассматривали купание как серьезное и тщательное занятие. Один медицинский трактат, Secreta Secretorum, имеет целый раздел о ваннах. В нем отмечается, что весна и зима - хорошее время для купания, но этого следует избегать как можно больше летом. Он также предупреждает, что чрезмерно длительные ванны приводят к жирности и слабости. Между тем, Майно Де Майнери предлагает более 57 рецептов для купания для использования в определенных условиях, таких как старость, беременность и путешествия, а его правила купания длятся 1500 слов. Некоторые известные места для купания имели свои собственные правила. В 1336 году Пьетро де Туссиньяно сформулировал двенадцать правил для тех, кто приезжает в итальянский город в Бурми, который находится недалеко от Швейцарии, чтобы получить лечебный эффект от его ванны. Они включают в себя то, что человек не должен заранее иметь слишком много полового акта (и не воздерживаться от него), и что он также должен войти в ванну с пустым желудком (если у них должна быть еда, это могут быть только две ложки изюма с небольшим количеством вина). Вы могли бы налить воду на голову, только если бы вы были чисто выбриты, в противном случае ваши волосы могут препятствовать воздействию воды. Человек должен принимать ванны в течение пятнадцати дней, тратя до часа в день на мытье, но если все пойдет хорошо, купатель выиграет в течение более шести месяцев с улучшением здоровья. Если бы люди могли позволить себе иметь отдельную ванну - и не многие могли бы - они использовали деревянную ванну, которая также могла бы иметь ткань, похожую на палатку. Обслуживающий персонал приносил кувшины и кастрюли с горячей водой, чтобы наполнить ванну. В Книге воспитания Джона Рассела, написанной во второй половине пятнадцатого века, он советует слугам, что если их лорд хочет принять ванну, они должны: Повесьте простыни, вокруг крыши, каждый из которых полон цветов и сладких зеленых трав, и есть пять или шесть губок, на которые можно сидеть или опираться, и посмотрите, что у вас есть одна большая губка, на которой можно сидеть, и простыня, чтобы он мог купаться там некоторое время, и иметь губку также под ногами, если есть что-то свободное, и всегда будьте осторожны, чтобы дверь была закрыта. Насыпьте таз, полный горячих свежих трав, и вымойте его тело мягкой губкой, промойте его светлой теплой розовой водой и бросьте ее на него. Он добавляет, что если у лорда есть боли или боли, хорошо сварить различные травы, такие как ромашка, пиво, мальва и коричневый фенхель, и добавить их в ванну. Записи из средневековой Англии показывают, что ее короли часто наслаждались этими банями. Когда король Иоанн путешествовал по своему королевству, он взял с собой ванну и имел личного помощника по имени Уильям, который справлялся с этим.
    2 комментария
    10 классов
    Альбрехт Дюрер. "Повар и его жена". 1496-1497 гг. Эта гравюра на меди изображает семейную пару — повара и его жену. Судя по одежде, это представители среднего класса — бюргеры. На женщине длинное платье, поверх которого накинут плащ. На поясе висят ключи — символ власти. Мужчина одет в куртку, которая едва сходится на животе, а на поясе и в руках у него профессиональные инструменты — ножи, сковородка и длинная ложка. Многие искусствоведы считают, что в образе повара Дюрер изобразил своего друга Виллибальда Пиркгеймера, которого мы уже видели на предыдущей гравюре. Можно было бы подумать, что это просто пара из Нюрнберга, однако Дюрер, как обычно, намекает нам, что за простым изображением стоит нечто большее. И подсказкой здесь становится птица, сидящая на плече у повара. Исследова­тели считают, что перед нами иллюстрация к сюжету из «Книги рыцаря де Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям», популярного сборника поучительных историй, который молодой Дюрер помогал иллюстрировать. Герой этого анекдота был известен своей страстью к пирам и обжорством. Однажды вместе с друзьями он решил как следует откормить угря, а потом съесть. Но его жена, воспользовавшись отсутствием мужа, убила угря и съела вместе со своим любовником, а мужу сказала, что во всем виновата выдра. И все было бы хорошо, но у изменницы была ручная сорока, которая полетела к повару и все ему рассказала. Чтобы отомстить птице, хозяйка выщипала все перья с ее головы. С тех пор, встречая лысых, птица всегда спрашивала у них: «Ты тоже рассказал про угря?» Так одна маленькая работа позволяет понять, что казалось смешным людям того времени.
    12 комментариев
    122 класса
    Точно, так оно и есть)))))
    2 комментария
    79 классов
Часто считается, что средневековые мужчины и женщины не слишком заботились о личной гигиене или чистоте. Один историк девятнадцатого века, пишущий о повседневной жизни в средние века, прокомментировал, что в течение тысячи лет не было бань. Тем не менее, более пристальный взгляд показывает, что ванны и купание на самом деле были довольно распространены в средние века, но иначе, чем можно было бы ожидать.
Есть истории о том, как люди не купались в средние века - например, Святой Финтан из Клонена, как говорили, принимал ванну только раз в год, непосредственно перед Пасхой, в течение двадцати четырех лет. Между тем, раннесредневековые английские писатели считали, что викинги слишком заботилис
Во многих научных, научно-популярных, а то и откровенно фолк-хисторических публикациях о битве при Молодях 1572 года обязательно упоминаются турецкие янычары, которых, якобы султан Селим II Пьяница послал на подмогу крымскому хану Девлет-Гирею I. Причем численность этих самых янычар колеблется от 7 до 20 тысяч человек. Не стал исключением и недавно попавший в руки министра-администратора учебник "Военная история России", выпущенный под эгидой и при поддержке одной организации, чье название сводится в аббревиатуру из четырех букв. Там также упоминается, что для похода на Москву Девлет-Гирей получил в свое распоряжение 7000 янычар.
Однако, при внимательном знакомстве с источниками и рядом фак
В.В. Пенской
О численности войска Дмитрия Ивановича на Куликовом поле
Куликовская битва 1380 г. традиционно считается одной из крупнейших битв позднего Средневековья и по значению, и по размаху. Не касаясь первого, остановимся подробнее на втором ее аспекте – размахе, попытавшись дать оценку численности войска, выставленного Дмитрием Ивановичем и его вассалами на Куликовом поле.
Естественно, что в условиях, когда не сохранилось ни точных указаний относительно мобилизационного потенциала северо-восточных русских княжеств, ни войсковых реестров, подобных, к примеру, литовскому «попису» 1528 г., ни тем более росписи русских «полков», вставших сентябрьским утром 1380 г. на Куликовом поле проти
Как указывает повар Эрик Ле Прово, французы начали есть лягушек во время столетней войны с Англией (1337-1453 гг.), чтобы не умереть от голода. Впоследствии, англичане, проигравшие в этой войне, придумали называть французов «лягушатниками».
Существует ещё одна версия, объясняющая, почему это блюдо попало на французский стол. Начиная со Средних веков монахи заменяли улитками и лягушками мясо на время постов. На их употребление в пищу не существовало запрета, а по своей питательной ценности они не уступали мясным продуктам.
Впервые эти земноводные стали считаться деликатесом и оказались в рационе знатных французов в XVI в., а в кулинарных книгах появились с XVII века. В 1651 году Ля Варенн (
Древняя ДНК показала: виновником эпидемии проказы в Средневековье был милый зверек
Инфекции, передающиеся человеку от животных, имеют давнюю историю.
Сейчас рыжих белок (Sciurus vulgaris) в Великобритании немного, гораздо больше серых, но в Средние века было по-другому. В то время люди и белки довольно часто соприкасались друг с другом — белок ценили за мех, а иногда держали в качестве домашних животных. Недавний генетический анализ старинных останков человека и белок показал, что эти животные передают бактерии, вызывающие проказу, сообщает iflScience.
«Благодаря нашему генетическому анализу мы смогли идентифицировать рыжих белок как первого древнего животного-носителя проказы», — сказала
Платье женщины из Борум-Эшуя, Ютландия, Дания, которая жила в бронзовом веке (1700 - 1100 до н.э.) Ей было от 50 до 60 лет, когда она умерла. Останки скелета указывают на то, что она была относительно низкой и коренастой, а следы мышц на костях показывают, что она делала тяжелую физическую работу.
Ее одежда хорошо сохранилась и состоит из различных изделий из шерсти: прямоугольный кусок ткани из нескольких сшитых вместе частей, блузка, сетка, шапочка и два пояса. Ее богатство находит отражение в многочисленных бронзовых украшениях, включая пластину для пояса, две декоративные бронзовые пластины или «тутутули», кольцо на шею, кольца для рук, спиральные кольца и булавку для одежды. В могиле т
В крупнейшем центре викингов Бирка Был найден этот уникальный археологический артефакт, который был идентифицирован как часть якорной веревки эпохи викингов.
Эта верёвка была найдена под тем, что казалось якорным камнем, что позволяет предположить, что она все еще в состоянии перевязывать скальную породу.
Это открытие имеет значение, так как оно позволяет взглянуть на морскую деятельность викингов, известных своими навыками мореплавания и обширными торговыми сетями.
Показать ещё