БОГОМАТЕРЬ ЧЕНСТОХОВСКАЯ - УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ
Первая половина XIX века. Центральная Россия
Дерево, левкас, темпера; 34,8 х 31 см
КП 1105
Икона Богоматери Ченстоховской - одна из наиболее почитаемых в восточной Европе, поскольку возникшая в XV веке легенда приписала создание этого образа апостолу Луке. Икона относится к традиционному византийскому типу Одигитрии и была написана, по-видимому, в XIII веке греческим или балканским мастером. Первоначально образ бытовал в Галицкой Руси и находился в церкви при княжеском замке в Белзе. В 1382 году князь Владислав Опольский перенес его в Ясногорский монастырь ордена паулинов возле Ченстохова. Тогда икона получила название Ясногорской (Claramontana), а позднее также и Ченcтоховской. В начале XV века она была серьезно повреждена напавшими на монастырь гуситами, после чего ее полностью переписали (очевидно, написали заново на старой доске). При этом была несколько изменена ее иконография – в руке Младенца вместо свитка появилась книга, а его корпус немного отклонился назад. Знаком того, что на икону нападали, стали два шрама, изображенных на щеке Богоматери. В 1656 году икона была провозглашена королевой и покровительницей Польши в результате событий польско-шведской войны 1655 года, когда после обороны Ясногорского монастыря началось изгнание захвативших страну шведских войск.
Образ, в силу своей истории и древности, широко почитался не только католиками, но также православными, а затем униатами. В Москве первая известная икона с таким названием была написана в 1684 году царским изографом иконописной мастерской Оружейной палаты Тихоном Ивановым Филатьевым. Как она выглядела – неизвестно, но образцом для нее могла послужить западная гравюра, не только польская, но и нидерландская. Известен лист, изданный в Антверпене, где Ченстоховский образ был передан таким, как он выглядел с середины XVII века, с дополнительными деталями – коронами на головах Богоматери и Младенца, стеной-парапетом на переднем плане, вотивными и драгоценными привесами-украшениями. При этом изображение было вписано в прямоугольник со срезанными углами.
В начале XVIII века московским гравером Григорием Тепчегорским было выполнено два изображения Ченстоховской иконы, одно из которых точно повторяло нидерландскую гравюру. Именно оно легло в основу многочисленных русских икон Богоматери Ченстоховской.
Уже в XVIII веке за иконографией, восходящей к листу Тепчегорского, ошибочно закрепилось второе название – «Умягчение злых сердец», в действительности относившееся к иному по типу изображению Богоматери. С ним она была особенно широко распространена в старообрядческой среде.
Культура.РФ пройдет трансляция кураторской экскурсии по выставке «Сотворение мира.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев