Немец о русских банях Адам Олеарий — немецкий путешественник, географ, ориенталист и историк, будучи в России оставил очень интересные заметки. Одна из них посвящена русским баням. " Русские крепко держатся обычая мыться в бане, и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи. Поэтому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых всегда почти найдешь множество моющихся. Когда я был в Астрахани, то посетил там потихоньку баню, с намерением взглянуть, как моются там Русские. Бани самые разделения были на две половины дощатыми перегородками, для того, чтобы мужчины и женщины могли мыться отдельно. Но те и другие входили и выходили в одну общую дверь, при чем ходили совершенно нагие, ни чем не прикрываясь, и только некоторые держали перед собою березовый веник, у остальных же и того не было. Иногда женщины без всякого стыда входили в мужское отделение и разговаривали там с своими мужьями. Русские могут выносить чрезвычайно жар, и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я ни как не мог выносить; за тем, когда от такого жару они сделаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодною водою; зимою же, выскочив из бани, они валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани их обыкновенно устраиваются при реках, или ручьях, то моющиеся в них из жару прямо бросаются вхолодную воду. Случилось однажды, что один Немец забрался в купальню к женщинам, и оказалось, что они не были так стыдливы, как Диана, которая, разгневавшись за подобную выходку, на одного смельчака, дерзнувшего вмешаться в толпу ее спутниц в то время, когда она купалась, тотчас же, узнавши об этом, обрызгала виновного водою и обратила его оленя. В Астрахани также случилось однажды, что 4 молодые женщины, вышедши из бани, бросились прохладиться в Волгу, которая около этого места протекала рукавом своим, и доставляла весьма приятное и прохладное купанье, в то же время пришел туда купаться и один из наш их солдат, также бросился вводу, а купающиеся его соседки начали из шутки брызгаться водою. Одна из сказанных женщин, заплыла незаметно на более глубокое место, запуталась там в тонкой тине и начала тонуть; тогда, остальные ее товарки, видя опасность, подняли крик, бросились к солдату, который плавал около, и умоляли его о помощи. Солдат не заставил просить себя долго, поспешил к утопающей, схватил ее поперек тела, затем велел ей схватиться за него, и таким образом выплыл с нею на мелкое место и спас утопавшую. После этого женщины эти благодарили, хвалили Немца и говорили, что он был послан к ним в воду будто ангел спаситель. Описанный выше способ мыться в банях мы видели не только в России, но и в Ливонии и Ижории, где простой народ, особенно же Чудь, в самый жестокий мороз, выбегают голые на улицу, трут себя снегом, и потом снова входят в жаркую баню, и такой резкий переход от жара к холоду ни сколько не вредит им, так как они привыкли к этому еще с детства. Поэтому-то Чудь, Латыши, также как и Русские, крепкий, сильный, выносимый народ, способный легко переносит и стужу и жар"
    262 комментария
    79 классов
    Бредовая мифология После распада СССР и образования новых независимых государств возникли грандиозные возможности для активизации деятельности поп-историков и создания новых мифов, а интернет дает шанс закрепить и распространить «креативные откровения» отдельных авторов. Все сразу захотели стать великими народами от которых скрывали их настоящее прошлое. На неподготовленную аудиторию подобные опусы воздействуют как электорошокер на кролика, озаряет сразу, и все становится ясно. Попробуем разобрать некоторые фантазии, которые очень популярны в среде интернет пользователей и начнём как всегда с России. Россия: арии, этруски и «кухонная лингвистика» То, что Россия, это пуп Земли, мы знаем, но то что она, с легкой руки, а точнее слова М.Н.Задорнова стала осью вращения Вселенной, оказалось полным откровением. Свет духовности из Аркаима пролился на весь мир, именно оттуда арии принесли цивилизацию всем народам. Он пишет: «Более того, у наших предков, живших в Аркаиме, не было жертвоприношений не только людей, но и животных. Не было рабовладельчества! Загадочный, трудолюбивый, а не торгующий пранарод, давший жизнь всем современным северным европейским народам, а также индийским религиям, древнеиранской философии...» Вот откуда пошла цивилизация!!!!! Кстати, местные ребята неплохо зарабатывают на раскопках Аркаима, поток туристов, готовых прикоснутся к «святыням» растет и вполне возможно составит конкуренцию Тибету. Но больше всего удивляет профессор В.А.Чудинов. Оказывается, о Руси и Москве знали еще этруски, жившие в первом тысячелетии до н.э. Вот так, Рима ещё не было, а Москва была. Его «исследования» основные на «кухонной лингвистики», не имеющей к науки никакого отношения просто поражают. Анализируя надписи на этруском зеркале, он делает такие выводы: «Последняя информация может быть получена при чтении слов на дубинке Геракла. На верхней поверхности читается слово АКРАДЕ, на строке середины – слова СТЯК РУСИ ОН. Это можно понять по-русски, как ВОРУЕТ СТЯГ РУСИ ОН, то есть, иными словами, Крит себе присвоил государственную символику Руси, а именно, ее государственный флаг.» Вот так!!!!! А дальше делается вывод, за что точно можно давать Нобелевку: «Я привел только четыре примера, где фигурирует слово Москва. На самом деле у этрусков таких примеров гораздо больше. И в несколько раз больше примеров со словом Русь.» Без комментариев. Украина: истинная Русь и страна Моксель. Об украх, копающих Черное море писать не буду. Если честно, то не знаю откуда взялся этот фейк. Остановлюсь лучше на труде В. Белинского «Страна Моксель или открытие Великороссии». Красной нитью всего повествования проходит мысль о том, что великороссы-московиты не имели никакого отношения к украинцам и даже более того, были им враждебны, так как этнически происходили от татар и фино-угров, а украинцы — это славяне. В качестве доказательства Белинский приводит цитату В.Рубрука, посланника короля Людовика IX, посетившего ставку Батыя в 1253-1255 гг. и на основнии ее делает выводы: ««Эта страна за Танаидом (Доном. — В.Б.) очень красива и имеет реки и леса. К северу (от ставки Сартака, где пребывал Вильгельм де Рубрук в августе месяце 1253 года, ориентировочно северо-восток Воронежской области. — В.Б.) находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь (князь из династии Рюриковичей. — В.Б.) и большая часть людей были убиты в Германии (поход Батыя в Европу в 1240-42 годах. — В.Б.)… В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них (Восточнее. — В.Б.) живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис (мордва. — В.Б.) и они — Саррацины (мусульмане. — В.Б.). За ними (Восточнее. — В.Б.) находится Этилия (Волга. — В.Б.)».[10] Читатель уже понял, как в 1253 году называли будущий народ Московии. Именно так — Моксель!» Чуть выше у Рубрука есть цитата, которая описывает местоположение Руси. «К северу от этой области лежит Руссия, имеющая повсюду леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаида. Эта страна вся опустошена Татарами и поныне ежедневно опустошается ими.» Сопоставляя два высказывания из источника, спросим у г-н Белинского: «Дорогой, Вы случайно в берегах Дона на заблудились? На каком берегу Дона находится Москва и к какой земле, согласно Рубрука, относится она?» И такими неточностями пестрит вся книга украинского писателя. Посмотрим на еще одни перлы «исследователя»: «'Великорусский народ никогда не имел родственных корней с украинским. Он образован на базе финских племен, с последующим смешением с булгарским и татарским этносами. И образовался значительно позже' (Часть 1, глава 5). 'Московия, будучи чистым порождением финно-татарского этноса и монголо-татарской государственности' (Часть 4, глава 5). 'Московия в целом даже в XVI веке была страной не славянского народа, а более жестокого и коварного, имеющего совсем иную психологию и другие исторические корни' (Часть 4, глава 5).». Никто и не делает секрета из того, что в этногенезе русского народа принимали участие финно-угры, но отрицать значительную роль славянских племен в этом процессе, это значит игнорировать данные историографии, источников, лингвистики, археологии, которые подтверждают наличие славян на территории Северо-Восточной Руси. А на все доводы с использованием летописей, археологии и прочего, сторонники Белинского отвечают тем, что все было переписано и сфальсифицировано. Вот так, дорогие россияне, мы с вами прошли путь от великих ариев до страны Моксель. Белоруссия — это Великое Княжество Литовское. Оказывается, не Литва, а современная Белоруссия была Великим Княжеством Литовским. На все недоуменные вопросы литовцев, а кто мы, следует ответ литвинов: «Вы Летуа, то есть жмудь и акушайты» Спор как правило ведут литовские и белорусские историки, причем позиции литовцев в этих прениях все-таки более убедительна. Самое смешное, когда идут дебаты вокруг Грюнвальда. Поляки, ссылаясь на Длугоша победу приписывают себе и особенно упирают на момент где «литва бежала». Литовцы возражают, говоря, что основную тяжесть сражения вынес Витовт. Но тут вступают литвины и говорят, что белорусский князь Витовт не бежал, а совершил заранее продуманный маневр, под названием ложное отступление, чему он научился у татар на Ворксле и вообще то, войском руководил он, а не Ягайло, так что все лавры победителя забираем себе мы-литвины. После таких заявлений, литовцы с поляками пребывают в легком трансе, пока их оттуда не выводит зычный голос русского: «Па-а-а-азвольте, а как же смоленские полки, о которых писал Длугош и которые решили исход боя». И здесь наступает тот редкий момент, которого не знала вся история взаимоотношений России и Польши, когда русский с поляком объединяются ради исторической правды и совместными усилиями пытаются опрокинуть редуты и литовцев, и белорусов. Справедливости ради, стоит сказать, что вышеперечисленные мифы не находят понимания в академических кругах России, Белоруссии и Украины. В большинстве случаев, историки их просто игнорируют, так как опровергать бред, поверьте, очень тяжело. М.Фомичев.
    610 комментариев
    91 класс
    Древний суп из Китая. При строительстве нового аэропорта в 2010 году возле старой столицы Китая Сянь в провинции Шэньси в древней гробницы была обнаружена кастрюля супа возрастом 2400 лет. Трёхногий бронзовый посуда была настолько хорошо запечатан, что суп, в котором было несколько костей, был еще жидким, но позеленел из-за окисления бронзы.
    5 комментариев
    24 класса
    Молодая женщина в кокошнике сборнике и девушки в повязках на празднике в селе Нёнокса (Русский Север). 1888 г. Фотография В.В. Суслова.
    20 комментариев
    127 классов
    Сегодня хочется показать вот такой вот замечательный горшок, происходящий из раскопанного в 1973 году подпола наземной постройки во Владимире. Автор работ интерпретировала объект как землянку, но скорее всего, это был именно подпол наземной постройки. Ранее горшок никогда не публиковался. Источник: Мошенина Н.Н. Отчет об археологических раскопках, проводившихся на могильнике "Сунгирь" и в г. Владимир в 1972-1973 гг. // Архив ИА РАН. Р-1. №5193.
    4 комментария
    11 классов
    Когда его мать узнала об этой свадьбе, с ней случился удар. Как так, внук Николая I посмел жениться на этой особе без согласия родителей и императора?! В бешенстве Александр III запретил ему приезжать в Россию и лишил всякого содержания. «Этот брак, заключённый наперекор законам нашей страны, требующим моего предварительного согласия, будет рассматриваться в России как недействительный и не имеющий места», — написал он дяде невесты. Но великого князя Михаила Михайловича Романова это не остановило. В 1908 году в Лондоне он опубликует роман «Не унывай», посвящённый жене. В нём он поднимет проблему заключения браков высокопоставленных лиц в России. Действующий порядок практически исключает брак по любви. Только холодный расчёт. Как в песне: «Но, что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король!». В России этот роман был запрещён, но в Англии его читали с удовольствием. Брак признал только Николай II спустя 10 лет. Но вернуться на родину Михаил Михайлович так и не смог. Зато счастливо прожил свою жизнь с Софией Николаевной Меренберг — графиней де Торби, получившей титул от герцога Нассауского. Она стала его морганатической женой, то есть не имеющей права на титул супруга. Однако семья Софии была не менее известна в России, чем семья её мужа. И дело не в знатности, а в девичьей фамилии её матери. София Николаевна Меренберг — дочь Натальи Александровны Пушкиной. Как всё-таки удивительна жизнь! Внучка великого поэта связала свою жизнь с внуком Николая I...
    22 комментария
    257 классов
    Рис. 1, 1б - Фига, также известная как «manus fica», была римским апотропаическим жестом. Этот жест имитирует проникновение мужского органа в женский так, что два органа, которые порождают жизнь, могут быть хорошим противоядием от любого сглаза. Бронзовый амулет из Помпеи - 1я сек. доц. - Секретный кабинет Национального археологического музея Неаполя. Рис. 2 - Картина Николь ò Пьетро Герини, насмешка над Христом в милосердии среди страстных символов - 1405-06. Национальный музей средневекового и современного искусства, Ареццо, Тоскана
    2 комментария
    41 класс
    Лебедянский «носоед» Не подьячий, а какой-то монстр, не челобитная, а триллер. В 1653 году жители города Лебедянь жалуются царю на «художества» своего подьячего Ивана Фролова. Год назад, в 1652 году, сын местного помещика Иван Фролов был назначен подьячим в съезжую избу к воеводе Артемию Заболоцкому. Как говорится, открылось окно возможностей и пока оно не закрылось, Иван Фролов решил воспользоваться по полной, то есть, поправить свое материальное положение за счет жителей города. Дело привычное и обыденное. Первым делом он вошел в доверии к воеводе: «для своей бездельной корысти стаковся с воеводы, ест и пьет заодно». По поручению Заболоцкого, Иван должен был собрать с торговых людей недоимки за три года. Собрал 80 рублей, а в Москву отправил 57, а остальными деньгами «завладел». Жителей города обложил пошлинами и откупами в три раза большими, чем положено по царскому указу. На Рождество собрал таких подарков, что и воеводам не снилось. Кто ничего не мог дать, у того забирал жен и дочерей и «бесчестил всяким позорным бесчестьем». Поимел ушлый подьячий и с «гособорнзаказа». По указу Алексея Михайловича надо было изготовить дощаники, небольшие плоскодонные суда. Делать их должны были жители города. Царская казна отпустила средства: прислала смолы, скобы и гроздья. Часть денег надо было взять с таможенных и кабацких пошлин. Фролов делать суда жителям города не дал, отдав заказ «налево» и наняв плотников со стороны, да еще обложил лебедянцев дополнительными поборами. Разрешил сделать только отделку судов, и то, вместо 150 рублей, заплатил работникам 50. К своим темным делишкам привлек наш подьячий и родственников: трех братьев и отца. Знаменитая фраза: «Ну как не порадеть родному человечку», была актуальна и в XVII веке. Причем семейный клан действовал без всякого царского указа, грамоту имел только Иван Фролов. У семейки Фроловых окончательно слетела крыша. Напившись, они, «побивают людишек в кровь», пристают к женам и дочерям жителей города, «поругают и посмехаются». Летом, «ловя ястребцов», топчут хлеб и никакой «обороны и управы» на клан Фроловых жители города найти не могут, так как воевода с ними заодно. Чашу терпения лебедянцев переполнил случай с сыном боярским Агапом Петровым. У него Иван Фролов откусил нос «зубами своими». Агап, от «зубного съедения» долгое время лежал при смерти и получил увечье. Интересно то, что откусывание различных частей тела, было у Фроловых делом наследственным. Отец Ивана, Никифор, отъел у жены стрельца «у руки персты прочь». Окно возможностей закрылось. «Носоеда» отстранили от должности, правда, с очень корректной формулировкой, рукоприкладство. М.Фомичев.
    3 комментария
    24 класса
    Дмитрий Донской - итоги Дмитрий Донской скончался вскоре после составления своего завещания, примерно в половине девятого вечера (по современному часосчислению) 19 мая 1389 года. Умер он сравнительно молодым: ко дню смерти ему не исполнилось и 39 лет. Но правление его продолжалось более 29 лет. Большую часть этого времени Дмитрий провел в войнах. Они заняли 16 лет, не считая тех лет, которые ушли на подготовку к ним. Лично Дмитрий участвовал в семи походах и сражениях. Куликовская битва – как правило, единственное указываемое в различных справочниках и энциклопедиях военное деяние Дмитрия Донского – на самом деле стоит в ряду многих операций, проведенных московским великим князем. Но, несомненно, что эта битва – самое блестящее по замыслу и исполнению достижение русского полководца XIV века. К сожалению, ослепительный блеск победы на Куликовском поле даже историкам затмевает смысл и значение всей деятельности Дмитрия Донского. В лучшем случае итоги ее сводятся к антитезе: победа 1380 г. – поражение 1382 года. Между тем многочисленные и крупные войны, которые вел Дмитрий, заставляют по иному характеризовать место этого князя в истории. Войны ставили в напряженнейшие условия существования как само великое княжество Московское, так и другие русские земли. В таких условиях, особенно когда речь шла об освободительной борьбе с господствовавшей над Русью Ордой, необходимо было укрепление личной власти. На протяжении многих лет Дмитрий добивался упрочения своей власти. Пути Достижения этой цели были различны: и упразднение высшей боярской должности тысяцкого, и подчинение и использование в политических целях церкви, и конфискация в свою пользу земель у ближайших родственников. Укрепление единовластия, ведение победоносных войн было невозможно без сильной и многочисленной армии. Очевидно уже в конце 60-х годов XIV в. Дмитрий провел реорганизацию военной службы. Возросшее военное значение «двора» великого князя, состоявшего из бояр и слуг вольных, указывает на изменение положения этой общественной прослойки. Увеличение требований к служилым людям, ужесточение санкций за переход бояр к другим сюзеренам (отъезд в 1375 г. в Тверь И.В. Вельяминова позднее стоил ему головы) прослеживаются в договорных грамотах Дмитрия с другими князьями. Условия дня выполнения своих требований великий князь создавал традиционным путем передачи городов и волостей в кормления. Летописный свод 1423 г. отмечал, что боярами Дмитрий держал "градъ...и волости великия". Другой, не столь традиционный путь заключался в распространении вотчинной системы. Вотчинное землевладение служивших московскому великому князю бояр и слуг внедрялось прежде всего в присоединенных к Московскому княжеству землях. Таким образом создавалась социальная база, опираясь на которую могла развиваться и крепнуть московская великокняжеская власть. Это был повседневный, не бросающийся в глаза процесс, который полностью проявил себя лишь столетие спустя, когда правнук Дмитрия Донского Иван III сумел подчинить своей власти остальные русские княжества и земли и сбросить иго Орды. Русское государство стало независимым и суверенным. Таков был диалектический ход процесса, у истоков которого стоял Дмитрий Донской, заложивший основы превращения правителя средневекового княжества в монарха всея Руси. По материалам: Кучкин В.А. Дмитрий Донской. Иллюстрация: Васнецов А.М. Московский Кремль при Дмитрии Донском (фрагмент).
    13 комментариев
    61 класс
    Сынов боярских век не долог - потери дворянских семей в войнах XVII века. Несколько примеров Потери, которые несли семьи служилого сословия России 16 - 17 веков наглядно показывает история семьи детей боярских Пестовых. Василий Прокофьев сын Пестов - убит на службе в немецком походе "в Свийской земле", т.е. Швеции. Его правнук Дмитрий Федоров сын Пестов — служил в детях боярских по Кашире , убит нагайскими татарами в военном походе под Рязанью. Его праправнук Федор Фролов сын Пестов — при царе Михаиле Федоровиче служил воеводой в г. Лебедянь , где при нападении на уезд гетмана Сагайдачного "замучен смертию мучительной". Его четырежды правнук Леонтий Федоров сын Пестов - под Смоленском был ранен , за рану и пролитую кровь поставлен на воеводскую должность в Крапивну ( в 1655 году ) в военном походе на Украину убит под Конотопом в 1659 году. Еще один пример - дворянин Тимофей Соковнин - убит под Рыльском в 1560 году , а его родной племянник Данила Семенов сын Соковнин взят в полон крымскими татарами "на бою". В свою очередь родные племянники самого Данилы Семеновича — Василий Матвеев сын Соковнин - взят в плен крымскими татарами, а Григорий Семенов сын Соковнин - взят в полон на бою литовцами. Вот что пишет в своей челобитной мценский сын боярский Наум Перфильев сын Маренок ( Марьенков ) в 1661 году указал, что отец его Перфилий и дядя Галахтион Марьенковы - убиты на службе под украинским городом Чертовым. Один брат Самсон Марьенков - убит под Конотопом на "большом бою" , другой брат Никита Марьенков - убит под Смоленском. Далее он указал что его тетку (жену Галахтиона Марьенкова ) в 1659 году взяли в полон крымские татары вместе с детьми. Эта челобитная показывает всю трагедию и напряженность службы русского провинциального дворянства. Семья детей боярских из Тарусского уезда - Нарышкиных (позднее они породнились царским домом Романовых). Иван Иванович Нарышкин - убит в казанском походе 1552 года. Его сын так же Иван Иванович Нарышкин - убит под Кромами. Его племянники: Петр Иванович Нарышкин — убит под Алексиным, Полуехт Иванович Нарышкин — убит под Смоленском в 1633 году. Его сын, ротмистр рейтарского полка - Кирилла Полуехтов сын Нарышкин два раза был ранен. Первое ранение он получил под Конотопом в 1659 году , второе ранение получил под Старым Быховым в 1661 году "ранен с пищали в правую ногу по берцу на вылет". Василий Филимонович Нарышкин — убит стрельцами в 1682 году, Иван Кириллович Нарышкин — убит стрельцами в 1682 году, Афанасий Кириллович Нарышкин - убит стрельцами в 1682 году. Пример семьи детей боярских Чернопятовых (из Тульского и Соловского уездов). Ермолай Михайлов сын Чернопятов сын боярский служил по Туле - умер в Чигиринском военном походе в 1678 году. Его сын Фирс Ермолов сын Чернопятов умер в Крымском военном походе 1688 года. Евментий Семенов сын Чернопятов - тульский сын боярский, умер под Смоленском в 1634 году. Его сын Воин Евментьев сын Чернопятов, помещик Тульского и Дедиловского уездов, в 1661 году попал в плен под украинским городом Чудновым и пробыл в плену в Крыму 7 лет. Тульский сын боярский Аким Семенов сын Чернопятов был ранен в 1659 году под Конотопом в левую ногу , а его родной брат Кондратий Семенов сын Чернопятов служивший по Туле, был убит "воровскими" казаками. Сын боярский Кондратий Деев сын Чернопятов ,служивший по городу Солове, в рейтарских полках Розенбаха и Челюскина, был ранен под Кролевцем в 1658 году "в левое плечо из пещали, пулька в нем... рана тяжела". Его родной брат Савва Деев сын Чернопятов ранен под Конотопом 18 июня 1659 года в бою с "изменниками черкассами" ( т.е. украинскими казаками) на стороже". Их родственник сын боярский Семен Федоров сын Чернопятов - служивший по городу Туле ранен под Конотопом в левую ногу в 1659 году. Другие примеры. Два брата детей боярских Афремовых (их дед служил в Туле воеводой) - Иван Гавриилов сын Афремов и Тимофей Гаврилов сын Афремов убиты под Конотопом в 1659 году. Если взять за пример один род детей боярских однодворцев Белолипских и проанализировать потери этого рода только за 17 век, то вырисовывается такая картина. Тульский сын боярский Измаил Якубов сын Белолипский - взят в плен крымскими татарами в Тульском уезде и был в плену много лет а на момент 1622 года вернулся из плен и был "изувечен". Его родной брат Семен Якубов сын Белолипский - умер в 1615 году в военном походе русских войск под Смоленск. Внук Семена Якубовича — Григорий Еремеев сын Белолипский (1621 года рождения) убит под Конотопом в 1659 году. Внук Измаила Якубовича - Воин Осипов сын Белолипский убит под Конотопом в 1659 году. Правнук Семена Якубовича - Петр Евдокимов сын Белолипский убит под Конотопом в 1659 году. Еще один правнук Семена Якубовича - Мартемьян Иванов сын Чернопятов также убит под Конотопом в 1659 году. Итак, самые большие потери род тульских детей боярских Белолипских понес в 1659 году в битве под Конотопом - четверо представителей этого славного служилого рода сложили свои головы в битве с казацко-татарским войском. Андрей Старухин Иллюстрация: Всадник поместной конницы 16 века. Александр Красников, Евгений Шерстнёв.
    6 комментариев
    52 класса
С превращением христианства в господствующую религию началась борьба церкви с язычеством, а, значит, со всеми формами физической культуры, связанных с ритуальными состязаниями, играми, танцами, видами упражнений, выполняемых в честь языческих богов. С другой стороны, полностью придать анафеме физические упражнения было невозможно, т.к. для укрепления власти феодалов были необходимы сильные, выносливые воины.
Известно, что основную часть подготовки оруженосцев к посвящению в рыцари составляла физическая подготовка, и существует множество доказательств того, что тренировки основывались на последовательной гимнастике. Дошедшие до нас манускрипты и гобелены показывают оруженосцев, отжимающихся
Древними москвичи чистили уши копоушками и защищались кистенями
Московские археологи работают круглогодично, а с мая начинается полевой сезон и длится он до октября. Metro узнало о находках, сделанных в 2024-м
В мае с установлением теплой погоды традиционно стартует новый археологический сезон, который продолжается в наших широтах до октября. Однако в Москве уже есть «находки нового урожая»: на некоторых объектах работы продолжаются и в холодную пору. Новую подборку обнаруженных столичными археологами предметов представил публике глава курирующего эту отрасль Департамента культурного наследия города Алексей Емельянов.
Среди наиболее древних и ценных находок — детские игрушки, обнаруженные
Древний суп из Китая.
При строительстве нового аэропорта в 2010 году возле старой столицы Китая Сянь в провинции Шэньси в древней гробницы была обнаружена кастрюля супа возрастом 2400 лет. Трёхногий бронзовый посуда была настолько хорошо запечатан, что суп, в котором было несколько костей, был еще жидким, но позеленел из-за окисления бронзы.
Сегодня хочется показать вот такой вот замечательный горшок, происходящий из раскопанного в 1973 году подпола наземной постройки во Владимире. Автор работ интерпретировала объект как землянку, но скорее всего, это был именно подпол наземной постройки. Ранее горшок никогда не публиковался.
Источник: Мошенина Н.Н. Отчет об археологических раскопках, проводившихся на могильнике "Сунгирь" и в г. Владимир в 1972-1973 гг. // Архив ИА РАН. Р-1. №5193.
  • Класс
Рис. 1, 1б - Фига, также известная как «manus fica», была римским апотропаическим жестом. Этот жест имитирует проникновение мужского органа в женский так, что два органа, которые порождают жизнь, могут быть хорошим противоядием от любого сглаза.
Бронзовый амулет из Помпеи - 1я сек. доц. - Секретный кабинет Национального археологического музея Неаполя.
Рис. 2 - Картина Николь ò Пьетро Герини, насмешка над Христом в милосердии среди страстных символов - 1405-06. Национальный музей средневекового и современного искусства, Ареццо, Тоскана
Смерть в пурпуре: Как умирали византийские императоры
Не всем правителям Константинополя повезло закончить свои дни мирным образом в постели. Самые печальные случаи, когда византийским императорам не удавалось спокойно отойти в мир иной, — в нашей статье.
Чисто византийское убийство
Некоторым из героев статьи доводилось вместе с троном терять и жизнь. Вот и император Маврикий был далеко не худшим ромейским императором, однако подданных, особенно некоторых военных, он всё равно изрядно достал, в силу чего был свергнут и казнён в ноябре 602 года.
Узурпатор Фока провёл казнь с изрядной долей садизма: сначала Маврикия заставили смотреть, как режут одного за другим его сыновей, одному из кото
Лебедянский «носоед»
Не подьячий, а какой-то монстр, не челобитная, а триллер. В 1653 году жители города Лебедянь жалуются царю на «художества» своего подьячего Ивана Фролова.
Год назад, в 1652 году, сын местного помещика Иван Фролов был назначен подьячим в съезжую избу к воеводе Артемию Заболоцкому. Как говорится, открылось окно возможностей и пока оно не закрылось, Иван Фролов решил воспользоваться по полной, то есть, поправить свое материальное положение за счет жителей города. Дело привычное и обыденное.
Первым делом он вошел в доверии к воеводе: «для своей бездельной корысти стаковся с воеводы, ест и пьет заодно». По поручению Заболоцкого, Иван должен был собрать с торговых людей н
Крест-мощевик царя Михаила Федоровича
Москва, первая половина XVII в.
Люблянское болотные колесо
было найдено в Люблянских болотах примерно в 20 километрах южнее столицы Словении. Его радиоуглеродное датирование показало, что ему около 5150 лет, что делает его самым старым деревянным колесом, обнаруженным до этого времени.
Деревянное колесо принадлежало доисторической двухколесной тележке. Диаметр 72 сантиметра (28+3 ⁄8 дюймов) изготовлено из дерева ясеня, ось 124-сантиметра (48+7 ⁄8 дюймов) из дуба. Ось крепилась к колесам клиньями из дуба, что означало, что ось вращалась вместе с колесами.
Археологи МГУ исследовали необычный древний амулет из кабаньего клыка
Metro узнало у российского учёного, из каких ещё животных делали обереги наши предки и с какой целью
Российские археологи нашли необычный амулет в Великом Новгороде на Троицком раскопе. Им оказался крупный кабаний клык, остриё которого было закрыто орнаментированной металлической оправой.
– Такая группа амулетов достаточно значительная в Новгороде, в ней более 250 находок, но впервые мы встретили амулет в металлической оправе, – рассказывает Metro Елена Тянина, сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. – А что ещё удивительно, находки такого размера ранее не было. Клык принадлеж
  • Класс
Показать ещё